В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ТРИ ЧАСА С БОРИСОМ ВИНОГРАДОВЫМ. Назад
ТРИ ЧАСА С БОРИСОМ ВИНОГРАДОВЫМ.
Что знала я об этом неординарном человеке, отправляясь на встречу с ним? Обычные биографические данные: родился, женился, где и кем работал. Конечно, не каждый день приходится общаться с доктором технических наук, профессором кафедры лазерных технологий МГТУ им. Н.Э.Баумана, заслуженным деятелем науки РФ, вице-президентом Российского Союза ректоров, директором департамента ФГУП"Российская телевизионная сеть", человеком, проработавшим более четырех лет заместителем министра Министерства образования РФ. Кстати, последнее и послужило поводом к разговору. Кому как не Борису Алексеевичу Виноградову, а именно о нем идет речь, выступить в роли эксперта сегодняшней системы образования.

Настраиваясь на степенный и обстоятельный разговор, я и предположить не могла, что ожидает меня в дальнейшем. Борис Алексеевич предложил отправиться вместе с ним и ректором АмГУ Андреем Долиевичем Плутенко на встречу со студентами БГПУ спортивно-оздоровительный лагерь "Песчаное", чтобы заодно узнать мнения людей уже знакомых с системой образования, но еще не закрепощенных ею.

И вот мы в пути. Не теряя времени даром, задаю первый вопрос,

- Борис Алексеевич, какую оценку сегодня по 5-ти бальной шкале вы бы поставили нашей системе образования?

- Сказать одну оценку я не могу, она должна быть дифференцирована. И вот почему. Надо учитывать 3 фактора:
Какова материально-техническая база системы образования? Дай Бог, если натянется на тройку.
Кадровый состав системы? Мягкая четверка.
Социальный статус работников системы образования? Наверное двойка.
Вот отсюда и исходит общая оценка. Но просто винить систему образования и утверждать, что во всем только учитель виноват - это категорически неправильно. Смотрите, сегодня лучшие выпускники школ идут в институты на специальности связанные с бизнесом. Кто останется в педагогике? Произошла переоценка ценностей. Если раньше наиболее престижными были специальности: космонавт, инженер, физик, врач, учитель, то еще совсем недавно, по данным исследований, большая часть выпускников школ мечтала стать рэкетиром, паханом, даже проституткой. В больном обществе, а оно в этом смысле больное, невозможно построить отдельно взятый остров коммунизма в виде системы образования. Учителя те же люди и они тоже живут в этой системе. Проблема страны сегодня - отсутствие великих духовных пастырей. Россия всегда отличалась этим: Толстой, Достоевский... А сегодня где они?

- Извините, но если подходить с этой точки зрения, то можно оправдать все и всех. Учитель, не берущий с учеников и родителей мзду (то ли в виде конкретных подарков, то ли в виде определенной суммы денежных знаков) сегодня становится большой редкостью. На хороший аттестат, золотую медаль давно существует фиксированная такса. А ведь все это видят и впитывают в себя дети. Почему же мы тогда удивляемся, что для них образец подражания рэкетир? Первый осознанный жизненный опыт они получают именно в школе в лице своих учителей. Ведь это же страшно, когда учитель открыто заявляет ученикам: не соберете 1000 рублей, отличной оценки на экзамене не получите. А ведь этим людям мы доверяем своих детей, их умы и души. И поверьте, это происходит даже не в самых худших школах. Мы уже писали в нашей газете о нравах, царящих в СПОШ No26 г. Благовещенска. Ну и что? И городской, и областной комитеты по образованию просто заняли "позу страуса". Им проще и выгоднее не замечать происходящего, чем пытаться что-либо изменить. Никакая система не заставит человека стать подонком и подлецом, если он этого не захочет.

- Хорошо, что вы предлагаете? Ну давайте этих негодяев осудим, этих -накажем... Я думаю, что не все так просто. Общество всегда разное. Но раньше находились какие-то механизмы привлекать в школы лучшую часть. Сейчас нет этих механизмов и лучшая часть общества в образование, культуру, медицину, науку не идет. Конечно, одной заработной платой мы не решим эту проблему, должна быть государственная политика. Без высокого социального статуса учителя мы ничего не добьемся. Но и социальный статус - это гораздо шире, чем просто зарплата. Безусловно, ответственность должна быть. Это и Законом об образовании предусмотрено.

А что касается золотых медалей, я всегда говорил о том, что нельзя увязывать школьную медаль с поступлением в ВУЗ. Должно быть четкое понимание того, что школа - это самостоятельный этап в жизни человека и не надо считать ее ступенькой в ВУЗ. Школа заканчивается получением аттестата зрелости, а не аттестата поступающего в ВУЗ. Надо вернуться к смыслу этих слов. Ты получил медаль, молодец, тебя школа оценила очень высоко. Ты прошел этот уровень образования. И все. Это оценка твоего уровня образования. Повесь медаль на стенку, покажи родителям, потом своим детям, но дальше ты начинаешь другой этап, новый уровень образования. Ведь если ты, например, закончил ВУЗ с красным дипломом, это не значит, что у тебя прямая дорога в аспирантуру. Так почему же красный диплом в школе в виде золотой медали гарантирует тебе льготы поступления в ВУЗ?! Должна быть соответствующая логика. А сегодня получается, что твоя медаль не соответствует требованиям ВУЗа.

А.Д. Плутенко: - В школах очень много проблем качества знаний. Буквально вчера выпускники сдавали вступительный экзамен в АмГУ по биологии, из 130 человек - 72 двойки. Что это- несоответствие профессионализма учителей, знаний учеников или требований на экзаменах?

Б.А. Виноградов: - Вот вам и другой пример. У меня внук Андрей учился в обычной московской школе No 56. Закончил 2 класса на одни пятерки. Сейчас уезжает к родителям в Ленинград. Там мы пришли в школу, а в ней после двух классов его берут только во второй. Потому что они учились по разным учебникам. В Ленинграде школа десятилетняя, а в Москве - одиннадцатилетка и программа обучения более растянутая. В итоге парню 8 лет, а он уже испытывает проблемы, психологически считает себя второгодником. И ничего не сделаешь. Нужны ли нам были такие преобразования?

Я сторонник и того, чтобы государственное образование было бесплатным. На то оно и государственное. А что мы имеем сейчас? Сначала ВУЗы и техникумы довели до нищеты, а теперь за счет родителей заставляют их выживать. Многие ли смогут в таких условиях дать своим детям высшее образование? И никто не задумывается, что неравенство в получении образования может привести к революционной ситуации. Наша история уже знала такие примеры.

Именно с неприятием таких реформ, осуществляемых в российском образовании, и связан мой уход с поста заместителя министра образования РФ.

- А единый государственный экзамен? Ведь нас так уверяют, что это чуть ли не панацея от всех бед.

- Вообще объяснение по этому поводу звучит так: "Он сделает образование более доступным". Что же получается в действительности. Я сдал экзамен, получил какое-то количество баллов, но их не хватает для бесплатного обучения. И получается, что я должен платить 5 лет в ВУЗе за один сданный экзамен? А может, я плохо себя чувствовал в этот день или в моей деревенской школе нет нормальной учебной базы? Разве это правильно, когда 1 экзамен определяет твою дальнейшую судьбу?

Незаметно за разговором подъехали к спортивно-оздоровительной базе БГПУ. Борис Алексеевич, не прерывая беседы, моментально подключил к ней и будущих педагогов.

Б.Виноградов: - Ваша оценка уровня знаний в школах по сравнению с тем временем, когда вы учились в школах?

Аудитория: - Компьютеризация повышается, но качество преподавания и качество учебников стало гораздо ниже-

Б.В.: - Сегодняшние школьники лучше знают, чем вы?

Ауд.: - Мы уже проходили практику в школах и однозначно можем сказать - нет. Конечно, нет.

Б.В.: - Ваше мнение, почему?

Ауд.: - У школьников нет стимулов для обучения, для влечения к учебе;
- раньше существовали определенные идеалы, на которые они равнялись, сегодня они не существуют;
- есть классы, которые действительно могут поступить в ВУЗ, а есть такие, для которых эта возможность фактически закрыта;

Б.В. - Что делать?

Ауд.: - Изменить систему образования.

Б.В.: - Каким образом?

Ауд., неуверенно: - Наверное, надо развивать какие-то идеологические позиции...

Б.В.: Скажите, вы осознанно выбрали свою будущую профессию?

Ауд.: - Да.

Б.В.: - В таком случае поднимите руки, кто в дальнейшем пойдет работать в школу?

Всего пять человек подняли руки (прим. авт.)

Б.В.: - А в сельскую школу кто-нибудь собирается ехать?

Два человека (прим. авт.)

Ауд.: - Правильно, кто поедет на такую зарплату? Жилья нет, условий никаких, да и одни пенсионеры остались в школе. Нам даже сами учителя советуют не работать в школе...

Более часа Борис Алексеевич вел прямой и открытый разговор. Не все вопросы студентов и преподавателей понравились бы чиновникам системы образования, но, тем не менее, и на них были даны откровенные и исчерпывающие ответы.

Всю обратную дорогу до Благовещенска меня не покидало чувство подавленности. Если даже будущие педагоги так настроены, то насколько же действительно тяжело больна вся сегодняшняя система образования.

Борис Алексеевич задает мне провокационный вопрос:

- Как вы считаете, сколько сегодня в школе осталось добросовестных учителей?

- Думаю, не более трети.

- Так ведь это же просто здорово, если за 15 лет разрухи там еще осталось так много добросовестных людей. Вы возьмите любую отрасль промышленности, что там творится?

- Борис Алексеевич, выпускники медицинских ВУЗов дают клятву Гиппократа "Не навреди". Но это - телу. Так может, стоит и будущим педагогам тоже приносить клятву "Не навреди", но уже душе и уму ребенка?

Р.S. Признаюсь, не со всеми спорными утверждениями Бориса Алексеевича я бы сразу согласилась. Но то, что этот человек уже сегодня берет на себя часть государственных забот и предпринимает реальные, конкретные шаги по выправлению тупиковой ситуации в системе образования, заслуживает всяческого уважения и поддержки.

А мы продолжим на страницах газеты "Тема" обсуждение наболевших проблем современности и путей их решения. Приглашаем и вас, уважаемые читатели, принять в этом участие.

Ирина Сивакова.

23.07.2003
http://www.vinba.ru/publication/newsletter/t20030723.shtml

Док. 325203
Перв. публик.: 23.07.03
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 354

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``