В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Виноградов: `Авария, дочь безответственности`. Назад
Борис Виноградов: `Авария, дочь безответственности`.
Московская авария в энергетике вскрыла много причин её возникновения. Назову пять, хотя можно назвать и больше.

Первая - организационная и финансовая. В указе Ельцина о создании РАО ЕЭС, а затем и в законе чётко и ясно сказано: Центральное диспетчерское управление (ЦДУ) и Федеральная сетевая компания (ФСК) НЕ подлежат приватизации. Они должны быть в прямом управлении государством, а финансово и организационно - едины. А как сейчас организовано это взаимодействие в РАО ЕЭС? Системная автоматика и релейная защита, идеология режимного и противоаварийного управления, каналы связи являются прерогативой системного диспетчера. А деньги на реализацию этого режимного управления находятся в ФСК и в диспетчерские службы поступают не в первую очередь.

Нехватка средств на решение этих проблем, старение технической базы приведут к печальным последствиям. Надо срочно заниматься оптимизацией энергетики и развитием сети, а не увлекаться финансовыми и экспортными схемами. При высоких тарифах можно и нужно развивать материальную базу. Иначе катастроф не избежать. В Норвежско-шведской энергосистеме ЦДУ и ФСК - в государственных руках и работают с высокой надёжностью как единое целое и развиваются. Но никто ведь не скажет, что в этих странах нерыночная экономика.

Вторая причина - техническая. Для России автоматика и решение вопросов надёжности в энергетике - это главное. У нас очень протяжённые сети с небольшой пропускной способностью, что ограничивает маневр располагаемыми мощностями. Многие специалисты, которые пытались поставить эти вопросы на государственном уровне, не были услышаны. Работала комиссия по проблемам энергетики под руководством томского губернатора В. Кресса. Каковы её рекомендации? Как они используются?

Сибирь и Дальний Восток соединены слабыми сетями. Можно сказать, там - энергетическая узкоколейка. Тем не менее не используется линия Сибирь - Казахстан - Урал напряжением 1150 кВ, самая современная в мире. Используя её на уровне 500 кВ, передают вместо 4,5 млн. кВт электроэнергии всего 1,5, а 3 млн. кВт "заперто" в Сибири. А через полное использование этой линии можно было бы и резервировать, и удешевить электроэнергию. Здесь прямая вина ФСК, которая не инвестирует в этот проект.

Третья причина - кадровая. Власть в РАО ЕЭС - в руках экономистов и финансистов, а технари-энергетики - на третьих ролях. Мосэнерго после аварии наконец-то возглавил энергетик, а много лет возглавлял непонятно какой сферы деятельности специалист.

В руководстве компании РАО ЕЭС известных энергетиков найдёшь с трудом. В стране строится Бурейская ГЭС. Найдите на ней молодых выпускников МЭИ, Ивановского энергетического, Петербургского политеха! Не найдёте. Хорошо, хоть местные вузы помогают решить кадровую проблему на ГЭС. А она одна из самых современных в мире!

Четвёртая причина - нравственная. Вопрос деликатный, но не могу его не обозначить. Во время встреч "в курилках" на станциях и в сетевых подразделениях РАО ЕЭС люди крайне недовольны вопиющим разрывом (в десятки раз!) в зарплатах руководителей и рабочих даже высокой квалификации. И люди говорят вполголоса: "Раз они, начальство, так "гребут" под себя, пусть за всё и отвечают". Это - важнейший элемент нестабильности энергосистемы.

Пятая причина - тоже нравственная. Руководство Минпромэнерго и лично В. Христенко гораздо более А. Чубайса ответственны за положение дел в такой стратегической отрасли, как энергетика. РАО ЕЭС - не частная лавочка, а крупнейшая государственная компания. И за положение дел в ней в первую очередь ответственность должно нести государство! Людей возмутило, что сразу после аварии начались разговоры о необходимости повышения тарифов для обновления оборудования и исключения аварий в будущем. Хорошо, что это бесстыдство жёстко прервал президент.

Инвестиционная составляющая тарифов естественных монополий по сути является заёмными средствами у населения. Это очень важный вопрос. Когда Сталин объявлял госзаймы у населения на решение задач послевоенного восстановления народного хозяйства СССР, государство гарантированно возвращало эти займы. А с 1991 года государство научилось "кидать" своих граждан, начиная с вкладов и ваучеров.

Государству так это понравилось, что оно никак не может перестроиться и вести себя честно по отношению к народу. Существующий способ сбора инвестиционных средств через абонентную плату - это косвенный налог с потребителей электроэнергии. Средства поступают в пользование акционерному обществу, фактически обогащая акционеров, в том числе иностранных. И при этом не обеспечиваются должная надёжность и бесперебойность работы.

Надо определить условия участия населения в этом займе. Возможно - путём внесения поправки в Федеральный закон о естественных монополиях. Например, зафиксировать законодательно, что если при расчёте тарифов учитывается инвестиционная составляющая, то денежные средства потребителей, направленные на её оплату, признаются долговыми обязательствами Российской Федерации. Это будет первый честный шаг.

Авария в Москве и регулярные энергетические проблемы на Дальнем Востоке, в других регионах - звенья одной цепи. Всё это показатель глубокого кризиса не только в энергетической отрасли, а в целом в стране. Для сохранения страны тарифы на все энергоносители должны быть под контролем государства.

Литературная газета, No 27 12.07.2005
http://www.vinba.ru/publication/newsletter/lit20050706.shtml

Док. 325282
Перв. публик.: 12.07.05
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 360

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``