В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин : Внешэкономбанк и минфин ведут рискованную игру Назад
Александр Шохин : Внешэкономбанк и минфин ведут рискованную игру
Иначе трудно объяснить утечку информации



Активы ВЭБа и активы России - вещи несопоставимые. У ВЭБа, кроме долгов, ничего нет. Когда Лондонский клуб запросил за новую отсрочку переоформить долг ему в евробонды, он хотел как бы реализовать схему размена: даем отсрочку, но получаем более качественные бумаги. Российское правительство сначала и слышать не хотело об этом, но потом решило пойти на компромисс и выставило требование списания от 50 до 70% долга. Речь шла о том, что резкое повышение качества бумаг и котировок на рынке должно быть компенсировано уменьшением объема долга, с тем чтобы выигрыш кредиторов не совпадал с большим проигрышем России, т.е. поделить эту как бы дельту между должником и кредитором. Скорее всего 70% - это та цена, которая реально уравновешивает рост котировок новых бумаг в случае их выпуска в виде евробондов.

Но в этой переговорной конструкции есть несколько очень неустойчивых деталей. Первое. Правительство не имеет никакого законного права обещать кредиторам переоформление долга ВЭБа в суверенный долг, не заручившись поддержкой парламента. Только Дума может принять это решение. Вряд ли Дума легко согласится на резкое увеличение государственного долга, понимания, что никакие другие возможности не были использованы. Второе. Впервые глава переговорной делегации заранее заявляет об условиях реструктуризации. Ведь на самом деле 30 или 40% списать - это очень близкие позиции. Это не 70 и 30 процентов, с которых начинались переговоры в июле-августе. Если после затяжных переговоров Касьянов скажет, что вот мы выставили 40, а удалось только на 30 процентов договориться, то все равно это будет воспринято как примерно то же решение, что и то, на котором настаивала российская сторона. Размен будет такой: да, мы пошли на 30, зато избежали дефолта России. Но, во-первых, дефолта России не может быть в дефолте ВЭБа, а во-вторых, это явится сигналом для инвесторов, т.е. для владельцев нынешних бумаг, - правительство прогнулось. Если оно прогнулось, спустившись с 70 до 50, а теперь до 40 - значит, оно прогнется и до 30 процентов. Стало быть, котировки бумаг, даже в случае частичного списания, резко вырастут. Банки-держатели долгов заработают миллиарды долларов, которые мог бы заработать российский бюджет, если бы схема была более жесткой.

В этой связи возникает естественный вопрос: а что, собственно, происходит, почему утечка информации идет официально, не является ли это желанием еще поиграть на рыночных котировках? Исключать нельзя. Ведь, заработав миллиарды долларов, можно их пустить, скажем, на благородные цели недопущения коммунистического реванша. Такое вполне может быть. По крайней мере сама технология ведения переговоров позволяет такие версии и гипотезы высказывать. Мне не хотелось бы, чтобы они оказались правдой...

Примерно 20% долгов находится у американских инвестиционных финансовых структур, которые не входят в Лондонский клуб. Остальными 80 первично обладали банки-кредиторы, но они перестраховались, за шесть лет ведения переговоров кто-то что-то списал на убытки, кто-то перепродал. На рынке эти бумаги покупают в свободной продаже. И многие российские структуры являются собственниками этого долга, работают напрямую, через агентов, через подставных лиц и т.д. на этом рынке, покупают эти облигации, имея в виду благоприятный прогноз. Не хотелось бы, чтобы здесь была применена схема подобная той, когда Центральный банк через свою оффшорную внучку работал на рынке ГКО, знал все абсолютно - обменный курс, возможности погашения, доходности ГКО и т.д. - и работал беспроигрышно. Выходил на рынок ГКО в момент их максимальной доходности, экономил расходы на этой финансовой игре и зарабатывал большие деньги. Так и здесь может получиться. Может быть, Внешэкономбанк и Минфин ведут некую игру. А именно: точно зная параметры, на которых они согласятся договориться, смогут заработать большие деньги.

Через любые некрупные частные банки. На вторичном рынке долга крупные банки не работают. Как только крупный банк начинает скупать большие объемы ценных бумаг, его засекают, все крупные банки под контролем у конкурентов.

Вполне возможно, если правительство точно знает, что оно пойдет на сроки, которые выставляются Лондонским клубом, идет на проценты, которые они предлагают, то можно на этом заработать миллиарды долларов.

Рыночная цена этого долга примерно 5 млрд долл. Если бы мы могли взять кредит на 5 млрд, то весь долг могли бы выкупить по этой цене.

Это был бы легальный выкуп. Но выкуп может быть и подпольный. Это не нравится нашим западным партнерам, потому что это не рыночная технология.



Газета "Сегодня", N263
20 Ноября 1999
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324794
Перв. публик.: 20.11.99
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 422

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``