В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Услужливый медведь опаснее врага. Назад
Услужливый медведь опаснее врага.
Вопросы, затронутые в этой статье, связаны с моим убеждением, что партий при Президенте без программы и идеологии не бывает. Такие партии, состоящие из "прагматиков - людей дела", быстро превращаются в клановые группировки, борьба между которыми носит, как правило, беспринципный характер. Кстати, принятый в последнее время партией "Единая Россия" девиз "Мы с Президентом, но Правительство критикуем" является, по моему мнению, весьма двусмысленным. Правительство М.М. Касьянова можно было условно считать не путинским, но нынешнее фактически сформировал и реально возглавил Президент. События же последнего времени показывают, что политическая услужливость опасна, в первую очередь для самого Президента. Поскольку я являюсь сторонником политического центризма, то попробую изложить свое видение центристской позиции. Рассчитываю на дискуссию по поднятой в настоящей статье проблеме.


Некоторые особенности нынешнего российского центризма
Принятые до настоящего времени законы позволяют говорить о "Единой России" как о партии центра, только если понимать под этим "федеральный центр". Центр - в смысле место, где сосредоточивается власть в стране. Термин активно использовали в прибалтийских республиках СССР накануне их выхода из Союза. И подразумевали при этом нечто далекое и чуждое интересам граждан этих республик.


Теперь "федеральный центр" стал несколько неожиданно и по собственной инициативе отделяться от остального Российского государства, от его регионов и их граждан. "Центр" - это уже даже не Москва. Москва - такой же регион, как и остальные, разве что пока еще самый богатый. Нынешний "федеральный центр" ограничил себя рамками федеральных органов государственной власти. Его граждане - федеральные чиновники. Принятые в последнее время законы были нацелены на укрепление власти "федерального центра" и его материального благополучия. Чиновников реорганизовали, значительно увеличили им зарплату. Большое внимание было уделено федеральному бюджету, т.е. тем средствам, которыми "федеральный центр" распоряжается напрямую. Законы о недрах, лесе, водах и другие отнесли целиком в собственность федерального бюджета доходы от целых (и наиболее успешных) отраслей народного хозяйства. Законы "о распределении полномочий" с местными и региональными органами управления (в т.ч. и так называемый закон "о монетизации льгот") существенно снизили нагрузку на бюджет федеральный и увеличили ее на региональные. Многочисленные исправления в Налоговый кодекс и ряд других законов позволили обложить налогами все, что только было можно, даже учреждения науки, образования и медицины.


Таким образом, усилиями "партии центра" "федеральный центр" прибрал к рукам громадную власть и деньги. А вот зачем он это сделал, пока объявлено не было. То ли для того, чтобы "просто было". Тогда это, по меньшей мере, бессмысленно. А если для реализации столь необходимой стране программы экономического и социального развития, то сделанные шаги оправданны.


Только, к сожалению, до сих пор никакой внятной программы не было предъявлено ни исполнительной властью, ни "Единой Россией". Единороссы и вовсе сумели весь год обходиться без программы партии, ограничившись предвыборной программой, состоящей из набора правильных лозунгов. На деле же все проделанные за последнее время в экономике шаги были на деле продолжением "правых" реформ, которые были осуждены гражданами России, отвергнувшими на последних выборах все "правые" партии.


Принципы центризма в экономике
На мой взгляд, экономическая база политического центризма основана на национально ориентированной экономике, ограничении стихийности рынка, регулировании его государством экономическими методами в сочетании с развитием системы кооперации. При этом доля госсобственности может быть не очень большой. Важно умение управлять этой собственностью в интересах страны. Нужен контроль рыночного сектора экономики без прямого вмешательства государства. В сочетании с накопленным в стране опытом социального партнерства, сильной государственной идеологией, четкой организацией управления и ответственностью - такой центристский курс приведет страну к успеху.


Центристская линия должна заключаться в том, чтобы не пугать народ инфляцией, а использовать накапливаемые от сырьевых ресурсов средства на развитие производства и выход из технологической отсталости. Да, конечно, необходимо использовать Россию как надежного и ответственного поставщика мировых энергоресурсов. Учитывая, что добыча, переработка, транспортировка углеводородного сырья развиваются с применением высоких технологий, потребуются развитие инновационно активных смежных отраслей, соответствующее научно-техническое обеспечение, квалифицированная рабочая сила, хорошее управление и умелая организация работ. Это обеспечит российской экономике достойное место в мире, высокотехнологичный уровень развития промышленности. Подобное направление развития характерно для Канады, Норвегии, Австралии и ряда других стран.


Развивая наряду с этим исследования и разработки в сфере передовых технологий, наша страна сохранит ведущие позиции в мировом научном пространстве, постепенно переходя к поставке на мировой рынок инновационных высоких технологий. Это и будет путь перехода к новой экономике, основанной на знаниях, о чем сказано уже много слов. А законодательными актами надо обеспечить главные направления научно-инновационного развития страны.


Социальная политика центристов
Необходимо определиться с социальной опорой партии. Мы должны четко высказаться, на какие социальные слои партия ориентируется и делает ставку. У СПС с этим вопросом была полная ясность. Они опираются на богатых и сильных. А мы? Всем сразу нравиться - не получится. Налицо опасность скатиться вправо и превратиться в инструмент для СПС по реализации их социальной платформы. А их принципы известны: социальными вопросами не заниматься, заставить граждан самих за все платить (даже за ненужные, но обязательные услуги).


Это приведет к фактическому подыгрыванию политическим силам "левого фланга". Ведь оно дает им возможность не только по-прежнему апеллировать к "нуждам народа", но и напрямую обвинять партию "Единая Россия" в крайне правой позиции.


Очевидно, что при накопленных государством запасах сырьевых долларов все политические победы на выборах в ближайшие три года будут связаны с выдвижением и реализацией социальных лозунгов. На выборах будет побеждать тот кандидат, который занимает подлинно центристскую позицию. Необходимо заявить и продемонстрировать населению социальную направленность политики партии. Надо разработать Социальный кодекс России, который бы сделал ясным и предельно простым - как для понимания, так и для реализации - социальные гарантии и обязательства государства по отношению к его гражданам. В основе кодекса должны лежать гарантируемые государством стандарты качества жизни. Отдельно необходимо в рамках кодекса предложить программу "Перспективное детство", которая бы повысила стандарты качества жизни детей.


Кадры решают все...
Партию, конечно, необходимо чистить - от случайных людей, карьеристов и проходимцев. Но надо определиться в главном: какую партию мы сегодня строим. Строим ли мы российский вариант ХСС, подменяем ли СПС или развиваем политический центризм, не упуская из зоны партийных интересов и левый, и правый фланги? За какую все-таки партию проголосовало более двадцати миллионов российских граждан в декабре 2003 года?


Поэтому нельзя считать, что вопрос о правом уклоне не стоит того, чтобы он обсуждался прагматиками, поглощенными повседневной практической работой. Такая позиция некоторых партийных лидеров приведет к потере перспективы в работе и партийном строительстве. Здоровый прагматизм - дело хорошее, но, доведенный до абсурда, он превращается в минус.


Как пример такого доведенного до абсурда "прагматизма" приведу публичный ответ одного нашего регионального партлидера на вопрос об отношении к замене праздника с 7-го ноября на 4-е. Он ответил, что разницы нет, когда в деревне свинью забивать. Вот уж когда простота хуже воровства. Вот тебе и свинско-партийное практическое мнение о государственных праздниках.


Сейчас важно сформировать несколько эффективных, понятных населению национальных проектов, сконцентрировать силы на их реализации и во главе поставить крупных людей. На их успешной реализации будет строиться авторитет партии. Я уверен, что страна не обеднела ими. Это будет влиять на развитие российской государственности.


Проектный принцип должен прийти на смену принципу "надзора" или "взятия под контроль" отопительного сезона, зарплат бюджетников и т.п.


В качестве примера предлагаю проект: Новая Восточная политика - пятилетка (2006 - 2010 гг.). В эти годы исполняется 150 лет Приамурья в составе России. Учитывая важное историческое, социально-культурное, политическое значение данного события, необходимо рассмотреть возможность его празднования. В рамках подготовки возможны крупные партийные и государственные решения. Партийные решения связаны с объявлением пятилетки Дальнего Востока, государственные - издание Указа Президента и Постановления Правительства.


В 2005-2010 годы имело бы смысл подготовить и широко отметить 150-летие российских городов, которые были основаны соответственно: Благовещенск - 1856 г., Хабаровск - 1858 г., Владивосток -1860 г. Целесообразно для этого предусмотреть соответствующее изменение параметров ФЦП "Дальний Восток и Забайкалье". Само 150-летие Айгунского договора можно широко отмечать как Праздник российско-китайской дружбы и сотрудничества. В рамках мероприятий провести встречу на высшем государственном уровне, международные страноведческие форумы, причем не только с Китаем, но и с другими странами АТР (торгово-промышленные выставки, бизнес-семинары, фестивали культуры и другие мероприятия). Следует также учесть, что 2008 год - время проведения Олимпийских игр в Китае.


Празднование знаменательных дат дальневосточных городов и проведение соответствующих торжеств и иных мероприятий даст значительный импульс для развития Дальнего Востока.


"МК на Амуре" No 49, 08.12.2004
http://www.vinba.ru/publication/newsletter/mk20041201.shtml

Док. 325266
Перв. публик.: 08.12.04
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 354

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``