В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Виноградов: `В 98-м году была вброшена идея единого государственного экзамена в связке с ваучерами...` Назад
Борис Виноградов: `В 98-м году была вброшена идея единого государственного экзамена в связке с ваучерами...`
С проектом закона выступает депутат Виноградов Б. А., фракция "Родина". Уважаемые коллеги, данный законопроект касается известного в России испытания под названием ЕГЭ, в народе прозванного Бабой-ягой. Я напомню историю вопроса.

В 90-е годы система образования России стояла перед дилеммой - всё-таки осуществлять государственную поддержку российского образования, когда государство берёт на себя обязательства перед важнейшей сферой духовной жизни страны, или превращать её в рыночную сферу, в сферу услуг? Все 90-е годы шла борьба между группами влияния, между, я условно назову, государственниками и рыночниками. Примерно в середине 90-х годов власть решила, что она не может содержать систему образования как государственную духовно-образующую сферу, и тогда был провозглашён лозунг: мы не можем вам дать деньги - мы даём вам свободу. Тогда же, в 96-м году, в Закон "Об образовании" была внесена поправка, разрешающая вузам принимать на платной основе студентов сверх утверждённых бюджетных заданий (контрольных цифр) по приёму.

Далее наступление рыночников продолжалось, и в 98-м году была вброшена идея единого государственного экзамена в связке с ваучерами. Я специально на это обращаю внимание, уважаемые коллеги: в связке с ГИФО - государственными именными финансовыми обязательствами под названием "образовательный ваучер". При этом выпускники школ, которые сдали единый государственный экзамен, получали бы на руки образовательный ваучер вполне определённой стоимости и с этим ваучером приходили бы в вуз. Если вуз устанавливал ценовую планку выше, чем стоимость этого ваучера, то человек должен был доплачивать. Таким образом население приучали к платному образованию. Вот такова была главная идея.

В это же время министерства стали нормативными документами вводить дополнительные образовательные услуги в школах и в других учреждениях среднего профессионального, начального профессионального образования. Часть образовательных услуг осуществлялась за плату, то есть процесс пошёл. Но вузовское сообщество воспротивилось этой идее о ЕГЭ и ГИФО, и тогда в стране был вброшен тезис о коррумпированности системы. Причём на том этапе коррумпированной сочли Марию Ивановну, школьную учительницу, которая за коробку конфет может поставить школьнику любую выпускную оценку. Также обвинили репетиторов в коррупции.

Хочу вам сказать, что репетиторство в России при подготовке в высшие учебные заведения - давняя историческая традиция. Она даже описана в книге известного пламенного революционера Льва Давидовича Троцкого "Моя жизнь", где он рассказывает, как осуществлялось репетиторство, когда он учился в николаевской гимназии. Так что борьбу с репетиторством вести под эгидой ЕГЭ - это вообще бессмысленное занятие. Было понятно, что это тоже будет провалено. Тогда была вброшена в общество следующая идея: что мы осуществим путём ЕГЭ доступность, эффективность и качество образования. Вот такая триада, так сказать, была доложена президенту страны.

В 2001 году была принята концепция и был провозглашён лозунг (я привожу слова тогдашнего министра образования Владимира Михайловича Филиппова): мы путём ЕГЭ обеспечим доступность образования мальчику из Тывы. Помните, да? Мальчику из Тывы мы обеспечим доступность образования! Абсолютная глупость! Почему? Потому что страна разорвана тарифами и нищенской зарплатой учителей, врачей, бюджетников и вообще нищенской зарплатой народа, и никакой ЕГЭ страну не соединит. Надо решать социальные проблемы, а не выдумывать искусственные пути решения их путём ЕГЭ. ЕГЭ проводится в виде эксперимента в России уже лет шесть, а статья 21 Конституции вообще запрещает проводить опыты над людьми без их согласия. Поэтому уже наступает пора, когда надо ввести вопрос в законодательное поле.

Учитывая, что образовательные органы и исполнительная власть в лице правительства, которое принимало соответствующее постановление, откровенно говоря, уже достаточно запутались с этим экзаменом, мы пошли им навстречу и предложили законопроект, в котором мы ЕГЭ заменяем на тестовые олимпиады.

В законопроекте прописано, что тестовые олимпиады проводятся до 31 декабря года, предшествующего году поступления в вуз. После этого до 15 февраля испытуемый получает результаты и направляет их в пять выбранных им вузов. Вузы до 15 апреля соответствующего года поступления принимают решение и сообщают человеку: мы тебя зачислим, если у тебя будет соответствующий документ и ты нам его пришлёшь или привезёшь там, как угодно. Если человек не поступил, ему отказали, то у него остаётся право поступать на общих основаниях.

Итак, законопроект, по сути дела, прост: он предлагает законодательно перевести экспериментальный режим ЕГЭ в плоскость тестовых олимпиад, приравнять их ко всем остальным олимпиадам и проводить в установленном законом порядке.

Примечание. Законопроект был отклонен.

11.10.2006
http://www.vinba.ru/publication/other/narpart_20061103.shtml

Док. 325187
Перв. публик.: 11.10.06
Последн. ред.: 24.06.07
Число обращений: 410

  • Виноградов Борис Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``