В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Пена спадет - проблемы останутся Назад
Александр Шохин: Пена спадет - проблемы останутся
- Александр Николаевич, представим себе, что наш разговор состоялся спустя неделю после выборов. Согласитесь, что избирательная кампания - особое состояние общественного организма, не зря же его сравнивают с лихорадкой. Допустим, выборы прошли, страсти улеглись, законодательная власть в новом составе приступила к своим обязанностям:

- Действительно, не будем отбивать хлеб у политологов и социологов. Пусть они занимаются своими последними прогнозами по поводу политического расклада сил, цену которым мы узнаем через несколько дней. Но, кто бы ни пришел в новую Госдуму, им не уйти от решения многих жгучих проблем, накопившихся за годы и годы. Мы можем выбирать депутатов, даже власть в целом, но проблемы - данность, от которой никому никуда не деться. Более того, предвыборный ажиотаж, скрытые интриги и открытые столкновения компроматов отодвинули на второй план то, что должно быть в центре общественного внимания.

- А что, на ваш взгляд, нужно поставить во главе реестра неотложных дел для новой законодательной власти?

- Не только законодательной (не за горами ведь и президентские выборы) - всех ветвей власти. Бесспорно, это блок социальных вопросов: безработица, мизерные пенсии и пособия, на которые невозможно жить, налоги, разоряющие честный бизнес, тяжелая ситуация с жильем. По сути дела, в специальной защите нуждаются все - от пенсионеров до предпринимателей. Именно это направление должно стать приоритетным для политиков и профессионалов, в том числе для вновь избранной Государственной Думы и будущего президента.

Первейшая из проблем - пенсии. Они являются источником существования почти 40 миллионов граждан. Другой такой массовой социальной группы в обществе просто нет. И эта многомиллионная армия россиян существует по принципу "и жить не на что, и умереть нельзя".

Многие партии и кандидаты, идя на выборы, обещают значительно повысить размер пенсий, рассчитывая собрать дополнительный урожай голосов. Те, кто обещает, занимаются обманом, а те, кто верит, - самообманом. Хотя очень многие, в том числе и пенсионеры, прекрасно понимают, что любое не обеспеченное реальными ресурсами повышение обернется очередным ростом цен и инфляцией, которые через три- четыре месяца съедят эти самые прибавки к пенсии.

- Как же быть? Не повышать пенсии нельзя, а повышать не из чего. Как вырваться из порочного круга "прибавка - инфляция"?

- Нужны нетрадиционные источники неинфляционного роста пенсий. Среди них я бы назвал в первую очередь списание долгов бывшего СССР. Это вполне реальный способ решения пенсионной проблемы. Сразу же оговорюсь, что речь не идет о том, чтобы просто отказаться от обслуживания долгов. Ибо это означало бы изоляцию России от всего цивилизованного мира.

Существуют разумные переговорные схемы, которые позволят России избавиться от этого непомерного и тяжкого финансового бремени. Например, долги странам-кредиторам, которые объединены в Парижский клуб, составляют почти 40 млрд. долларов. Они могут быть списаны полностью, если мы пустим во взаимозачет с этими долгами финансовые активы бывшего Советского Союза, то есть те кредиты, которые он предоставлял странам так называемой социалистической ориентации. Эти финансовые активы все равно в ближайшее время могут оказаться равными нулю. Дело в том, что два года назад Россия, вступив в Парижский клуб на стороне кредиторов, согласилась в три раза уменьшить объем этих активов. В результате сейчас их насчитывается 50 млрд. вместо 160 млрд. долларов. Более того, правительство России тогда обязалось работать с этими долгами так же, как работает Парижский клуб. А он их списывает процентов на 80, остальную часть реструктурирует на 25-30 лет. Значит, от этих 50 млрд. долларов останется чуть больше десяти.

Страны Запада, Парижский клуб предложили списать долги 42 слаборазвитым странам, среди которых две трети - наши должники. Таким образом, через год-другой мы вообще останемся без этих финансовых активов.

Поэтому нужно торопиться и добиваться того, чтобы Парижский клуб, прощая долги слаборазвитым странам и заставляя нас поступать так же, одновременно пустил бы во взаимозачетную схему, столь популярную в России, и наши долги перед Парижским клубом. Эта схема позволит сохранить лицо России и сэкономить почти 40 млрд. долларов для решения социальных задач.

Именно за счет такого рода ресурсов прежде всего нужно повысить пенсии, упорядочить пенсионное законодательство и, в частности, решить вопрос с так называемым индивидуальным коэффициентом пенсионера.

- Должен сказать, что именно этот вопрос, как показывает почта "Труда", интересует многих наших читателей. Поэтому, пожалуйста, об этом чуть подробнее.

- Известно, что в действующем законодательстве по этому поводу существуют противоречия. Пенсии должны начисляться по коэффициенту 0,7, а фактически выплачиваются по коэффициенту 0,525. Многие пенсионеры судятся, пытаясь добиться повышения пенсии на этой основе, но никто еще по суду не получил ни копейки. Государственная Дума недавно приняла закон об устранении противоречий между этими цифрами, но еще требуются введение закона в действие, одобрение верхней палатой, подписание президентом. При этом, думаю, пенсионеры согласятся с тем, что новый порядок не должен иметь обратной силы. Почему? Потому что он распространяется примерно на половину пенсионеров. Если пересчитать все пенсии за два предшествующих года, когда возникло данное противоречие между коэффициентами, то мы явно отнимем деньги у второй половины пенсионеров, которые также нуждаются в повышении пенсий. Им она должна быть проиндексирована не позже чем в феврале и не менее чем на 15%.

Назову еще один источник. Чтобы повышать пенсии и дальше - нужно реально увеличивать сборы в Пенсионный фонд. Ни для кого не секрет, что большинство коммерческих предприятий платит своим работникам зарплату наличными - так называемым "черным налом", не отражает эти суммы в ведомостях на получение зарплаты и не делает, таким образом, взносов в Пенсионный фонд. Если бы работодатели честно вносили все причитающиеся суммы, пенсии можно было бы повысить весьма и весьма значительно. Первейшей задачей в борьбе с этим злом является разработка правового механизма обеспечения прозрачности фондов оплаты труда и как следствие - наполнение Пенсионного фонда реальными "живыми" деньгами.

- Еще одна жгучая проблема, затрагивающая, как и пенсионная, десятки миллионов россиян, - налоги. На нее замкнуты так или иначе почти все наши экономические беды и напасти.

- Перефразируя и актуализируя известное изречение о том, что "в России две беды - дураки и дороги", я бы сказал, что сегодня в России две проблемы - дураки и налоги. Остановимся на второй.

Все политики, все специалисты сходятся во мнении, что налоги надо снижать, но никто не решается пойти по пути реального уменьшения налогового бремени. Почему? По глупости? Нет, скорее всего, от отсутствия мужества и решительности - ведь резкое снижение налогов может действительно привести в течение нескольких месяцев к выпадению доходов из бюджета и сокращению возможности финансирования предусмотренных в бюджете программ.

Но затем (и это тоже признают все специалисты) низкие налоги приведут к увеличению их собираемости, и ситуация стабилизируется в течение года. Как решиться на снижение налогов? И, главное, кто решится на это? Несколько лет назад я предложил Международному валютному фонду и министрам финансам стран "семерки" следующую схему: "Не нужно нам предоставлять кредиты на латание дыр в бюджете - дайте нам возможность осуществить радикальную налоговую реформу, резко, не менее чем в два раза снизить налоги. И на период осуществления налоговой реформы предоставьте льготные кредиты в объеме, достаточном для того, чтобы перекрыть возможное снижение налоговых поступлений. Со следующего года после осуществления этой акции Россия будет в состоянии обеспечить экономическое развитие на основе собственных ресурсов, растущей промышленности и экономики, увеличивающихся доходов от налоговых поступлений".

Партнеры наши, к сожалению, оказались не готовы к реализации этой схемы. Им гораздо удобнее, что называется, дольками, траншами предоставлять кредиты с тем, чтобы можно было контролировать экономическую политику России во всех ее аспектах. И в итоге мы имеем то, что имеем, - высокие налоги и еле дышащую промышленность.

- Так все-таки что делать с налогами? Неужели ситуация безысходна?

- Нужно установить единую ставку подоходного налога с граждан в 15 процентов. Сейчас максимальная ставка - 30%. Но высокообеспеченные слои уклоняются от уплаты таких налогов. Пятнадцать процентов будут платить все, и тогда собираемость вырастет. Что касается малообеспеченных групп, то они вовсе не должны платить этот налог. Налог на прибыль, которая часто не показывается из-за высоких налогов, следует снизить до 20 процентов. Социальные налоги (отчисления в Пенсионный фонд, соцстрах, медстрах, в фонд занятости) также необходимо резко сократить - почти в 2 раза. Без этого не вытеснить теневую экономику и не повысить объем поступлений в соответствующие фонды.

Вот только несколько самых неотложных проблем, которые должны быть в центре внимания ответственных политиков. Уверен, что их решение позволит им оправдать доверие избирателей.



Юрий ЛОБОВ
Труд
15 Декабря 1999
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324782
Перв. публик.: 15.12.99
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 402

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``