В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: В рамках ныне действующего закона штрафы не могут быть чувствительным элементом воздействия на нарушителей Назад
Александр Шохин: В рамках ныне действующего закона штрафы не могут быть чувствительным элементом воздействия на нарушителей
Александр Николаевич, вчера Московская топливная ассоциация и Организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" выступили против розничных цен на бензин устанавливаемых ЛУКОЙЛом. Довод предпринимателей: ЛУКОЙЛ, прикрываясь обещанием Президенту Путину, выдавливает независимых продавцов и добивается монополизации розничного рынка нефтепродуктов. Довод ЛУКОЙЛа: независимые торговцы бензином не желают расставаться со сверхприбылью и бороться с инфляцией. Ситуация с ценами на бензин становится угрожающей. Многие аналитики говорят о том, что летом цены вырастут еще на 15-20%, а это уже чревато не только инфляцией, но и социальным недовольством. Можно ли, с Вашей точки зрения, каким-либо образом урегулировать эту проблему или она не поддается регулированию, поскольку лежит исключительно в рыночной плоскости?

Проблема бензина чувствительна при нашем уровне автомобилизации всей страны. Хотя по оценкам только каждый пятый россиянин обладает доступом к "баранке", тем не менее, это растаскивается на существенные показатели для того, чтобы цены на бензин были не менее социально чувствительным моментом, нежели цены на продовольствие, тем более, в период начала дачной кампании.

Второе - рост цен на бензин определяется возможностью государственного регулирования цен, поскольку рыночные механизмы или механизмы честной конкуренции не срабатывают. В частности, ФАС отвечал за это, контролируя цены, и в случае одновременного повышения цен обвинял нефтяные компании и инвесторов в злоупотреблении доминирующим положением, штрафовал их и т.д. Во-первых, в рамках ныне действующего закона штрафы не могут быть чувствительным элементом воздействия на нарушителей. Во-вторых, картельные соглашения, предполагающие сговор, не обязательно реализуются в факторе одновременного повышения цен, поскольку информация о повышении цен распространяется достаточно быстро и одновременно, многие могут повышать их, не вступая в сговор. Правда, новый закон позволяет фактически игнорировать это обстоятельство. Одновременно в течение определенного срока повышение цен будет приравниваться к согласованным действиям, то есть, картельному сговору. Методы урегулирования может показать только практика применения нового закона, который еще даже не внесен в Государственную Думу. В нынешних условиях возникает желание компаниям взять на себя обязательства не повышать цен, в частности, ЛУКОЙЛ взял такие обязательства перед Президентом России - зафиксировать цены на какой-то период. Это для крупной компании, у которой коэффициенты прибыли могут быть в разных местах и которая может за счет эффекта диверсификации продержаться какое-то время. Такой вариант невозможен для мелких компаний, которые могут испытывать определенные сложности, поскольку, покупая бензин у нефтепереработчиков по достаточно высоким ценам, удержать цены на фиксированном уровне достаточно сложно. Отсюда возникает два конфликта. С одной стороны, "крупняк" под давлением государства держит цены и если он начнет их отпускать, то государство на него наедет (власти уже давали понять, что это недопустимо). Правительство не один раз призывало нефтяников быть поаккуратнее с повышением цен, и все ссылки на мировые цены и на законы рынка не срабатывали. Как только "крупняк" начинает фиксировать цены, страдает мелкий и средний производитель и поставщик, который использует и сверхприбыли, но в тоже время он вынужден закупать исходное сырье на условиях, которые ему предлагает крупный бизнес. Отсюда возникает некий замкнутый круг, из которого нужно выходить, прежде всего, рыночными методами, но через контроль недопустимости доминирующего положения на рынке, во-первых. Во-вторых, внутренняя цена на нефтепродукты и бензин с учетом мировых цен все равно будет расти - это закон, не требующий доказательств, и колебания здесь неизбежны. Бороться с этим можно недопущением злоупотреблений доминирующим положением, во-первых. Во-вторых, государство должно определиться, будет ли оно предъявлять требования крупным производителям - поставщикам бензина по недопущению повышения цен. В этом смысле требования Московской топливной ассоциации и ОПОРЫ должны быть обращены в равной степени к государству, а не только к ЛУКОЙЛу или к другим крупным производителям, которые пытаются удерживать цены не с целью вытеснения малых производителей с рынка, а выполняя некоторые политические обещания, данные перед властью. Власть должна определить, будет ли она давить на основных участников рынка, чтобы они держали цены и сформировали с государством своего рода картель - сговор по фиксации цен в ущерб некоторым участникам рынка, в частности, независимым владельцам нефтезаправок, либо государство все отпускает на волю рынка, тогда цены могут ползти под влиянием внешнего фактора. Пока государство само на эти вопросы не ответит, будут происходить эти рассогласования интересов разных сегментов рынка, с одной стороны, и государства, с другой.


22 апреля 2005
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325276
Перв. публик.: 22.04.05
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 686

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``