В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Интерес к России, где президентом будет Путин, затихает Назад
Александр Шохин: Интерес к России, где президентом будет Путин, затихает
- Чего ждать от нынешнего Давоса? Будет ли он судьбоносным для России, как в 1996 году, когда российские олигархи, собравшись на этом швейцарском курорте, выразили стремление поддержать Ельцина при его выдвижении на второй срок?

Интерес к России в Давосе постепенно затихает. И не только потому, что его редко посещают первые лица, например, Ельцин ни разу там не был. В этот раз российская тема заявлена в нескольких аспектах: "Россия на перекрестке", "Россия и Китай", "отмывание денег", в контексте скандала с "Bank of NewYork". Но очевидно, что в центре внимания стали Клинтон - это первый американский президент, посещающий Всемирный экономический форум - и премьер-министр Великобритании Тони Блэйр. Кстати, американцы пока не подтвердили, что встреча Касьянова с Клинтоном состоится. Видимо, Михаил Касьянов будет довольствоваться встречей с Ларри Саммерсом и Стенли Фишером. Это, конечно, тоже вполне приемлемый уровень, но означает, что особого ажиотажа вокруг нашей страны нет. Почему? Прежде всего, потому что нет проблемы выбора президента. В 1996 году Запад хотел посмотреть на альтернативу Ельцину и даже готов был присмотреться к Зюганову, который себя заявлял, как социал-демократ.

Мне тогда довелось участвовать в одной дискуссии вместе с Зюгановым и Явлинским - двумя кандидатами в президенты, - и было видно, что Геннадий Андреевич очень старается произвести хорошее впечатление на западных партнеров. Григорий Алексеевич тогда не произвел впечатления на аудиторию и во многом этот круглый стол - спровоцировали решение олигархов - сделать ставку на Ельцина, как президента и на Анатолия Чубайса, как на руководителя его кампании. Днем позже Чубайс устроил пресс-конференцию, где в жесткой форме дал отпор коммунистам.

На этот раз ничего подобного нет. Запад смирился с безальтернативностью Путина, и в этой связи Россия больше заинтересована в расширении контактов в рамках Давоса, нежели Запад. Посему в Давосе будет не судьбоносная тусовка, а просто тридцатилетний юбилей, где самым главным будет сам факт участия высоких государственных лиц.

- Парламентский кризис завершен. Что это было, на ваш взгляд? Каприз правых фракций, которым не достались "теплые" места, или интрига Путина по вытеснению Примакова на политическую обочину?

- Безусловно, в основе этого события откровенное желание Кремля не допустить Примакова в спикеры и, тем самым, не дать ему тот трамплин, с которого он мог бы начать президентскую гонку. Евгений Примаков неоднократно - особенно на первых, удачных для ОВР этапах парламентской кампании - заявлял, что пост спикера ему малоинтересен. Тем самым давая понять, что его интересует только пост главы государства. Накануне выборов он это формально подтвердил. Учитывая, что к 18 января Евгений Максимович публично не отрекся от своего намерения баллотироваться в президенты, естественно, Кремль пошел на все, чтобы он не стал четвертым лицом в государстве.

К тому же, спикер Государственной думы, что называется, постоянно на арене. Можно, хоть каждый день комментировать что-либо, добавляя себе дополнительные голоса. Кремль не мог быть уверенным, что механизм тайного голосования не приведет ко второму туру Селезнев - Примаков. По многим прикидкам в этом случае победил бы Примаков, поскольку правая часть Думы выбрала бы из двух зол меньшее. Именно эти соображения заставили Кремль сделать резкий и неожиданный для многих ход - оказав поддержку Селезневу.

Но если логика Кремля элементарно просчитывалась, поскольку рассчитана на предвыборный период, а не, скажем, на формирование долгосрочных стратегических альянсов, то СПС повел себя очень странно. То ли не поняв этой логики, то ли не захотев ее разделить, вынес на первый план чисто формальный критерий. Хотя СПС - союзник Кремля и во многом прошел в Думу благодаря поддержке Путина. Все, что сверх пятипроцентного барьера - это явно его заслуга. В этих условиях напрашивалась какая-то логика взаимодействия. И если позиция ОВР и "Яблока" абсолютно понятна - с их бойкотом и резкими демаршами по поводу спикера - то у СПС разошлась публичная апелляция к своему электорату и заангажированность, с точки зрения поддержки Путина. Именно поэтому, кстати сказать, СПС и оказался самым слабым звеном в движении Сопротивления. Именно они первыми заявили о возвращении в зал, именно они уговаривали остальных возвращаться. Именно поэтому стоит рассматривать этот парламентский кризис как своего рода тактический маневр Кремля, за который ему пришлось расплачиваться серьезными потерями в руководящих постах Госдумы в пользу тех же коммунистов и левых фракций.

- Как Вы полагаете, что нужно делать России в условиях отсутствия новых кредитов МВФ и, как следствие, неизбежных бюджетных проблем?

- Несмотря на приезд миссии Международного валютного фонда в Москву, сейчас никто не может сказать, чем закончатся переговоры. Очевидно, в частности, желание старших акционеров МВФ - Соединенных Штатов - использовать Россию в качестве некоей политической предвыборной карты. И Белый дом и кандидат в президенты от демократов Эл Гор, по-моему, до конца не знают, когда эту карту бросить, чтобы поэффектней разыграть.

С другой стороны, чем больше затягиваются переговоры, тем больше шансов, что Россия начнет нарушать соглашения с МВФ, потому что вместо предусмотренных в бюджете средств за счет внешних источников на погашение долгов ей придется использовать другую технологию. А именно: покупка валюты у ЦБ для обслуживания внешнего долга. Ясно, что это повлияет на целый ряд макроэкономических параметров и будет трудно в рамках технологии обслуживания внешнего долга доказывать, что все параметры по согласованной программе выполнены. МВФ прекрасно понимает, что у России другого способа выполнить внешние обязательства. Поэтому лучшим выходом из положения было бы разделение 1999 и 2000 годов. Поскольку задержанный транш тянется еще с прошлого года, то было бы правильно сейчас провести переговоры и зафиксировать, что 1999 год в целом закончился благополучно, с точки зрения выполнения программы, согласованной с МВФ.

Несмотря на некоторые недостатки (не доведенные до 100% живые платежи в бюджет, незавершенность структурных реформ в естественных монополиях, не принятые законы по реструктуризации банков), до конца февраля выделить этот МВФовский транш, на этом закончить выполнение согласованной программы и начать новые переговоры по согласованию экономической политики, имея в виду, что ясность здесь наступит лишь после президентских выборов. Тогда к концу второго квартала была бы уже согласована новая программа с МВФ под новое правительство и нового президента. И можно было бы уже не попадать в этот заколдованный круг.


29 Января 2000
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325231
Перв. публик.: 29.01.00
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 423

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``