В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
От тюрьмы и от сумы. Назад
От тюрьмы и от сумы.
От тюрьмы и от сумы не зарекайся, гласит русская пословица. К милости к падшим призывал поэт. Похоже, эти постулаты общество старается забыть. И само же страдает от этого.

Эта мысль красной нитью проходила через разговор за "круглым столом", участниками которого были депутат Госдумы по Тверскому округу, председатель комитета по безопасности Владимир Васильев, заместители губернатора Ольга Пищулина и Султан Ахмеров, а также руководители региональных структур федеральных ведомств по исполнению наказаний, службы занятости, представители областных УВД, соцзащиты, правозащитники. Обсуждались две важнейшие проблемы, которые являются индикаторами благополучия в обществе, - адаптация в обществе и трудоустройство лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и создание более благоприятных условий для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Выступающие по второму вопросу избрали менее конструктивную форму - самоотчеты, и, так как эта тема очень сложная и требует отдельного исследования, мы обратимся к ней несколько позднее. А вот проблема людей, вышедших из мест лишения свободы, как это ни странно, касается практически каждого из нас. Да-да, не удивляйтесь!

В современном обществе идут два параллельных процесса - растет уровень преступности, а значит, и число лиц, отбывающих срок за правонарушения; с другой стороны, происходит гуманизация норм права. Фактически происходит амнистирование граждан, осужденных за нетяжкие преступления. По словам начальника Управления исполнения наказаний по Тверской области Александра Савихина, за первое полугодие из пенитенциарных учреждений освобождено 2140 человек. Эти люди возвращаются в общество. Какова их дальнейшая судьба? Не нужно быть оракулом, чтобы предсказать: часть их вольно или невольно вновь окажется за решеткой. Но между сроками будут кровь, боль, слезы, страдания ни в чем не повинных людей. Хотя определенную долю новой волны правонарушений можно предотвратить, если общество сможет дать бывшим заключенным хоть какие-то шансы для нормальной жизни. То есть речь идет и о судьбе каждого из тех, кто покинул пределы зоны, и, что еще важнее, о безопасности в наших городах, селах, на улицах и в домах.

Участники "круглого стола" обращали внимание на несовершенство законодательства, мешающего возвращению к нормальной социальной, трудовой жизни бывших заключенных. Например, у них нет права получить статус безработного. Затягивается на недели вопрос с выдачей паспорта. Владимир Васильев, обращая внимание на зашоренность различных структур в работе с данным контингентом, поведал историю бывшего заключенного. Тот многократно обращался с просьбой о восстановлении трудовой книжки, чтобы устроиться на работу, а ему отвечали... что он был осужден совершенно законно.

Небесспорные проблемы - ужесточение борьбы с бродяжничеством, прием на работу под определенные гарантии бывших опекунов из системы исполнения наказаний и службы участковых. С одной стороны, вроде это пахнет нарушением гражданских и трудовых прав, возрождением "101-х километров" и характеристик. Но ведь не получается иначе! И рост рецидива, числа бомжей, сломленных судеб тому яркое подтверждение. Так не лучше ли из двух зол выбрать меньшее?

В западных фильмах встречаются сюжеты, когда над покинувшим тюрьму человеком устанавливается шефство государственных и общественных организаций - какое-то время за ним наблюдают, работает ли он, в каких условиях живет. В Твери существует отделение Всероссийского правозащитного движения. Его председатель Галина Буслаева рассказала о практике работы с людьми, освободившимися из мест лишения свободы. Особую тревогу у нее вызывает тот факт, что дом милосердия, рассчитанный на 40 мест, испытывает трудности в обеспечении питанием постояльцев, да и вообще идут слухи о сокращении числа мест. Она сослалась на опыт соседних регионов (в частности, Санкт-Петербурга), где успешно действует социально-трудовой реабилитационный центр для бывших заключенных. Вопрос опять-таки небесспорный. По мнению Ольги Пищулиной, курирующей службы социальной защиты, работа с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, требует особого подхода (она сослалась на опыт Михайловского интерната, куда направляются пожилые и бездомные, отсидевшие срок): не лучше было бы оказывать им помощь в уже существующих социальных центрах, направленных на поддержку семей?

Много дельных предложений было высказано руководителем департамента службы занятости по Тверской области Тамарой Карякиной и начальником отдела этого же департамента Натальей Конфоркиной. Они обращали внимание на необходимость изменения отношения общества к оступившимся, но готовым вернуться к нормальной жизни людям.

Подытоживая разговор, Владимир Васильев поддержал инициативу выступавших основать рабочую межведомственную группу по созданию в Тверской области более действенной системы помощи освободившимся из мест лишения свободы. Он пообещал, что предложения по внесению изменений в законодательство будут внимательно изучены. Главное, по мнению Владимира Абдуалиевича, перейти от разговоров и перекладывания ответственности друг на друга к реальным действиям.

17.042004 Афанасий-Биржа

20.07.2004
http://www.vladimirvasilyev.ru/index.php?page=publications&id=27&arc=2004-07-20

Док. 324778
Перв. публик.: 20.07.04
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 376

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``