В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Ну-ка, школьник, марш в поэты!` Президент-то знает это? Назад
`Ну-ка, школьник, марш в поэты!` Президент-то знает это?
Школу сотрясают нескончаемые реформы. Меня тоже трясет, но уже исключительно на нервной почве: то, например, переходим на 12-летнее обучение, то не переходим. Зато будем сдавать "ЕГЭ" и получать "ГИФО", будущее которого пока тоже, в общем-то, весьма туманно. Я уже не знаю, что будет завтра, чем закончится очередное образовательное нововведение для моего ребенка. И я искренне не понимаю, нужно ли все это на самом деле. А поскольку директивы спускаются сверху, пытаюсь это выяснить у Бориса Виноградова - в недавнем прошлом ректора АмГУ, в еще более недавнем прошлом - заместителя министра образования. Словом, к человеку, имевшему самое непосредственное отношение к "верху" нашей системы образования.

- Борис Алексеевич, вы же эту "кухню" изнутри знаете. Можете объяснить мне, что происходит? Тот же единый госэкзамен - сделает он нашу жизнь лучше?

- В то время, когда я работал в Министерстве образования, этот вопрос еще не обсуждался, тогда активно муссировалась тема перехода на 12-летнее образование. Но вообще объяснение по поводу единого госэкзамена звучит так: "Он сделает образование более доступным. Можно разослать документы хоть по всей стране, а потом ехать туда, куда зачислят" Хорошо, давайте посмотрим, что, на мой взгляд, может произойти дальше. Планируется, что по результатам единого госэкзамена выпускник получает ГИФО (пока в качестве эксперимента эта практика введена в трех регионах страны), - по сути, некий ваучер. Сдаете вы, к примеру, экзамен на 100 баллов - государство полностью оплачивает вашу дальнейшую учебу. Сдаете на 50 баллов (грубо говоря, на "тройку") - тоже получаете ваучер, но уже на меньшую сумму, остальное придется доплачивать из собственного кармана. Еще меньше набрали баллов - будете платить за учебу полностью. Теперь возьмем ребенка из московской и из сельской школы: деревенский, быть может, в десять раз талантливее, но в его школе нет нормальной учебной базы, один учитель преподает одновременно физкультуру и физику и т.д. А поскольку ЕГЭ - это, как бы то ни было, система "натаскивания", то соответственно больше шансов у москвича, именно он-то и поступит на бесплатной основе.

- Вы сами только что сказали, что в глубинке ребенок может оказаться талантливее. Предположим, в один из вузов приходит сто заявлений с одинаковыми результатами экзамена - ну и как преподаватель сделает свой выбор, не видя человека, не имея возможности понять, по убеждению тот выбирает эту профессию или просто для престижной "корочки"?

- Не исключена своего рода лотерея - кому больше повезет.

- Но ведь не утюги же разыгрываются - судьбы конкретных людей! А для страны неужели без разницы - каких специалистов она в итоге получит: тех, которых сумели "натаскать" или которые еще и думать умеют?!

- Так ведь не зря же в недавней программе "Основной инстинкт" ректор МГУ В.А. Садовничий сказал, что в его университете как были вступительные экзамены, так и останутся.

- Тогда я вообще ничего не понимаю: к чему все это затевается? К чему все эти бесконечные реформы и нововведения в наших школах - просто гонка какая-то реформаторская!

- Еще ведь классики говорили: "Нет ничего опаснее для страны, чем слишком быстрые реформы и изменения". Проводимые реформы даже не успевают закрепиться в сознании народа, в конечном итоге все это выливается в мутный поток. Посмотрите: введение ЕГЭ, новые стандарты, планирование перехода с 5-балльной системы на 100-балльную, ажиотаж вокруг уроков физкультуры и так далее... Еще работая в Министерстве образования, я выступал против многих нововведений. По той простой причине, что сегодня нашей системе образования прежде всего необходимы две основных вещи: современная материально-техническая база во всех учебных заведениях и достойная оплата труда преподавателя, поскольку нищий учитель - это позор для страны. А на что отправят учиться своих детей родители, получающие мизерную зарплату? Огромное количество женщин воспитывает детей вообще в одиночку. Как они могут выучить их, на какие деньги? Почему хотя бы для таких матерей не сделать ощутимую скидку на обучение детей? С этого, по-моему, необходимо начинать.

- Мне показалось, что в той же программе "Основной инстинкт" министр образования достаточно напряженно реагировал на ваши реплики.

- У нас нормальные отношения, просто мы с Владимиром Михайловичем Филипповым по ряду вопросов занимаем разные позиции.

- По этой причине вы и ушли с должности заместителя министра?

- Нет, по причине того, что из меня чиновник не получался. Мне многие говорили: "Чиновники - они более ласковые, обтекаемые, а вы слишком резкий... Это хорошо. Но не для чиновника". В общем, мы расстались, поскольку как чиновник я - все равно что слон в посудной лавке.

- Давайте вернемся к образованию. Вы говорите: "Вводятся новые стандарты". Но зачастую под эти стандарты "загоняется" такое количество предметов или заданий, что все заканчивается дикими перегрузками и проблемами здоровья школьников.

- Здесь две стороны медали. С одной стороны, серьезное образование невозможно получить легко - это мое твердое убеждение...

- ...А с другой стороны, школьнику очень много дают абсолютно ненужного - это мое, тоже твердое убеждение. Например, всем задали сочинить гимн, не сочинил - "два". Да как можно по заданию писать стихи? Однако пишут, а в свое время в управлении образования мне с гордостью сообщили, что в какой-то школе целый класс "стихи сочиняет", все сплошь поэты. Не абсурд разве? Ведь таким образом плодим графоманов, и не более того.

- Нет ничего опаснее чиновничьего рвения, когда объявляются акции типа "Все станем тимуровцами", "Все собираем металлолом", "Все пишем стихи"... Задача учителя - найти и раскрыть способности каждого ребенка, а не участвовать в кампанейщине. Нередко это инициатива местных властей.

- А как быть с физкультурой? Президент дал установку на оздоровление нации, чиновники взяли "под козырек" и придумали "президентские нормы", в результате получилось настоящее физкультурное безумие. Иной ребенок, быть может, станет гением в области ядерной физики, открытие сделает, а на физкультуре он не может пробежать на время - ну не дано ему быстро бегать! Значит - "тройка" и вообще личность неполноценная...

- Любое хорошее дело всегда может закончиться головотяпством. Обратите внимание, Президент отвечает у нас за все, ответственность за любую чиновничью дурь мы сваливаем на одного человека. Например: "На совещании Госсовета Президент сказал то-то и то-то..." - и уже началась бездумная суета на местах. Так и в случае с физкультурой.

- Но звучит-то внушительно: президентские нормы! Мой ребенок, кстати, искренне верит, что Президент лично их разрабатывал.

- Наш Президент, заметьте, в отличие от предыдущего ничего не навязывает обществу. Он человек очень вдумчивый, всегда внимательно выслушивает, может высказать какое-то пожелание, но не станет он издавать указ, чтобы весь класс писал стихи или точно установленное время висел на перекладине! Детей необходимо убедить, что быть здоровыми, заниматься спортом - это престижно. Делать же это в принудительном порядке - самый дешевый чиновничий путь.

- Ваш внук сейчас учится в московской школе. На его примере приходилось сталкиваться с чем-то подобным?

- Честно говоря, не помню такого. Нет.

- Кстати, он у вас в обычной школе учится или в какой-нибудь "элитарной"?

- В самой обычной муниципальной. В этой же школе занимается танцами и футболом, и никаких сверхпоборов нет - платим только за охрану самой школы и за танцы, футбольная секция вообще бесплатна.

- А почему не отдали его в какую-нибудь "крутую" школу - дорого?

- Испугался, что там за ним до десятого класса с платочком ходить будут. Посмотрел я на ребятишек из таких заведений "закрытого типа" - бассейн посещают, иностранные языки учат, но уж слишком они тепличные какие-то. Такой ребенок выйдет на обычную улицу, ему, извините, в глаз дадут, а он и упадет со страху. Нет, пусть мой внук привыкает к нормальному дворовому воспитанию. Он у меня гоняет с пацанами мяч, когда надо - дерется, с синяками приходит. В общем, нормальный мужик растет.

- Не испытываете тайную надежду, что к тому времени, когда он подойдет к выпускному классу, в нашей системе образования все успокоится, на смену ЕГЭ и ГИФО придет что-нибудь более разумное? Чему вы смеетесь?

- Просто вы мне напомнили мои разговоры с некоторыми ребятами из Министерства образования. Когда мы спорили, я все повторял: "Дайте моему внуку закончить школу, ну не надо на нем ставить эксперименты!" А если серьезно, в образовании, действительно, экспериментировать нельзя. Докажи аргументированно, что было плохо в системе советского образования, обдумай со всех сторон будущие изменения и, если уверен, - вводи. А не уверен - так зачем менять устоявшееся? Посмотрите, сколько было шума по поводу 12-летнего обучения, на эксперименты потратили сотни миллионов! Потом все отменили, и кто ответил за впустую растраченные деньги?... Думаю, что со временем и ЕГЭ отменят.

- Ну да, а взамен еще что-нибудь придумают... Ставлю вопрос по-другому: когда-нибудь все это закончится?

- Убежден, что закончится и все, действительно, придет к разумному. Не сомневаюсь.

Лидия Колесникова

"Моя мадонна", 18.06.2003
http://www.vinba.ru/publication/newsletter/mm20030618.shtml

Док. 325254
Перв. публик.: 18.06.03
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 461

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``