В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Хотя осенняя сессия Госдумы упирается в Новый Год, особых проблем у правительства не будет Назад
Александр Шохин: Хотя осенняя сессия Госдумы упирается в Новый Год, особых проблем у правительства не будет
Александр Николаевич, стартовала осенняя сессия Госдумы. Что будет приоритетным в работе парламента? Какие наиболее интересные и значимые законопроекты предстоит рассмотреть?

Предстоит завершение работы над законопроектами, которые были приняты в рамках весенней сессии. Среди них, во-первых, третье чтение Земельного кодекса, которое намечено на завтра. Здесь будут предприняты попытки со стороны КПРФ и аграриев вернуть Земельный кодекс во второе чтение и внести дополнительные поправки, которые не позволят с их точки зрения спекулировать землей.
Во-вторых, Трудовой кодекс, который сейчас обсуждается в рамках подготовки ко второму чтению. Это большой объем работ, учитывая, что авторы альтернативных законопроектов будут вести активную работу по продвижению своих идей через поправки к принятому базовому варианту.
Существенными являются в социальном пакете и пенсионные законы. Здесь намечается определенная напряженность, связанная с тем, что правительство отстает от собственного графика по внесению так называемых "инвестиционных" законов, связанных с пенсионной реформой. Речь идет, прежде всего, о двух законах.
Один касается размещения пенсионных резервов, второй - профессиональных пенсионных схем, которые также базируются на схемах инвестиционных.
Правительство обещало в ноябре рассмотреть эти законы, пока что в графике так и значатся, но по имеющейся информации правительство не успеет согласовать вариант, внесенный Минэкономразвития, чтобы в ноябре рассмотреть его на своем заседании и внести в ноябре в Государственную Думу, чтобы в декабре депутаты могли рассмотреть в первом чтении этот законопроект. А это было одним из условий некоторых фракций депутатов, что до конца года должны быть определены контуры пенсионной реформы в целом не только через принятие пенсионных законов, определяющих формулу назначения и структуру пенсии, но и через ту часть, которая касается инвестирования пенсионных средств.

Почему в части пенсионного законодательства надо спешить?

Да потому, что в итоге у нас могут накопиться огромные пенсионные остатки, до 100 млрд. рублей в ближайшее время, которые будут размещаться по примитивной схеме в государственные ценные бумаги и будут лежать на депозитах коммерческих банков.
На самом деле это не отвечает тем требованиям, которые стоят перед пенсионной реформой. В любой стране, пенсионная реформа означает технологию инвестирования личных средств граждан в самые надежные инструменты, дающие доход и гарантию возврата. Так что здесь тоже следует ожидать довольно напряженных дискуссий.
Учитывая то, что правительство рассматривает банковскую реформу, следует ожидать внесения от правительства некоторых законов, таких как, например, закон о гарантировании вкладов граждан в банках, который является частью этой реформы. Этот закон на протяжении последних 10 лет обсуждается в Думе, но никак правительство и другие структуры власти не найдут подходящей формулы для реализации этой идеи. Похоже, что сейчас мы близки к поиску согласия.
Налоговая реформа будет продолжена. Это касается поправок, которые уже приняты, в том числе, в 25 главу налогового кодекса. В равной степени это касается завершения работы над теми налоговыми законами, которые связаны с бюджетом на следующий год.
В экономическом блоке пакет законов, которые отражают идеи наилучшей практики корпоративного управления. ФКЦБ завершил подготовку проекта Кодекса корпоративного поведения. И хотя он не должен выступать нормативным актом, тем более законом, но некоторые элементы наилучшей корпоративной практики должны перекочевать в виде поправок в те или иные законы.
Так что у депутатов достаточно напряженный план работы. Не забывайте, что осенние месяцы деятельности парламента, в отличие от весенних, продлевать нельзя. Осенняя сессия упирается в Новый год и физически невозможно ее продлить без перерыва. Поэтому никаких экстенсивных способов увеличения числа принятых законов реализовать нельзя, только интенсификация работ. А это, прежде всего, более тщательная совместная работа правительства и Думы по согласованию позиций перед внесением законов. Следует признать, что весенняя горячка привела к тому, что не все законы, что называется "вылизаны". Возникает потребность принятия ряда поправок.
Кстати, я забыл упомянуть, что законы об инвестиционных фондах и о страховании гражданской ответственности должны быть приняты осенью.

Как вы считаете, на осенней сессии Госдумы правительству удастся "протащить" через парламент все, что оно хочет, или же какие-то законопроекты могут провалиться?

Сейчас у правительства нет жесткой задачи провести определенный набор законопроектов по принципу осенней сессии. Поэтому ему будет легче добиться принятия каких-то законов и отчитаться перед самим собой, что ему все удается.
Летом наиболее сложные законы были проведены через Госдуму. Это и тот же Земельный кодекс в первом и втором чтении, те же пенсионные законы в первом чтении, тот же Трудовой кодекс в первом чтении, законы об отмывании грязных денег, налоговые законы и так далее, в том числе налог на прибыль. То есть революционная часть пришлась на лето, на июнь-июль, поэтому сейчас законы менее сложны с точки зрения какого-то противостояния. Те же законы по судебной реформе, как конституционные законы тоже были приняты. В итоге сейчас все легче получается, потому что нет таких знаковых, что ли, законов. А если и есть, то это Земельный кодекс. Буквально в ближайшее время с ним все решится.
Мне кажется, что это будет более спокойная сессия, и правительству нет особой надобности выкручивать руки с помощью администрации президента, чтобы принимались те или иные законы во что бы то ни стало.

Александр Николаевич, Вы упомянули о банковской реформе. Но поправки в закон о ЦБ, внесенные президентом так и висят в воздухе уже год. Здесь будут какие-то подвижки?

Действительно, есть еще закон о Центральном Банке. Сложилась странная ситуация: с одной стороны депутаты вымучивают свой вариант закона и появляются многочисленные варианты, в том числе те, которые депутаты считают пригодными для компромисса с руководителями ЦБ. В то же время правительство включило в свой план работы на декабрь внесение новой версии закона о Центральном Банке. В принципе это не противоречит. Коль скоро в Думе принят в первом чтении закон о Центральном Банке, то новая версия может быть внесена, регламент позволяет рассматривать новый закон на ту же тему, совпадающий по намерениям. Но он не может быть принят. Для этого депутатам надо отклонить старый закон с тем, чтобы расчистить дорогу для правительственного варианта. В принципе, и это возможно. Считалось год назад, когда принимался в первом чтении депутатский вариант, что лучше его отклонить и создать рабочую группу по выработке согласованного варианта закона. Но правительство еще не определилось, хотя в письме Касьянова президенту по поводу закона о Центральном Банке косвенно содержится мысль, что поскольку в том виде, в котором закон сейчас существует, его трудно довести до принятия во втором чтении, то его стоит вернуть в первое чтение и отклонить, а затем начать разработку новой версии закона.
Пока эта идея не обсуждалась в Думе, но я бы считал, что это не самый плохой вариант развития событий: отклонить депутатский закон, учитывая, что он уже оброс большим количеством противоречивых поправок и по сути дела речь идет о написании новой версии, которая может быть выдана за доработку закона во втором чтении. И с согласия сторон это можно было бы сделать. Вариант отклонения закона и принятия в первом чтении новой версии, согласованной с правительством и администрацией Центрального Банка, представляется не самой плохой идеей.


19 сентября 2001
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 325198
Перв. публик.: 19.09.01
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 401

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``