В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Если вдруг Борису Николаевичу придет в голову сменить премьер-министра, то шансов сохраниться на плаву до президентских выборов у Путина останется мало Назад
Александр Шохин: Если вдруг Борису Николаевичу придет в голову сменить премьер-министра, то шансов сохраниться на плаву до президентских выборов у Путина останется мало
- Довольно долгое время Вы были членом НДР, однако потом довольно шумно расстались с этим движением. Сейчас Вы не жалеете об этом?

- Нет, не жалею. Я не собирался его покидать, а хотел лишь дать импульс для обновления. Я считал, что НДР должна стать политической партией парламентского типа и выдвинул несколько направлений перестройки движения. У НДР из-за негативного шлейфа, который тянулся и за властью как таковой, и за лидером движения, который пять лет работал в правительстве, был единственный способ сохранить себя в качестве парламентской силы - сформировать коалицию. Лидер НДР, по моему замыслу, должен был отказаться от претензий на первое место в партийном списке того или иного избирательного блока и быть готовым к тому, что возглавят партийный список НДР совсем другие лица - более динамичные, перспективные и популярные в народе. Эти тезисы организационного переустройства НДР сильно не понравились Виктору Степанович Черномырдину. За мой вотум недоверия я был из НДР изгнан.

Однако когда формировалось межрегиональное движение "Единство", было очень похоже, что мой план вытащили из-под сукна и пытаются рассмотреть применительно к осени 1999 года. В частности, инициаторы создания губернаторского блока "Единство" предложили сотрудничество НДР в качестве младшего партнера. Но, как и год назад, НДР не пошло на это "унижение" и согласилась на коалицию лишь при условии присутствия НДР в названии блока, полного восприятия программы партии новым блоком и сохранении в федеральном списке всех двенадцати членов НДР. Отказавшись участвовать в коалиции, НДР превратилась в силу, которая будет способствовать разрушению, центристской части политического спектра, где сейчас собралось несколько движений: НДР, "Отечество - Вся Россия", "Единство", которое во многом было создано, чтобы оттягивать голоса от ОВР. Не хотелось бы, чтобы эта толкотня в центре привела к тому, что сам центристский электорат стал меньше, и избиратели, которые еще недавно были готовы голосовать за центристские и правоцентристские партии, отдали свои голоса традиционным политическим силам, таким как КПРФ. Если это произойдет, и Черномырдин, и организаторы "Единства" будут нести ответственность за очередной подарок коммунистам, реальное влияние которых, безусловно, снижается.

- Как бы Вы оценили шансы НДР на парламентских выборах 1999 года?

- Год назад я оценивал эти шансы в размере 3-4-х процентов, с тех пор они не изменились. Для перемены должно произойти что-то экстраординарное - например, назначение Черномырдина премьер-министром. Не исключено, что Виктор Степанович и некоторые другие политики от НДР будут избраны в следующую Государственную Думу и при поддержке "Газпрома" и нефтяных генералов сколотится депутатская группа, руководить которой предложат Черномырдину. Но ясно, что для Виктора Степановича это будет уже почетная пенсия. А свой исторический шанс стать ядром широкой правоцентристской коалиции НДР упустила.

- В свое время НДР создавалась как партия власти, сейчас по тому же принципу строится ОВР, многие члены которой до сих пор не сняли со своих дверей таблички с надписью "НДР". Как Вы считаете, долго ли проживет ОВР как движение? Может случиться, например, что оно выполнит некую задачу на парламентских выборах, а потом развалится?

- Такая опасность, безусловно, есть. ОВР - это предвыборный блок. Главная его задача - завоевание как можно большего числа мест в парламенте. Кстати, в 1995 году НДР собиралась взять большинство в Госдуме, но ей это не удалось. ОВР еще недавно тоже верила в возможность завоевания большинства. Но чем ближе к выборам, тем реалистичнее становятся оценки. Я думаю, если ОВР получит 15-20%, это будет хороший результат. Но если после избрания в Госдуму ОВР не осуществит трансформацию предвыборного блока в партию гражданского общества с программой, идеологией, сторонниками, с механизмами влияния на правительство, президента, регионы и т.д., а займется лоббированием интересов тех, кем блок формировался, конструкция будет временной, неустойчивой и сама распадется на отдельные фракции. Это относится в той же и к "Единству". Пока вероятность, что эти партии будут повторять судьбу партий власти, отстроенных под выборы, крайне велика.

- Сейчас главными претендентами на звание строителей гражданского общества считается СПС. А их перспективы, на Ваш взгляд, каковы?

- Я большой сторонник того, чтобы СПС прошел в Госдуму. Они там нужны как противовес левым силам. В то же время приходится констатировать, что угроза непопадания СПС в Думу крайне высока. Они идут на пределе, а в политике возможны всякие случайности. Еще месяц назад ОВР имело почти 30%. Появилось "Единство", начался взаимный слив компромата. И вот уже у ОВР - 15%, у "Единства" - 7%. Но в сумме эти два центристских движения имеют меньше, чем месяц назад ОВР имело в одиночку. Если и дальше дело так пойдет, через месяц у этих блоков вместо 22% на двоих будет 15%, а к декабрю мы будем оценивать возможности преодоления ими 5% барьера. Точно также и с правыми силами. Сейчас они на пределе - 5% под большим вопросом, - хотя шансы есть, но кто знает, как события будут разворачиваться дальше. Я имею в виду финансовые и иные скандалы. Если появятся новые имена - лидеры праволиберальных сил - это скажется на рейтингах. А если фамилии будут тяготеть к другим блокам, на этом фоне правые силы могут и пробиться.

- Если вернуться к балансу сил в Думе, кто, на Ваш взгляд, займет в ней место ЛДПР, в случае, если Жириновский и его блок все-таки вылетят из предвыборной гонки?

- Ниша ЛДПР - двоякая. Это партия с готовностью обслуживает интересы власти, но ведет себя как представительница древнейшей профессии: с ней решить можно любой вопрос, главное - цена. Если такой партии не будет, конечно, и правительству, и президентским структурам опорные точки искать станет тяжелее. Что касается ниши политической - я сижу в зале Госдумы неподалеку от коммунистов и часто слышу с их стороны одобрение выступлений Жириновского. Будучи талантливым оратором и актером, он весьма часто озвучивает то, что могли бы сказать и другие фракции, хотя есть у него и собственная компонента - откровенный национал-шовинизм. Не хотелось бы, чтобы эту нишу кто-то занял, в частности, маргиналы типа Макашова с Илюхиным.

- Как Вы относитесь к возникающим все чаще разговорам о необходимости отказаться от выборов по партийным спискам?

- Если говорить об оптимальной схеме, я бы сказал, что нужно сочетать мажоритарную систему с партийной системой. Но не так, как это делается сейчас, половина думских мест - по партийным спискам, половина по мажоритарным округам. Все кандидаты в депутаты должны избираться по округам. Но право выдвижения этих кандидатов по округам должны сохранить партии. А механизмы самовыдвижения и даже выдвижения группами избирателей упразднить. Потому что зарегистрированная партия с заявленной программой, с понятными лидерами - минимальная гарантия первичного отсева кандидатов. Значит, внося в конкретный окружной список своего кандидата, они не будут делать резких телодвижений и представлять экзотических людей. Такая комбинация представляется мне оптимальной.

Кроме того, пока у нас не сложилось двухпартийной системы, надо подумать о двухэтапной системе выборов. Депутат - это в переводе с латыни "заместитель народа", а какой же это заместитель народа, если он оказался в Думе при поддержке 10% принявших участие в голосовании, в котором принимает участие 30% избирателей, имеющих право голоса. В итоге получается, что этот депутат имеет поддержку 2-3% обладающего активным избирательным правом населения. А второй тур - хоть какой-то выход из ситуации: из двух зол будут выбирать меньшее, пусть даже при той же явке. Хотя второй тур - дело дорогое, он не всегда собирает достаточно числа избирателей, которым надоедает вся эта политическая возня. Но в то же время мы должны сделать все, чтобы политическая структура Думы соответствовала структуре политических предпочтений населения.

Если партийная система сохранится, 5% барьер нужно делать еще более гибким. Сейчас, если 5% барьер преодолевают партии, которые в совокупности получили поддержку менее 50% принявших участие в голосовании избирателей, должна быть добавлена как минимум еще одна партия, из не преодолевших 5% барьер, с попаданием которой в Думу процент избирателей, увидевших свои партии в Думе, превысит 50%. То есть, в Думу приходят партии, получившие премию. И их представительство удваивается, поскольку они забирают места тех партий, которые не преодолели 5% барьер.

- Из недр НДР вышел еще один известный нынешний политик - премьер-министр Владимир Путин. Как Вы оцениваете его шансы на пост президента?

- Его шансы, я думаю, зависят от того, сумеет ли он оказаться последним премьером при Ельцине или нет. Если он будет последним премьером до парламентских выборов, шансы у него очень хорошие. Но если вдруг Борису Николаевичу придет в голову сменить премьер-министра, то шансов сохраниться на плаву до президентских выборов у Путина останется мало. Если отставка Путина состоится после 19-го октября, то, не успев попасть в Думу, он просто окажется не у дел на ближайшие два месяца. А затем основной центр политической жизни переместится в Думу, и ему очень сложно будет конкурировать с другими соперниками на президентских выборах. Россия устроена так, что человек с властными ресурсами все-таки предпочтительнее, чем просто хороший человек.

Есть еще одна тонкость. Считается, что Государственная Дума, собравшись на одно из первых заседаний, в январе захочет выразить вотум недоверия правительству. Не потому, что ей не понравится конкретное правительство. Основные думские игроки будут участвовать в президентской гонке. Зачем им преемник, обладающий полномочиями премьера и возможностью влиять на региональные элиты? По Конституции, если Дума дважды в течение трех месяцев выражает вотум недоверия правительству, президент должен либо распустить Думу, либо отправить правительство в отставку. Но опять же согласно Конституции за полгода до выборов распускать Думу президент права не имеет. То есть, Дума оказывается защищенной и может любое правительство сделать временным. Задача Путина не только в том, чтобы остаться премьером после парламентских выборов, но и так разрулить ситуацию, чтобы у Думы не было возможности отправлять правительство в отставку. Достигнуть этого можно с помощью только двух механизмов: первое, сделать что-то выдающееся, после чего ни у кого из депутатов рука не поднимется его снимать, что-то типа борьбы с терроризмом, с Чечней, может, какая внешняя угроза возникнет. Второй вариант, от Путина, не зависящий, - если он в этот момент будет исполнять обязанности президента.

- Около месяца назад вы предположили, что досрочная отставка Ельцина если и состоится, то не 19 сентября, как предрекали многие, а 19 октября. Вы не отказываетесь от этой версии?

- Я не гадал на кофейной гуще, а делал прогноз. Если президент Ельцин хотел смешать карты всем политически игрокам, то ни в коем случае не ушел бы в отставку 19 сентября. В таком варианте до выборов парламента оставался чересчур много времени - три месяца. За этот период можно перестроиться, подготовиться, по новой зарегистрироваться, переформировать первые тройки партий, блоков и т. д. Но если президент уйдет в отставку в конце октября, а досрочные выборы будут назначены на 23 января, то документы на регистрацию кандидатов в президенты поступят где-то 8-9 декабря. Еще через неделю ЦИК должен будет их зарегистрировать. И когда окажется, что кандидаты в президенты одновременно являются зарегистрированными кандидатами в Думу, или в мэры, или в губернаторы, - ЦИК может отказать. 14-15-го кандидату еще можно будет обратиться в суд, который должен в пятидневный срок решить, прав или не прав Центризбирком. Допустим, 19-го Верховный суд дает решение, что одновременно зарегистрированным быть нельзя. Тогда основные игроки - Лужков с Примаковым, Явлинский со Степашиным не смогут участвовать в выборах. Причем не только президентских, но даже и в местных, где они заявились. Лужков - в выборах мэра, Яковлев и Селезнев - в выборах губернаторов.



Когда я публиковал свою статью в газете "Сегодня", почему-то считал, что крупные политики это проверят, обратившись в суд. Проверить мог даже один человек - Лужков. Ему надо было, срочно зарегистрировавшись кандидатом в мэры, попросить Ивана Ивановича Иванова подать на него в суд: правильно ли московский избирком зарегистрировал Лужкова кандидатом в мэры, когда он уже является зарегистрированным кандидатом в Думу. Поскольку Верховный Суд дает толкование в 5-дневный срок, то оно уже было бы у Лужкова на руках. И если бы суд сказал "нельзя", тоже ОВР могло собрать съезд, вывести Лужкова и Яковлева из первой тройки, в связи с тем, что Верховный Суд не разрешает одновременно регистрироваться в разных округах. Тогда определенный риск в досрочной отставке президента хотя и остался бы, но не из-за юридической казуистики. Сейчас, на мой взгляд, эта угроза не исчерпана до 29 октября. Если президент уйдет 30 октября, то уже ничего не случиться, так как выборы падут на 30 января. Тогда документы в Центризбирком надо подавать 15 декабря. Неделя у ЦИК есть на проверку документов. Решение должно быть вынесено 22 декабря - через три дня после выборов. Когда зарегистрированных кандидатов в Думу, в мэры и губернаторы уже нет. Выборы прошли. И все политики выскакивают из этой ловушки, из этой мертвой зоны.

Мой анализ оказался невостребованным. Осталось всего 10 дней пожить в неведении. Если президент уйдет до 29-го, бомба взрывается. После 29-го опасности уже нет, потому что временные сроки позволяют новоизбранным мэрам, губернаторам или депутатам регистрироваться кандидатами в президенты.


18.10.1999
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325244
Перв. публик.: 18.10.99
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 402

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``