В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гражданские самолеты будут сбивать. Назад
Гражданские самолеты будут сбивать.
Попавшие в заложники террористов пассажиры авиалайнеров будут обречены на смерть - Госдума предлагает законодательно разрешить сбивать и гражданские самолеты. Соответствующие поправки к закону "О противодействии терроризму" депутаты Госдумы планируют принять в ходе весенней сессии. Как разобраться, кто находится в самолете - террорист или психически больной человек с ножом, разработчики закона пока ответить не могут. Тем не менее российские генералы уже готовы отдавать приказы об уничтожении самолетов и сотен мирных пассажиров ради спасения административных или стратегических объектов.

"О внутренних рейсах ничего не сказано"
Российские военные уже пять лет добиваются права уничтожать гражданские авиалайнеры, захваченные террористами-камикадзе, подобными организаторам терактов 11 сентября 2001 года в США. Именно после этих событий в Америке был принят закон, разрешающий сбивать самолеты, представляющие угрозу для государственных и административных объектов. 24 августа прошлого года у России появилось свое "11 сентября" - террористки-смертницы взорвали в воздухе два самолета с 90 пассажирами. Затем последовал Беслан. В декабре прошлого года Госдумой был принят закон "О противодействии терроризму". Теперь депутаты готовятся внести в него поправки, которые, в частности, будут касаться применения средств противовоздушной обороны (ПВО) против гражданских авиалайнеров, захваченных террористами.

Тем не менее генералы уже готовы приступить к уничтожению гражданских самолетов с террористами, не дожидаясь принятия закона. Как заявил в четверг командующий войсками Командования специального назначения (войска ПВО) генерал-полковник Юрий Соловьев, он не допустит, "чтобы на Москву что-то упало". "Я для себя определился, какое решение буду принимать. Окончательно же решение будет принимать главнокомандующий или министр обороны страны", - сказал генерал.

Соловьев пожаловался: из-за того что поправки до сих пор не приняты, войска ПВО стали заложниками ситуации. Военные имеют право сбивать только боевые или беспилотные самолеты (по действующему закону "О Государственной границе РФ"). Пассажирские самолеты можно сбивать, если доподлинно известно, что на борту находятся только террористы. Кроме того, закон о госгранице касается самолетов, прилетевших из-за рубежа, о внутренних рейсах в нем ничего не сказано.

"Если идет самолет с террористами и пассажирами на борту и я его не собью, на меня наденут наручники, если я его собью - на меня тоже наденут наручники", - говорит Соловьев. В такой ситуации, сетует генерал-полковник, ему становится трудно исполнять свои служебные обязанности.

"Крайняя мера"
Председатель думского комитета по безопасности Владимир Васильев пообещал, что после внесения поправок в российском законодательстве появится норма, дающая возможность сбивать пассажирские самолеты, захваченные террористами, если возникает угроза использования этого самолета для совершения теракта: "Я думаю, что мы выйдем в ближайшее время на решение этого вопроса. Такая практика в мире существует, и все мы помним, что случилось в США 11 сентября", - подчеркнул Васильев.

Однако разработчики законопроектов пока не дают ответов на главные вопросы. Как определить с земли, что в самолете находится именно террорист-смертник? Кто должен взять на себя ответственность за уничтожение "подозрительных" самолетов? Этого не знают даже в комитете Госдумы по безопасности. Как заявил ГАЗЕТЕ член этого комитета Геннадий Гудков, эти положения пока никак не прорабатывались. Он предложил обратить внимание на состояние систем ПВО.

В Совете Федерации о законодательных инициативах коллег из нижней палаты пока могут только догадываться. По словам главы комитета СФ по обороне и безопасности Виктора Озерова, "речь не идет о том, что захваченный самолет может быть сбит сразу же, как только поступил сигнал тревоги". Он считает, что в рамках закона министерства и ведомства разработают соответствующие инструкции, определяющие действия сил ПВО и ВВС в каждом конкретном случае. Озеров исходит из того, что "в таких случаях должен предусматриваться ряд мер, в том числе и по принудительной посадке захваченного самолета. Его уничтожение - это уже самая крайняя мера".

Где сбивают гражданские самолеты
Вслед за американцами, которые приняли решение сбивать захваченные самолеты сразу после терактов 11 сентября, подобным "эксклюзивным" правом своих военных стали наделять правительства других стран. Сбивать угнанные террористами самолеты могут, к примеру, немецкие военные. Соответствующий закон правительство Германии приняло еще в 2003 году. В Германии подчеркивают, что новый закон не является "лицензией на убийство": огонь будет открыт только в самом крайнем случае. По такому же пути пошла Украина. Соответствующий закон Верховная рада приняла в январе этого года. Впрочем, украинским военным сбивать пассажирские самолеты не привыкать. Летом 2001 года во время учений в Крыму ракета украинских ПВО "нечаянно" сбила российский самолет Ту-154, совершавший рейс Тель-Авив - Новосибирск. Одной из последних стран, наделившей своих военных полномочиями сбивать гражданские самолеты, стала Словакия. Данную меру правительство этой страны одобрило в преддверии российско-американского саммита на высшем уровне, который состоялся в феврале в Братиславе. Согласно принятому документу самолет может быть сбит только в том случае, если его экипаж никак не отреагировал на требования изменить курс или посадить машину, а также если не возымела действия такая мера, как предупредительный огонь.



Иван Егоров
Андрей Ковалевский

Газета.GZT.RU

15.04.2005
http://www.vladimirvasilyev.ru/index.php?page=publications&id=41&arc=2005-04-15

Док. 324811
Перв. публик.: 15.04.05
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 287

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``