В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Информация о работе чиновников появится в свободном доступе. Назад
Информация о работе чиновников появится в свободном доступе.
Ведущий: Эрнест Мацкявичюс

Гость: Владимир Васильев - Председатель Комитета Государственной Думы по безопасности

Россия по прозрачности органов власти занимает 40-е место в списке из 48 стран, на две позиции опережая Нигерию. Между тем, по оценкам международной организации, которая оценивает информационную открытость, изменение на одно место в рейтинге в сторону улучшения ведет к увеличению среднегодового ВВП на душу населения, росту иностранных инвестиций примерно на 1 процент и сокращению инфляции примерно на 0,4 процента. Это связано с тем, что открытость власти повышает доверие к ней населения и инвесторов. Так сказал замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, представляя в Думе проект закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" - иными словами, об открытости власти.

18 апреля закон принят в первом чтении. О его основных положениях "Маяку" рассказывает председатель Комитета Думы по безопасности Владимир Васильев.

ВАСИЛЬЕВ: Работа над законом шла достаточно долго. И то, что прошел правительственный проект, а не то, что предлагали депутаты, это во многом определяется тем, что правительство, конечно, тоже активно работало, и оно сумело предложить наиболее взвешенный, а самое главное, просчитанный, в том числе и материально, законопроект. Но он сегодня нас не устраивает. В первом чтении мы его приняли. Но вот уже было немало комментариев коллег, очень много вопросов.

Как закон изменит жизнь чиновников?

ВАСИЛЬЕВ: Наверное, не все сразу изменится. Но вот, допустим, за нарушение правил доступа граждан к информации о деятельности государственных органов предусматривается штраф в размере от 20 до 30 МРОТ. Это достаточно большая сумма, она уже и сегодня 1100 рублей, а с сентября месяца это будет уже 2300. Это большие деньги. Ну и плюс попытка что-то спрятать, отнести к государственной тайне, то есть закрыть от широкой общественности, тоже будет наказываться, до 30 МРОТ уже. Это существенное наказание, которое будут нести те чиновники и должностные лица, которые будут уличены в том, что своевременно не выполнили требования закона.

Уличать их будут в первую очередь, конечно, сами граждане, пользователи. Должностные лица, которые также будут с этим сталкиваться. Средства массовой информации, которые тоже, кстати говоря, часто обращаются за информацией и, может быть, больше всех требуют ее обычно в ускоренном режиме. И тот срок, который сейчас определен, до 30 суток и плюс 15, когда информацию сложно предоставить, я думаю, он тоже будет еще сейчас обсуждаться, потому что 45 суток многовато. Здесь имеется в виду, конечно, более серьезная информация аналитического плана, какого-то серьезного отчетного характера, это не текущая, конечно, информация, она-то должна поступать в оперативном режиме, она должна размещаться сразу. И вот здесь что новое вводится - в электронном режиме доступ. Раньше-то все по письмам было. Ряд ведомств нас удивляют, особенно когда в Интернет заглядываешь и видишь, насколько широко доступна информация. Кстати, и раньше принимались меры, я помню, и правительство по этому вопросу заседало, и были рекомендации представителям средств связи как можно больше размещать информации о деятельности правительственных и иных органов исполнительной власти.

Цель принятия закона об открытости власти

ВАСИЛЬЕВ: Мы как законодатели идем по всем направлениям деятельности. Такие вопросы, как, допустим, защита прав граждан, и в том числе защита информации, - раз. Затем защита участников судебного процесса. И вот сейчас мы говорим, защита права на доступ к информации. Это вытекает, во-первых, из более эффективной системы управления, которая должна быть, потому что власть, ответственная публично, она чувствует ответственность, и она, естественно, работает с оглядкой на это. Второе то, что это во многом и антикоррупционная мера. Когда широкие круги знают о торгах, которые прошли в том или ином министерстве, допустим, и какие цены были уплачены за тот или иной лот или товар, это помогает более четко определить ситуацию, а где-то, сравнив, и почувствовать, что нарушается при проведении.

Закон заставит быть более открытыми все органы исполнительной власти. Законодательные, они более открыты. Даже достаточно посмотреть в Интернете - у нас на сайте и Совета Федерации, и Государственной Думы постоянно размещается информация, причем даже не только по принятым законам, но и по законам первого чтения, второго чтения. Законодатель как раз заинтересован в размещении информации больше, чем исполнитель. Потому что у каждого степень ответственности разная.

Я могу привести пример. Вот я сейчас подготовил депутатский запрос по состоянию дороги Москва - Балтия (Рига). Там удручающая ситуация. И мне дают ответ, что мои требования правильные, все верно, но на сегодняшний день, допустим, 30 тысяч километров дорог в России не соответствует требованиям ГОСТа. Исходя из этого, решить только вопрос о Балтии, допустим, невозможно. Понятно, что это информация, которую дают нелегко, и ее не очень приятно давать, если ведомство не справляется. Другой вопрос, что наступит момент, когда мы будем понимать, что не только в ведомстве вопрос, у них нет просто этих средств. И вот эта открытость, она позволяет шаг за шагом увидеть всю пирамиду власти, и не будет таких узких мест неясных, будет понятно и прозрачно: где, на каком уровне не срабатывает.

Где будет размещаться информация

ВАСИЛЬЕВ: Предусматривается не только в электронном виде, в Интернете. Кстати, Интернетом у нас пользуется достаточно небольшая часть населения пока, к сожалению. Допустим, там предусматривается и то, что нужно будет эту информацию размещать в широком доступе, включая и стенды, - это, наверное, будет легче как раз где-то на уровне поселкового совета. Кстати, и раньше это было. Но теперь это нужно будет делать по закону.

Какие сведения о себе необходимо обнародовать власти

ВАСИЛЬЕВ: Тут очень непростой вопрос, и о нем сейчас будет идти, наверное, самая содержательная часть дебатов ко второму чтению. Потому что в том проекте, который нам представлен, предусматривается перечень вопросов, которые предоставляются. Нам кажется, это невозможно. Проще определить, что исключено, что не предоставляется, а остальное все должно предоставляться. Но это тяжелее для исполнителей, может не на один порядок увеличиться объем информации.

И тут еще надо помнить о чем? Я вот привел пример с той же дорогой. Если, к примеру, реально 30 тысяч километров дорог мы не можем сейчас привести в надлежащее состояние, то я догадываюсь, что сегодня всю информацию о деятельности власти одномоментно разместить мы, наверное, не имеем ни технической возможности, ни финансовых ресурсов, это тоже надо понимать. Мы как законодатели можем подготовить самый интересный, самый содержательный и современный закон. Но проблема состоит в том, чтобы его еще обеспечить, чтобы он лег на подготовленную почву, чтобы его исполнение было в полном объеме. И вот здесь будет, конечно, большая работа. Я еще раз подчеркиваю, мы заинтересованы в том, чтобы было только небольшое изъятие, остальное все было бы открыто и соответствующе обеспечивалось.

Цена информации о власти

Мы исходим из общего принципа, что гражданин, заплативший налоги, в числе других прав имеет право на информацию о деятельности власти, которая его обеспечивает и обслуживает. Но нам резонно возражают, и на слушаниях это звучало со стороны правительства, что есть запросы, которые требуют, как высказался Шаронов, чуть ли не грузовиками предоставлять информацию. Для каких целей она используется? Это использует коммерческая структура или, допустим, тот, кто занимается коммерческой деятельностью, для себя собирает эту информацию в больших объемах? Тут, наверное, есть какой-то разумный порог, и его тоже нужно будет найти. Понятно, что для рядового гражданина, для корреспондента в обычном режиме это не должно быть платным. Но если, допустим, пишется какое-нибудь глубокое исследование, докторская работа, то возможно, что при таком запросе - да.

При подготовке ко второму чтению будет детальный разговор группы авторов с представителями правительства, которые предлагали этот законопроект и будут его вести, с тем чтобы определить, что будет однозначно бесплатным, и это должен быть достаточно широкий круг вопросов, а что придется, возможно, предоставлять и за плату. Я, например, поддерживаю ту позицию, которая звучала у многих наших авторов, и я так понимаю, что это позиция нашей фракции, что определять, когда это делается за плату и в каком объеме плата, должно не правительство, а закон. Как это получится, покажет второе чтение. Но подход такой.

Поможет ли принятие закона о борьбе с коррупцией повышению прозрачности власти?

ВАСИЛЬЕВ: В прошлом году Россия ратифицировала наконец две конвенции, одну ООН, а другую Совета Европы, которые, по сути, направлены на борьбу с коррупцией. Это возложило на нас целый ряд обязательств. В связи с этим распоряжением президента создана рабочая группа, ее возглавляет Иванов Виктор Петрович, помощник президента, которая сейчас готовит изменения в наше национальное законодательство, которые будут соответствовать этим двум большим, всеобъемлющим конвенциям. Тот законопроект, авторами которого являются мои коллеги по комитету (насколько я помню, Баскаев, Гуров и еще ряд депутатов), он существенно устарел постольку, поскольку за это время произошли такие изменения. Я знаю, что авторы законопроекта серьезно готовятся. В то же время я знаю, что и в администрации президента готовится законопроект, так что, я думаю, в ближайшее время мы будем свидетелями того, что существенные изменения в нашем законодательстве произойдут. В частности, появятся такие нормы, я так думаю, что они будут, уже недолго осталось ждать, согласно которым не только сами чиновники, в том числе и сотрудники правоохранительных органов, будут декларировать свои доходы, но и члены их семей.
Получат ли СМИ преимущественное право на доступ к информации о работе чиновников?

ВАСИЛЬЕВ: Я думаю, что здесь есть некая сложность, потому что среди пользователей выделять кого-то будет непросто. Мы с моими коллегами, авторами подумаем, что тут можно сделать.

По мнению В. Васильева, закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" может вступить в силу уже в этом году.

Радио Маяк, "Панорама",

20.04.2007

http://www.vladimirvasilyev.ru/index.php?page=publications&id=160&arc=

Док. 324878
Перв. публик.: 20.04.07
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 403

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``