В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Конкуренция идей и людей. Назад
Конкуренция идей и людей.
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций провел в парламентском здании на Охотном ряду два очередных "круглых стола". Тематика состоявшихся дискуссий - повышение роли партий в политической системе страны и усиление полномочий Общественной палаты в части обеспечения гражданского контроля за соблюдением телеканалами принципов свободы слова.
Чем же вызван интерес к данным темам? На этот вопрос в преддверии дискуссий в парламенте ответил депутат Государственной Думы, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, руководитель Тамбовского регионального отделения партии "Единая Россия" Иван Васильев
- После вступления в силу Закона "Об общественной палате Российской Федерации", над проектом которого работал в основном наш комитет, появляется необходимость "сверить часы" по целому ряду позиций. Немногим ранее, напомню, мы провели "круглый стол" о правовых основах, способствующих более полной реализации конституционных прав и свобод граждан и институтов гражданского общества. В каждом случае подчеркивалась важность формирования полноценных институтов гражданского общества - политических партий, различных общественных и религиозных организаций. Ведь иного пути для преодоления отчужденности между гражданами и государством просто не существует.
Разумеется, более детально эти вопросы рассматривались за "круглым столом" с участием первого заместителя председателя Государственной Думы Любови Слиски. Чтобы Россия развивалась как свободное демократическое государство, сказала она, открывая полемику, необходимо дальнейшее совершенствование политической системы. Вицеспикер нижней палаты парламента отметила также, что в настоящее время партии, являясь основной формой организации политической активности граждан, их представительства в органах государственной власти становятся достаточно авторитетным институтом гражданского общества. Между тем сейчас требуется создать условия, обеспечивающие каждой думской фракции возможность обозначать свою позицию, предлагать решения по ключевым вопросам развития страны, иметь своих представителей в руководстве комитетов и комиссий.
Затем слово было предоставлено участникам "круглого стола". Вот вкратце их мнения по обозначенным проблемам.
Сергей ПОПОВ, председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций: "Позволю себе напомнить, что за последний год Государственная Дума рассмотрела целый ряд законопроектов, направленных на повышение роли партий. Важное значение имеют, к примеру, поправки в Закон "О политических партиях", которые предусматривают их минимальную численность в 50 тысяч членов, а также новый порядок выборов депутатов Государственной Думы только по партийным спискам. Заслуживает внимания предложение Президента России Владимира Путина, высказанное в последнем Послании Федеральному Собранию. Речь о том, чтобы политические партии, победившие на выборах в законодательные собрания субъектов РФ, имели возможность выдвигать свои кандидатуры на пост руководителя региональной исполнительной власти. Механизм такого выдвижения нам еще предстоит выработать, но уже сегодня ясно, что такая мера будет способствовать повышению авторитета политических партий на региональном уровне".
Елена ДУБРОВИНА, член Центральной избирательной комиссии РФ: "О возросшей "солидности" партий свидетельствуют отдельные сравнительные характеристики. Так, если в 1995 году право участвовать в выборах имели примерно 300 избирательных объединений, то в 1999 году их стало 132, а в 2003 году - 43. В несколько раз уменьшилось число судебных разбирательств. Это говорит о том, что партии стали более дисциплинированными, четче относятся к выполнению требований выборного законодательства. Впрочем, дел здесь еще много.
Мы сделали анализ по 33 регионам страны, в которых состоялись выборы по смешанной системе. Что обнаружилось? Региональные отделения политических партий за редким исключением не представляли избирателям своих программ. Это означает, что они уповают лишь на авторитет своей федеральной структуры или "не в курсе" региональных проблем. Выявилась также еще одна тенденция: региональные отделения нередко нарушают... уставы своих партий. Это в свою очередь создает определенные Проблемы для самих партий, Избирательных комиссий и судебных органов".
Валерий ФЕДОРОВ, директор Всероссийского центра изучения общественного мнения: "Должен сразу заметить, что партии в целом пока пользуются не очень высоким доверием людей. Даже на фоне СМИ, правоохранительных органов, профсоюзов и других общественных институтов. Поэтому партиям предстоит пройти долгий путь к общественному признанию. Еще более низкие оценки партий в региональных политических процессах. Короче, сегодня прошло время легких обещаний и доверия этим обещаниям. Здесь мы имеем дело с глобальной проблемой современного российского общества - крайне высоком дефиците доверия. При социологическом исследовании был задан простой вопрос: "Кого бы вы порекомендовали в состав Общественной палаты, если вывести за скобки министров, депутатов, лидеров партий?" Ответы, надо сказать, неутешительные. Как правило, в числе рекомендуемых назывались деятели шоу-бизнеса, эстрадные певцы, кое-кто из творческих союзов. Общественных авторитетов, людей, которых принято называть "совестью нации", в списках нет, и это тревожно".
Анатолий ЛОКОТЬ, заместитель председателя Комитета по собственности, фракция КПРФ: "Вспоминается поговорка о благих намерениях, которыми вымощена дорога в известном всем направлении... Пока же мы укрепляем демократию путем укрепления бюрократических институтов. В этой связи мне не очень понятны контрольные функции и цели создаваемой сейчас Общественной палаты. Их следует прописать более конкретно".
Зоя ЗОТОВА, профессор кафедры политологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ: "Не впервые у нас звучит мысль о формировании правительства партией, победившей на парламентских выборах. Наверное, эта мысль вновь возникнет в преддверии следующих выборов. Но чем отвечают сами партии? Некоторые из них, по моим наблюдениям, зациклились на внутрипартийных проблемах, разработках программ и уставов. Полагаю, что уже пора оставить в прошлом этап организационного становления".
Геннадий ГУДКОВ, лидер Народной партии, член Комитета по безопасности: "То, что наш народ не очень доверяет политическим партиям, положительно характеризует... народ. По той простой причине, что люди, может быть, не сильно, разбираются в процессах партийного строительства, зато хорошо осведомлены о том, что партии у нас от реальной власти отстранены. Никакой связи между ними нет. Даже "Единая Россия", во фракцию которой я вхожу, - это партия без власти. Вопреки всяческим ярлыкам.
Мы пока имеем систему кланово-группового управления государством. И если мы не отправим ее на свалку, не заменим на политически-партийную, то страна не будет нормально развиваться. Она не будет ни демократической, ни цивилизованной, ни экономически процветающей. И в этом смысле инициатива Президента о роли партий в формировании региональной исполнительной власти - это шаг в абсолютно правильном направлении. Одновременно важно, чтобы правительство в 2007 году было сформировано через парламент и победившие на выборах партии. В противном случае девальвируется вообще смысл партийного строительства. Для чего нужны партии, если у них нет власти?
Несколько замечаний о роли Центральной избирательной комиссии. Когда на выборах в законодательное собрание Краснодарского края 76 кандидатов были сняты за четыре дня до голосования, ЦИК вместе с Верховным судом промолчал. Между прочим, те кандидаты были наиболее популярны в своих округах. Позже, весной нынешнего года, что-то похожее повторилось в Воронежской области. Там, кого хотели, регистрировали, кого не хотели - отказывали, а потом, как хотели, так и голоса считали... Таким образом, избирательный процесс полностью оказался в руках чиновников, вооруженных "телефонным правом". А ведь хорошо известно, что это право у нас неисчерпаемо".
Сергей МАРКОВ, политолог: "Хотел бы обратить внимание на несколько моментов. Во-первых, стимулирование развития политических партий напрямую связано с проблемой демократии, поскольку в современном обществе не существует демократии без сильных политических партий. Вывод: укрепляя партии, мы тем самым создаем реальные и эффективные механизмы демократии. Во-вторых, говоря о слабости партий, мы должны учитывать объективные обстоятельства - слабость гражданского общества и сильную клановость. В-третьих, нельзя не учитывать, что своеобразную роль политических партий у нас играют мощные СМИ, особенно телеканалы. Вспомним хотя бы, как в 1999 году боролись "партия ОРТ" с "партией НТВ".
Что из сказанного следует? Необходимо создать сильные партии, способные встать у руля власти и сменять там друг друга. Значит, помимо формирования сильной правящей партии надо сформировать и сильную оппозицию. Не будет смены партий у власти - не будет и демократии. Поэтому я за то, чтобы принять закон о деятельности политической оппозиции. В России на сегодняшнем этапе развития он нужен. Одновременно, конечно же, должна быть законодательно прописана гарантия доступа всем партиям, в том числе оппозиционным, к СМИ.
Замечание по поводу 7-процентного барьера. Если мы сохраняем такой выборный показатель, то необходимо законодательно зафиксировать еще одно положение. О том, что в парламенте должно быть представлено, скажем, не менее четырех партийных фракций. Надо помнить, что партии, не имеющие шансов оказаться в парламенте, выходят на улицы и способствуют дестабилизации общественно-политической жизни".
Нина БЕЛЯЕВА, заведующая кафедрой публичной политики Высшей школы экономики: "Политические партии важны и нужны не сами по себе, а как механизм связи между гражданским обществом и государством, как институт демократии. К сожалению, исследования на региональном уровне показали, что даже организаторы местного самоуправления видят в партиях не партнера в повседневной деятельности, а лишь некую обузу. Почему так? Да потому, что партии непосредственных людских проблем зачастую не решают. Словом, есть опасение, что мы, так сказать, ради демократии будем строить партии, а они сами окажутся вовсе не помощниками в этом важном деле".
В предметном разговоре за "круглым столом" приняли участие также руководитель парламентской фракции "Родина" Дмитрий Рогозин, секретарь политсовета партии "Союз правых сил" Борис Надеждин, заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев, член Комитета по делам женщин, семьи и детей Елена Афанасьева первый заместитель председателя Российской партии жизни Николай Левичев, член Комитета по делам Федерации и национальной политике Анатолий Козерадский. В их выступлениях прозвучала обеспокоенность "элитарно-клубным" содержанием в деятельности большинства партий, причем в основном на столичном уровне, проблемами перебежек депутатов из одной фракции в другую, вопросами взаимоотношений оппозиционных политических структур со СМИ, по многим другим позициям. Практически каждый оратор касался темы выборного законодательства. Основное заключение - в любой выборной кампании "должна быть конкуренция партийных программ, то есть идей и людей, а не каких-либо иных факторов и обстоятельств".
Необходимое послесловие. Примерно в это же время состоялось заседание Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Владимир Путин здесь заявил о том, что "необходимо продумать механизмы инвестиций гражданского общества как со стороны государства, так и со стороны бизнеса". Последовал и однозначный вывод Президента: "И в развитие демократии нужно вкладывать деньги так же, как в развитие экономики. Вопрос - кто вкладывает и с какими целями". В общем, основания для полемики по актуальным темам взаимоотношения власти и общества остаются и на ближайшее будущее.

М. СЕРГЕЙЧИК
"Тамбовская жизнь" No186-187 от 14 сентября 2005 года

http://www.ivan-vasiliev.ru/public/241.html

Док. 325105
Опублик.: 23.06.07
Число обращений: 181

  • Васильев Иван Афанасьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``