В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Возможно, Ходорковский встретит лето в кругу семьи Назад
Александр Шохин: Возможно, Ходорковский встретит лето в кругу семьи
Александр Николаевич, в своем послании Путин говорил о том, что налоговые органы не должны терроризировать бизнес. Вчера Кудрин признал, что поведение налоговых органов - это рэкет. С Вашей точки зрения, это все только разговоры, или же действительно есть надежда на реальные изменения к лучшему?

Надежда, безусловно, есть, но при этом надо иметь в виду, что Президент с одной стороны, жестко давая понять, что налоговое администрирование может разрушать бизнес и преследовать несвойственные надзорно-контрольным органам функции сбора налогов, а не только соблюдения законодательства в этой области. Тем не менее, он всегда подчеркивает, что налоги платить надо, и налоговые органы не должны стать никчемными. И поэтому многое зависит не только от общей логики, которую он изложил и которая является достаточно либеральной - да, налоги надо платить, но злоупотреблять налоговым администрированием нельзя. А многое зависит от того, как все это будет исполнено. В частности, до сегодняшнего дня не удается уговорить ФНС и Минфин в том, что повторные налоговые проверки должны проводиться по решению суда. Оба этих ведомства настаивают на праве вышестоящих органов проверять нижестоящие, и в рамках таких проверок проводить повторные проверки налогоплательщиков. Зазоры такого рода позволят потом интерпретировать законодательство как в ту, так и в другую сторону. Возможна реализация либеральных подходов, в равной степени возможно и чрезмерное давление на бизнес, включая и разрушение этого бизнеса через те же самые повторные налоговые проверки. Кстати, надо иметь в виду, что неуступчивость правительства по повторным проверкам, с одной стороны, понятна. Действительно, иногда возникает подозрение, что первичная проверка могла быть проведена некомпетентно или отражает сговор налогоплательщика и налогового органа, и, конечно, вышестоящие органы должны иметь возможность проверять своих подопечных. Но в то же время, расплачиваться за это приходится налогоплательщикам, и даже та формула, которая сейчас придумана ФНС и Минфином, а именно то, что решение о проверке дается с санкции федерального органа, то есть, ФНС, по представлению соответствующего субъекта федерации по налоговым вопросам, наоборот, даже ужесточает ситуацию. Потому что понятно, что, если налоговый орган субъекта федерации даст представление наверх о том, что с его точки зрения, есть нарушения, ясно, что ФНС и руководители службы не откажут в повторной проверке, иначе они покрывают правонарушение. Соответственно, налоговый орган субъекта федерации, который такое представление дал и получил санкцию, сделает все для того, чтобы доказать обоснованность своих подозрений. Поскольку часто повторные проверки проводятся по схеме ретроактивного применения права, в настоящий момент, по крайней мере, то есть, новые жесткие нормы, например, устраняющие внутренние оффшоры, применяются задним числом, когда такие оффшоры, может быть, морально и не приветствовались, но законодатель их толковал в пользу налогоплательщиков. Понятно, что сейчас любая налоговая проверка будет исходить из такого толкования, которое опирается на нынешнее законодательство и его интерпретацию, в том числе, в судах. И в этой связи, любая повторная проверка, которая проводится не по текущим периодам, а по прошлым периодам, приведет к доначислению налогов. Поэтому формально проверяются нижестоящие налоговые органы, но по существу речь идет о доначислении налогов. Поэтому и идет такая борьба за регламентацию повторных проверок, в том числе, и за введение судебной процедуры. Сегодня последний раз перед обсуждением на правительстве министр финансов собирает совещание с участием предпринимателей. Посмотрим, насколько послание Президента сказалось на позиции правительственных учреждений.

А вынесение приговора Ходорковскому будет показательным элементом с точки зрения реального изменения отношений бизнеса и власти?

Оглашение приговора перенесено на 16 мая, и такое впечатление, что перенос оглашения приговора связан с тем, что судебным властям нужно переварить послание Президента. Потому что мощный импульс к размышлениям дан, буквально в конце прошлой недели не было оснований полагать, что либеральная линия в послании возобладает. Поэтому вполне возможно, условно говоря, что суды ориентировались на ту инерцию, которая сложилась. А поскольку Президент дал мощный импульс по либеральному толкованию, в том числе, и по отношениям налоговых властей и налогоплательщиков, то, безусловно, несмотря на независимость суда, суды должны проинтерпретировать все эти новые ситуации. Поэтому вполне возможно, что приговор Ходорковскому, оглашенный 16 мая, будет мягче того, который мог бы быть оглашен в случае, если бы он оглашался сегодня, или неделю назад.


27 апреля 2005
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325272
Перв. публик.: 27.04.05
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 699

  • Шохин Александр Николаевич
  • Ходорковский Михаил Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``