В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Амнистия капиталов труднореализуема Назад
Александр Шохин: Амнистия капиталов труднореализуема
Александр Николаевич, в своем послании Федеральному собрания Президент предлагал амнистию капиталов по стандартной налоговой ставке 13% при возвращению денег в Россию. На вчерашней встрече с Президентом парламентарии предложили снизить ставку налога для амнистированных капиталов до 3% - 4%. Кроме того, в их предложения входят анонимные банковские счета для возвращаемых капиталов и так далее. А с Вашей точки зрения, насколько разумны предложения парламентариев?

Вообще, дискуссия по налоговой тематике за последние месяцы показала, что бизнес заинтересован в снижении налоговых ставок, но, в то же время его в большей степени беспокоит возможность методами налогового администрирования остановить любой бизнес, разрушить любую компанию. И в этой связи ставка не является судьбоносной для многих предпринимателей. Кроме того, к схеме амнистии капиталов, предложенной Президентом, безусловно, должна быть добавлена некая технология, которая сделает безопасным возврат капитала. Здесь нужно, видимо, к этой схеме добавлять такие элементы, которые были реализованы, например, в Казахстане, когда были уничтожены налоговые дела. Должен быть добавлен элемент анонимности, потому что при нынешнем состоянии налогового администрирования можно вернуть капиталы, при уплате 13% или 3%, но потом налоговые службы заберут, идя по списку, тех, кто в свое время нарушал закон, вывозя деньги без лицензии ЦБ, не возвращал валютную выручку, нарушал налоговое законодательство и так далее. И в этой связи конструкция амнистии связана, фактически, с доносом на самого себя и попаданием в черные списки для разнообразных проверок. А проверять можно уже по другим основаниям, в том числе, по использованию оптимизационных схем, трансфертного ценообразования, и так далее. В итоге сама идея амнистии может никого, даже при низких ставках, не увлечь, что называется. Если же вводить систему анонимных счетов, то явно будет возражать федеральная служба по финансовому мониторингу, поскольку через эту лазейку смогут отмываться криминальные капиталы, связанные с торговлей оружием, людьми, наркотиками. И вряд ли мировое сообщество поддержит эту конструкцию с анонимными счетами. Как известно, те страны, которые используют эти схемы, были в достаточно тяжелом положении с точки зрения требований FATF, и та же Швейцария уже идет на поводу у мирового сообщества, у Европейского Союза, и многие элементы банковской тайны уже упразднены. Для ряда стран такие элементы остались, но все равно они находятся в серой зоне с точки зрения требований FATF. Поэтому вообще сама идея амнистии капиталов труднореализуема.

Важно понять, чего мы хотим? Мы хотим, чтобы в Россию потекли инвестиции? - Нужно создавать благоприятный климат. И репатриация капиталов при наличии благоприятного климата происходит, в некотором смысле, автоматически. Не случайно среди основных иностранных инвесторов в российскую экономику выступают страны с оффшорными режимами - Кипр, Нидерланды и так далее. Это означает, что российский капитал возвращается под псевдонимами иностранного капитала, и именно он и платит те 3% - 4%, которые предлагают депутаты, в оффшорных зонах. Но многим обладателям этих капиталов безопаснее под псевдонимами и иностранными титулами возвращаться в Россию, в том числе, чтобы по собственной инициативе не включать себя в черные или серые списки налоговых, правоохранительных и иных органов.

Мы понимаем, что пример ЮКОСа позволяет индивидуально, эксклюзивно, избирательно применять право, и для правоохранительных и налоговых органов нет ничего лучше, нежели признание в том, что тот или иной налогоплательщик или предприниматель нарушал закон, нет ничего лучше, как наличие такого списка для проверки того, а как сейчас обстоят дела, не нарушает ли этот предприниматель закон сейчас. И вообще - эти идеи есть палка о двух концах. На самом деле, это похоже на сыр в мышеловке для многих бизнесменов.

Тем более, надо иметь в виду, что сейчас Россия не страдает от недостатка ликвидности, а, скорее, страдает от недостатка инвестиционных проектов, и уверенности в предсказуемости политики властей. Поэтому идеологически идея понятна, но я бы перевел ее в режим налоговой амнистии в том виде, например, в каком она была реализована в Казахстане. То есть, нужно закрыть тему проверок трехлетней давности, когда к юридическим лицам применяются новые нормы законодательства и законы имеют обратную силу, когда государство, запретив оффшорные или иные оптимизационные схемы в 2003 году, применяет эти новые правила к 2001 году. И если бы было четко зафиксировано, что жесткие правила будут применяться только по текущим проверкам, и Президент об этом заявлял, и не будут обращены в прошлое, и глубина налоговых проверок - три года - которая существует сейчас, будет отсчитываться с 2005 года, это и будет налоговая амнистия. При этом могут быть уничтожены все налоговые дела по схеме Казахстана, и тогда можно ужесточать правила и требовать их соблюдения, и штрафовать достаточно сильно, но это будет лучший вариант стимулирования возврата капиталов и стимулирования инвестиций в экономику. Эту идею надо делать не напрямую, как это стараются делать сейчас депутаты, а надо сохранить саму идеологию, но найти способ реализации, который приведет к результату. И в предложениях депутатов, на мой взгляд, не достигается тот результат, ради которого Президент заявил тему амнистии капиталов.



19 мая 2005
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325262
Перв. публик.: 19.05.05
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 712

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``