В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политпрогноз от Александра Шохина: Возможность досрочной отставки президента остается Назад
Политпрогноз от Александра Шохина: Возможность досрочной отставки президента остается
АЛЕКСАНДР ШОХИН в VI Думе занимал посты первого вице-спикера и лидера фракции НДР. В VII Думу избран как независимый депутат и собирается сформировать группу депутатов-одномандатников.
- С какими чувствами вы расстаетесь с VI Думой? Начнем с того, о чем вам было бы всегда приятно вспоминать.
- Приятно вспоминать о том, как я использовал процедурные правила для того, чтобы контролировать политический процесс. Например, зимой 1997 года оппозиция решила отправить президента на пенсию по медицинским основаниям. Геннадий Селезнев тогда предусмотрительно лег в ЦКБ, а я как его первый зам председательствовал на заседании. Постановление, будь оно принято, силы закона не имело бы, но имело бы большой политический резонанс. И я решил этот процесс остановить, потому что считал и считаю, что принимать решения надо на основании закона. Вышло так, что моя фракция НДР в знак протеста покинула заседание, оставив меня наедине с залом, в котором преобладали левые. Но я решил ситуацию разыграть. Дал всем высказаться. В пылу полемики левые забыли поставить вопрос о продлении заседания, а я тянул время. Знаками и жестами мне удалось договориться о поддержке с представителями "Яблока". И когда дело дошло до принятия постановления за основу (левые предложили внести ряд дополнений и исправлений), Михаил Юрьев предложил проголосовать в целом. Я поставил вопрос на голосование. Постановление без поправок не прошло. И когда левые упрекнули меня в нарушении регламента, я сказал "ах, та-ак!" и за пять секунд до конца объявил заседание закрытым. Это пример того, как можно использовать правила регламента для решения политических проблем, и того, как председательствующий может играть против практически всего зала.
- А самое неприятное?
- Самое неприятное связано с моим уходом с руководящих думских постов. И неприятнее всего - уход с поста первого вице-спикера. Хотя переходил я на политически более значимый пост - лидера фракции, но уходил с профессиональной площадки, где чувствовал себя как рыба в воде. А переходил на пост, где надо было брать под козырек, по сути - на роль комиссара при лидере НДР и премьере. Пост лидера фракции я покидал с облегчением, ибо понимал, что это - не мое.
- Трудно удержаться от вопроса к вам как к мастеру политпрогнозов. Помнится, в нашей газете вы опубликовали статью, предсказав возможность досрочной отставки Ельцина. Тогда к такому сценарию многие отнеслись скептически. Теперь о досрочной отставке заговорили вновь, в частности Геннадий Зюганов говорит об этом как о реальных планах Кремля.
- Когда я заявил, что президент может уйти в отставку в конце октября, я исходил из того, что если президент на это и решится, то только для того, чтобы повлиять на ход развития событий. Уход в конце октября создал бы ситуацию, когда основные претенденты на Кремль, занятые думскими выборами, не смогли бы успеть на президентские. Кремль избрал другой сценарий - давление на оппонентов, недопущение формирования большинства в ГД блоком ОВР. В чем и преуспел. Тем не менее мой прогноз о том, что для полного успеха этой операции президент может уйти в отставку 31 декабря (это, подчеркну, условная дата - "подарок россиянам к Новому году"), остается. Почему? Потому, что сейчас, на волне успеха думских выборов, при отсутствии видимых неудач операции в Чечне трансформация премьера в и.о. президента дает 120% вероятности его победы на выборах президента. И если президент определился с преемником, то этот вариант - гарантия предсказуемости исхода президентских выборов. Так что я могу лишь повторить свой прогноз: вероятность досрочного ухода президента существует, и она связана с благоприятным исходом парламентских выборов и со сценарием, который Кремлю все-таки удалось реализовать в противовес моему. Еще раз подчеркну: я не оракул, я действующий политик, который пытается понять действия власти и пытается выстроить гипотезы, с тем чтобы повлиять на политический процесс. Я не даю оценок, хорошо это или плохо для президента - уйти досрочно. Я говорю лишь о том, что если он хочет видеть Путина президентом, то для этого лучше дать ему три месяца поисполнять обязанности. Если же Ельцин хочет поэкспериментировать, то все в его руках: можно, не меняя премьера, потянуть до июня, точно не зная исхода чеченской операции и невзирая на опасность изоляции России от финансовых вливаний, возможные санкции в связи с чеченской войной. Президент - человек рискованный...



25/12/1999
Газета "Сегодня" N292
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324774
Перв. публик.: 25.12.99
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 410

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``