В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Васильев: `Понятие теракта себя исчерпало. Это война`. Назад
Владимир Васильев: `Понятие теракта себя исчерпало. Это война`.
Сергей Брилев

В гостях у "Вестей Недели" - председатель комитета Госдумы РФ по безопасности, член фракции "Единая Россия" Владимир Васильев.

- Посмотрим на все, что происходило в стране за последний месяц. Сначала это казалось разрозненными событиями. Сейчас даже те, кто не является экспертом в области безопасности, предполагают, что атака на Грозный, Ингушетию, Каширка, взрыв самолетов, Беслан - это звенья одной цепи. Представляется ли это так со следственной точки зрения? Если это так, то как иначе все это можно назвать кроме как войной?

- Почему, во-первых, это понятие появилось? Потому что понятие "террористический акт" уже исчерпано. Это больше, это тяжелее, это сложнее. Многие сейчас войну воспринимают в том смысле, который существует еще со времен Великой Отечественной. Это не так. Идет поиск и наполнение новым содержанием понятия войны. Первое, что нужно сделать, - мы должны научиться мобилизовываться, мы должны научиться проводить фронт внутри нас, разделяя зло и то, что нам дорого. Враг внутри нас. Нам нужно создать новую систему законодательства, которую мы пока еще серьезно не готовили. Так получилось, что, сталкиваясь с разрозненными эпизодами террора, мы все равно не успели подготовиться к такого рода атакам. Это надо признать и юридически тоже. Я имею в виду те государства, которые уже были вынуждены принять национальную систему уровня безопасности. Это позволяет прочертить фронт внутри общества. То есть в определенном режиме, когда угроза становится реальной, усиливаются не только действия спецслужб и правоохранительных органов, но и всего общества.

- Но если говорить об уровнях террористической опасности, вы прежде всего имеете в виду, что это будет сигнал не для спецслужб, а для граждан?

- Для спецслужб и правоохранительных органов сигнал уже есть, мы его видели. Порой по результату он бывает неэффективен, но он есть. Посмотрите на ситуацию у станции метро "Рижская". Работа усиленных нарядов милиции на входе в метро не дала до конца исполнить дьявольский замысел. Последствия тяжкие, но были бы еще более тяжкими, если бы смертница подорвалась в метро. Это, во-первых. Далее - Осетия. К сожалению, последствия наступили. Там были четыре сотрудника милиции. Надо сказать, у нас есть около ста тысяч школ, и по схеме безопасности 1 сентября во все школы направляются сотрудники МВД. Там было четыре. Они убили одного бандита, ранили другого и сами погибли. Теперь давайте посмотрим: а что общество? Как в этом участвует общество? Здесь есть большой вопрос. Опыт других государств подсказывает, что без участия всех нас в противодействии этому огромному злу, которое направлено против нас и наших детей, мы с этим злом не справимся. Это будет продолжаться, и нам нужно находить систему адекватных мер.

- Ваша логика абсолютно понятна. Кстати, в Америке после 11 сентября против американцев не было совершено ни одного теракта, в том числе потому, что у них есть зримая система предупреждения террористической опасности: разные цвета. Что касается опыта других стран - есть Израиль, который упоминается чаще всего. Израиль пошел по пути ареста родственников террористов и разрушения жилищ террористов. Применим ли этот опыт в России, рассматриваете ли вы сейчас в числе прочих антитеррористических мер такие предложения?

- Мы вынуждены рассматривать все, даже самые экзотические предложения. Мы от них не отмахиваемся. Но что будет определяющим? Первое: все должно быть в конституционных рамках. Второе: мы должны понимать, что все эти предложения должны соответствовать нашей реальности, нашей ментальности, нашим обычаям. Допустим, Израиль, по сути, - мононациональное государство. Мы - многонациональное государство. Мы это должны понимать и чувствовать. Мы не можем допустить того, чего на самом деле и хотят террористы, - особенно это проявилось в Беслане. Они хотят столкнуть наши многонациональные народы.

- Теперь перейдем, может быть, к более приземленным мерам. Понятно, что нужно ужесточать регистрацию передвижения людей. С этим тезисом никто не спорит. Вопрос в том - что и как, в том числе с точки зрения соблюдения конституционных свобод? Конкретный вопрос: все чаще и чаще случается, когда в одной избе регистрируются по 200 человек. Абсурд. Нельзя ли в качестве одной из мер уже сейчас ограничить количество людей, которых прописывают на один квадратный метр? - Это предусматривается. Мы буквально вчера под председательством спикера Госдумы проводили рабочее заседание. Там присутствовали представители всех заинтересованных министерств и ведомств, парламентарии, члены Совета Федерации. Мы определили перечень законопроектов и предложений, которые подлежат рассмотрению. Эти предложения там присутствуют в полном объеме. Они будут рассмотрены.

- Дальше - регистрация автомобилей. Сейчас ходят разговоры о том, что в числе предложений, которые высказывает Госдума, есть ужесточение регистрации автомобилей. Правда ли, что в ближайшем будущем мы вновь перейдем на исключительно нотариально заверенные доверенности?

- Я лично сторонник этого. Но я не могу предвосхитить решение Думы. Такой законопроект тоже прорабатывается.

- Как вам кажется, не было бы разумным для России пойти по пути других стран, где номер выдается не на машину, а на человека? Таким образом, когда человек меняет машину, номер сохраняется тот же самый. В таком случае отследить его передвижение намного проще. Причем это никаким образом не нарушает свободу.

- Во-первых, нужно иметь единую систему, которая позволяла бы отслеживать движение, в том числе по номерам. МВД накануне внесло такое предложение - создать систему учета автотранспорта, единую по всей стране. Это будет стоить, по их прикидкам, 25 миллионов долларов. Госдума и специальная рабочая группа, включающая Министерство финансов, будут работать над тем, чтобы мы могли все законодательные инициативы, которые будут приняты как рабочие после проработки, еще и профинансировать из тех ресурсов, которые есть или удастся еще изыскать. На что пойдут эти средства, я полагаю, можно будет сказать, когда законопроекты обретут четкие контуры, когда будет понятно, о чем идет речь, и когда президент и правительство выскажутся по этим предложениям. Это должно быть продиктовано национальными и государственными интересами. Это определит приоритетность законопроектов, потому что, я еще раз подчеркиваю, мы, к сожалению, не можем позволить себе то, что позволили в США после сентябрьских событий. Я недавно встречался с мэром Нью-Йорка Джулиани. Он мне рассказывал о тех действиях, которые были приняты. Он называл суммы. Мы пока, к сожалению, исходим из наших возможностей.

- Если есть война, то есть фронты. Если нас атакуют на нескольких фронтах, то и отвечать надо на нескольких. Вот, скажем, фронт политический. Сейчас идут разговоры о том, что, возможно, в те дни нужно было собрать не только Совет Думы, но и всю Госдуму. Это, конечно, спорно. Тем не менее что думцы делали, где они были тогда, когда разворачивалась бесланская трагедия?

- Дума провела Совет 3-го числа, на котором было принято решение, в частности, об отзыве из отпуска депутатов, которые были необходимы для работы в качестве возможных переговорщиков.

- А вы можете сказать, кто из депутатов рассматривался как потенциальный переговорщик, или это закрытая информация?

- Я бы не хотел сейчас никого обидеть, потому что это в какой-то степени немного поднимает рейтинг депутатов. Могу сказать, что это был достаточно широкий круг людей. Круг не был ограничен, люди постоянно заходили, звонили, предлагали себя.

- Это момент политический. Но, к сожалению, в наших условиях сценарий политической жизни начинают писать террористы. В частности, по их сценарию, к ним в бесланскую школу должны были прийти президенты Дзасохов и Зязиков. Этого не произошло. Сослагательное наклонение - последняя вещь, к которой надо прибегать, но вам как специалисту я задам вопрос сослагательного наклонения. А развивалась бы ситуация иначе, если бы президенты Ингушетии и Северной Осетии пошли бы в школу к террористам?

- Я глубоко убежден, что террористы преследуют цель уничтожения. Уж то, что уничтожения президента Ингушетии Зязикова, - это точно, потому что они дважды на него покушались. Ну и президент Северной Осетии, я думаю, тоже мог бы рассчитывать на такой прием. Поэтому, насколько я понимаю, оперативный штаб не рекомендовал этого делать.

- В числе предложений, поступающих от местных парламентов, в том числе от североосетинского, есть предложение о восстановлении смертной казни. Что с этим делать?

- Рассматривать, решать, определяться. Лично я считаю, что мы в свое время поторопились, когда, по сути, так легко приняли это. Но сейчас, наверное, все же неправильно столь же резко отказываться от тех международных договоренностей, которые были подписаны. Этот вопрос рассматривался Конституционным судом, по этому вопросу высказывался президент. Но ситуация такова, и шок, который пережило общество, столь силен, что сейчас не рассматривать этот вопрос нельзя. Давайте рассмотрим. Если эмоции окажутся настолько высоки, общество поддержит и будет требовать, Дума, безусловно, это рассмотрит.

- Совет Федерации сказал, что будет организовывать парламентскую комиссию для расследования событий в Беслане. Какова в этом смысле позиция думцев?

- Я по этому поводу имею свою позицию, и она, по-моему, совпадает со многими. Надо проводить расследование по тем событиям, которые потрясли общество столь глубоко и сильно. Тем более если эти события оставили множество сомнений, я бы даже сказал, подозрений в искренности, в честности и в достоверности. Это правильно.

Вести Недели (РТР),

Выпуск от 12.09.2004

12.09.2005
http://www.vladimirvasilyev.ru/index.php?page=publications&id=60&arc=2005-09-12

Док. 324843
Перв. публик.: 12.09.05
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 313

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``