В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Шойгу обязательно нужно до Нового года взять Грозный. Если он хочет оказаться в Думе Назад
Александр Шохин: Шойгу обязательно нужно до Нового года взять Грозный. Если он хочет оказаться в Думе
- Операция в Чечне, похоже, вступает в новую фазу. Войска, смыкающие кольцо вокруг Грозного встретили яростное сопротивление боевиков и несут большие потери в боях за Аргун и Урус-Мартан. Насколько, на ваш взгляд, затянувшаяся война окажет влияние на рейтинг Путина?

- Судя по всему, планировалось приурочить первый этап операции к декабрьским выборам, вытеснив к этому времени боевиков из Грозного. Отсюда форсированные действия по взятию Аргуна и Урус-Мартана штурмом, вместо прежних методичных ракетно-бомбовых ударов. Операция принимает затяжной характер, в чем не заинтересованы федеральные власти, которым нужно продемонстрировать успехи в этой операции. Самое неприятное в этой истории даже не затягивание или ускорение операции в каких-то политических целях, включая выборы. Хуже другое - российская армия, которая еще несколько недель назад была готова сорвать с себя погоны, если ее остановят и не дадут добить врага в его логове, демонстрирует неспособность это сделать. Симптоматичным является присвоение президентом звания Героя России трем командующим российскими войсками в Чечне, в том числе и генералу Шаманову, который попал в госпиталь по причине переутомления. Уникальный случай - Грозный еще не взят, а геройские звезды уже навешаны. Понятно, что речь идет о повышении морального духа войск. В этой связи можно говорить о том, что есть план форсированного решения чеченской проблемы - ведь, кроме парламентских выборов, есть еще наши отношения с Западом и международными финансовыми организациями, которые, мягко говоря, сильно страдают от этой войны.

- Например, Стенли Фишер заявил, что второй части транша не будет как раз из-за Чечни.

- Его позиция во многом определяется позицией главных акционеров, где первую скрипку играют Соединенные Штаты Америки. Я думаю, что на саммите в Стамбуле Запад не столько закрыл глаза на чеченскую операцию, считая это внутренним делом России, сколько дал какой-то срок на решение этой проблемы. И армия сейчас несет большую ответственность за решение чеченской проблемы в ограниченные сроки. По крайней мере, я ничем другим не могу объяснить желание наших военных форсировать завершение первого этапа чеченской операции. И здесь мы явно проигрываем - наши военные не могут сделать то, что еще вчера им казалось легко достижимым. А именно, оттеснение боевиков в горы, хотя бы на зимний период, с тем чтобы весной их можно было бы уничтожить окончательно.

- Как Вы думаете, почему это происходит? Из-за бездарности командования или из-за недостатка финансирования?

- Речь идет о том, что недостаточное финансирование армии не позволяет вести безлюдную войну по типу косовской, когда вместо солдат активно используются бомбежки и обстрелы противника. Здесь мы опять оказались в ловушке - добиваясь кредитов МВФ, одним из условий получения коих является неувеличение военных расходов (в том числе и на проведение чеченской операции) - мы заявили всего 3 миллиарда рублей, притом что мы имеем 58 миллиардов от дополнительных доходов. Нужно было идти на резкое увеличение расходов на чеченскую операцию и вообще, на оборону, заложив эти цифры в бюджет следующего года. В этом случае, операция в Чечне была бы без больших потерь для российской армии и гражданского населения. И в этом случае можно было бы лучше продемонстрировать эффективность наших антитеррористических операций.

- Как Вы оцениваете инициативу некоторых депутатов Госдумы по амнистии чеченским боевикам?

- Я думаю, что амнистия боевикам, не участвовавшим в активных и карательных операциях - нормальное явление. Все должно делаться для того, чтобы Чечню поставить под контроль федеральных структур. Другое дело, что амнистия должна сопровождаться жесткостью действий по уничтожению боевиков. Невозможно протягивать пряник, не имея кнута в руках. Если вдруг операция по вытеснению боевиков захлебнется, то и объявление амнистии не будет иметь своего эффекта.

- Министр обороны Сергеев объявил, что эта война будет как минимум еще три месяца. Каковы Ваши прогнозы? Насколько эту войну удастся удержать в рамках предвыборных технологий?

- Три месяца, названные маршалом Сергеевым, выглядят правдоподобными с военно-тактической точки зрения. Увязана ли эта схема с предвыборными технологиями? Думаю, что увязана. Успех первого этапа операции должен сопровождаться успехом парламентской кампании, а успех второго этапа - успехом президентской кампании. Если будут сбои - не удастся первый этап операции завершить до Нового года, более того, если операция пойдет по сценарию 1994-96-годов, безусловно, это резко подорвет позиции и президента и премьер-министра. Это может сказаться и на результатах парламентских выборов.

- Вы имеете ввиду, что "Единство" не получит необходимого числа голосов?

- Да. Ведь, насколько я понимаю, задача поставлена следующим образом. Первое место у КПРФ, второе занимает "Единство", третье - ОВР, четвертое - "Союз правых сил", пятое - "Яблоко". Это - идеальный расклад для Кремля. Потому что тогда появляется возможность в качестве главной силы, привлекающей интеллигенцию, рассматривать не "Яблоко", а СПС. А в качестве центристов, оттягивающих голоса от коммунистов - "Единство", а не ОВР. И тем самым блокировать возможную коалицию ОВР с коммунистами.



6 Декабря 1999
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325233
Перв. публик.: 06.12.99
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 406

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``