В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Александра Шохина телекомпании ТВ-6, 01.11.1999 Назад
Интервью Александра Шохина телекомпании ТВ-6, 01.11.1999
- Александр Николаевич, скажите, пожалуйста, на Ваш взгляд, почему Дума так долго откладывала рассмотрение бюджета в первом чтении?

- Бюджетный процесс - это торг за те или иные статьи бюджета. И хотя формально первое чтение бюджета - это утверждение основных показателей - доходы, расходы, дефицит, инфляция, обменный курс и т.д., тем не менее, депутаты прекрасно знали, что если не пробить свою строчку до первого чтения, то ее потом выбить будет невозможно. Если утверждены основные параметры бюджета, дальше можно только отнимать у кого-то. Скажем, аграрии должны, добиваясь увеличения расходов на сельское хозяйство, указывать четко, что возьмут они это у обороны, а военно-промышленный комплекс должен, соответственно отнимать у аграриев.

У каждой статьи расходов есть свои лоббисты - в хорошем даже смысле этого слова. Если заранее, до первого чтения, при утверждении общего объема доходов и расходов не позаботиться о себе, не выбить дополнительных средств, которые пойдут на финансирование твоей родной строчки в бюджете, то затем этого сделать не удастся. Поэтому так долго идут переговоры, казалось бы, по понятным цифрам. Удалось увеличить расходы на село, социальные расходы. Для этого Правительству пришлось пообещать увеличить общие доходы бюджета.

Когда первый раз был отклонен бюджет, начала работать согласительная комиссия, они были найдены, в основном, через увеличение темпов экономического роста. Правительство решило стать оптимистичнее и на 250 млрд рублей увеличило показатели валового внутреннего продукта и соответствующие налоговые поступления - это как раз тот навар, который пойдет в котел для дополнительной дележки. Когда Правительство вышло с этими цифрами на голосование, некоторые фракции (левые, прежде всего) заявили, что голосовать не будут. Правительство решило не рисковать, а продолжить согласительные процедуры, в итоге нашли еще 20 млрд рублей.

Правительство, видимо, не пойдет на то, чтобы накачать бюджет дутыми доходами, оно обещает повысить экспортные пошлины. Вы наверно помните, что пару месяцев назад Правительство долго думало, до какого уровня повысить экспортные пошлины на нефть, цены стали расти, а пошлина оставалась пять евро за тонну. Потом остановились на 7,5 евро за тонну, и сейчас, похоже, Правительство решилось ввести экспортную пошлину на уровне 10 евро. При предположении, что ситуация на мировом рынке нефти не ухудшится, наверное, это не будет катастрофой для наших экспортно ориентированных нефтяных компаний, поэтому МФВ, скорее всего, пропустит эту корректировку бюджета.

Стало быть, есть шанс, что, во-первых, бюджет будет принят до начала декабря, хотя сроки полномочия Думы истекают 19 декабря, а последние две недели депутаты собираются не работать, а готовиться к выборам. Во-вторых, после принятия бюджета (если он не будет искорежен дутыми доходами и не будет деформирован расходами от военных расходов - хотя какая-то корректировка неизбежна) будут деньги от МФВ, а тогда удастся договориться с Лондонским клубом кредиторов. Стало быть, Центральному Банку не придется тратить свои резервы на обслуживание внешних долгов, а значит, и инфляция, и курс рубля будет относительно стабильным - где-то 26-27 рублей за доллар.

Если же этого не произойдет, если бюджет не устроит МВФ, если, глядя на МВФ, члены Лондонского клуба замотают, что называется, новые соглашения с нами, то ЦБ придется ни один миллиард долларов прикупить на рынке до конца года, а это эмиссия, инфляция, падение курса рубля. Я думаю, что все-таки второго пессимистического варианта прогноза удаться избежать.

- Александр Николаевич, нынешняя Государственная дума завершает свою деятельность, когда новый состав начнет работу?

По Конституции следующая Государственная дума должна собраться на первое заседание через месяц после выборов.

- Кто будет нести ответственность за принятый этой Думой бюджет?

Если бюджет выйдет из этой Думы, т.е. будет принят в четвертом чтении (бюджет - единственный закон, который принимается не в трех, а в четырех чтениях), то новым депутатам будет легко, в случае чего, свалить на предшественников и поставить вопрос, например, о корректировке бюджета по итогам первого квартала. Другого механизма, кроме принятия поправок к принятому бюджету, не будет. Но поскольку первый квартал пройдет в формировании думских структур, в оценке хода и исполнения бюджета и экономического развития за 1999 год, корректировки если и появятся, то, скорее всего, не раньше апреля.

А в апреле все уже буду озабочены президентскими выборами. Поэтому на бюджет, скорее всего, повлияет политическая ситуация, связанная не только с выборами в Думу, но и в Президенты. Кроме того, для бюджета и Правительства немаловажно, какой будет расклад в новой Думе. Если в Думе сформируется антипрезидентское большинство из разных фракции и партии, то не исключено, что оно захочет выразить вотум недоверия Правительству, хотя бы для того чтобы убрать конкурентов из президентской гонки. Действующий премьер, тем более, если за ним еще будет числиться и должность преемника, - это сильный соперник, почти стопроцентно выходящий во второй тур президентских выборов, и поэтому у него будет много недоброжелателей. Вот почему мне кажется, что политические игры с возможной отставкой Правительства - Думу ведь нельзя распустить за полгода до президентских выборов - могут ухудшить условия для развития экономики, она опять окажется заложницей политических страстей, и довольно трудно предсказать, как сложиться бюджет.

Скорее всего, в условиях обострения политической ситуации непрезидентское и антипрезидентское политическое большинство Думы может поставить вопрос о пересмотре бюджета по итогам первого квартала. Накануне президентских выборов бюджет может быть скорректирован, ну а валить будут, конечно, на предшественников: они, заботясь о конкретных статьях, забыли о судьбах страны и т.д., и т.д. - это естественное поведение политиков.

- Александр Николаевич, как вы считаете, два варианта бюджета серьезно различаются?

Вы знаете, оба бюджета похожи друг на друга по композиции и жесткости. Самый главный их недостаток - у них нет перспективы, они текущие, они направлены на выживание в условиях большой нагрузки на обслуживание государственного и особенно внешнего долга. А снижение налогов не просматривается. Правительство Примакова заявляло о намерении снизить налоги и даже протащило через Думу и Совет Федерации Закон о снижении налога на добавленную стоимость, ряд других поправок в действующее законодательство. У нынешнего же Правительства только одна налоговая инициатива, правда, неплохая - снизить ставку подоходного налога с физических лиц с 45 до 30 процентов.

Но эта инициатива перед выборами может не получить поддержку Государственной думы, что, конечно, плохо. Высокая ставка приводит к тому, что самые богатые уклоняются от уплаты налогов, не все, конечно, но большинство, и налоговая нагрузка ложиться на средне- и даже малообеспеченных. Если ставка была бы чуть ниже, легче было бы добиться более высокой собираемости и законопослушания в этой области.

Кроме того, левые фракции считают, что богатые должны платить большие налоги. Левые ссылаются обычно на опыт стран, где ставки подоходного налога доходят до 50% и даже больше. Но замечу, что в этих странах, как правило, не существует социальных налогов - отчисления в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, социального страхования и т.д. У нас эти налоги составляют 40% фонда заработной платы. Если вы берете большие налоги, вы должны ограничиться в основном подоходным налогом, распределяя его на те или иные социальные цели.

Логика-то должна быть другая, экономика ожить, иначе, кроме как через высокие доходы - конечные доходы населения, - не может. Это единственный побудительный мотив для оживления отечественного производства. Нужно все-таки идти на то, чтобы люди, имея возможность потребительского выбора, имели и нормальные доходы, чтобы свою возможность реализовать. А у нас полки ломятся от товаров и их разнообразия, но око видит, а зуб неймет. Надо переходить на новый принцип - люди должны больше покупать, а если они больше покупают, они и налогов больше платят, в том числе налогов с продаж, на добавленную стоимость.

Правило простое: кто больше покупает, тот больше платит. Вот такие незатейливые изменения в налоговой системе сейчас назрели, и, я думаю, многие кандидаты в Президенты и политические партии, идущие на выборы, сейчас на своих знаменах начертают идеи налоговой реформы, снижение ставок, идею переноса центра тяжести с налогообложения первичных доходов на налогообложение потребления и т.д. Хотелось бы, чтобы это не было только предвыборным лозунгом. Хотя я тоже, в порядке предвыборной агитации, придумал лозунг: "Россия должна разрешиться от налогового бремени". Чего себе и пожелаем.

- И последний вопрос. Существует мнение, что главные доходы страны - налоги, неважно - от физических лиц или от предприятий, в потом уже экспорт и импорт.

Экспорт и импорт - тоже деятельность, те же пошлины. Я вообще считаю, что налоги должны быть основным источником бюджета. Это регулярные доходы.

Что такое экспортная пошлина? Это разница между внутренней ценой товара и экспортной. Не дополнительный доход сверх мировой цены. Наши нефтяники продают нефть - я условно говорю - за 60 долларов за тонну, а мировая цена 120. Эту разницу формально можно ввести в пошлину, чтобы сравнять мировые и внутренние цены. А можно и по-другому: поднять внутренние цены на нефть и нефтепродукты и пропорционально увеличить все другие ценовые пропорции, в том числе и доходы населения. Тогда у нас никто эту разницу между внутренней и внешней ценой не украдет, а сейчас ее крадут.

То ли Правительство нерешительно и не вводит достаточную пошлину, то ли оно боится нефтяного лобби и перед выборами заручается его поддержкой. Но эта дельта - разница между внутренней ценой и внешней - источник для манипуляций, хищений, увода капитала за рубеж и т.д. Было бы правильней, чтобы пошлины не было. Только налогами бы брать, рентными в том числе. Такая схема будет прозрачной, потому что никто из нее не выскользнет. А сейчас - кто-то взятку дал, кто-то просто хитроумно операцию провел, продав экспортный товар самому себе под названием Оффшорная компания. Затем эта Оффшорная компания выходит на Роттердамскую нефтяную биржу, продает по мировой цене, а разница распиливается между участниками сделки. Как ни призывай, что воровать, уводить капитал, налоги не платить нехорошо, пока будет для этого объективная предпосылка, трудно рассчитывать на моральные увещевания.

- Последний вопрос, как Вы оцениваете деятельность налоговой службы?

- Надо сказать, за последний год налоговая служба стала, безусловно, раскручиваться. Большая заслуга принадлежит Георгию Боссу, который превратил налоговую службу из Госкомитета Министерство, влез в новые сферы, в том числе в банковскую, настаивал на передаче функций по отзыву лицензий Министерством, Александр Починок продолжил эту линию, мне кажется, определенная преемственность есть: сейчас налоговая служба работает неплохо. Собираемость налогов действительно растет, но было бы лучше, если б не просто собираемость росла, а чтобы она сопровождалась снижением ставок. Сейчас у нас, к сожалению, и ставки растут.

Спасибо, по настоянию МВФ, налоги платят живыми деньгами, а не бартером. Ведь бартером ни пенсии, ни зарплаты не выдашь. Вот тот случай, когда МВФ, можно сказать, побратался с нашими рядовыми гражданами и заставил и Правительство, и налоговые службы действовать эффективно в правильном направлении. Следующий шаг - снижение ставок, - общее дело налоговых органов, законодателей и Правительства. Я думаю, мы все-таки решимся на это на следующем витке. Новая власть, хочется надеяться, будет обладать запасом прочности и не будет популистскими заявлениями завоевывать авторитет. Четыре года - достаточный срок, чтобы уже на первом этапе решиться на радикальные изменения, в том числе на снижение налогов ради будущего экономического роста. Поэтому желаю руководству налоговой службы дожить до светлого времени, а мы, депутаты следующей Государственной думы, будем помогать.




01.11.1999
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325243
Перв. публик.: 01.11.99
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 399

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``