В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Нужен мораторий на популизм Назад
Александр Шохин: Нужен мораторий на популизм
Председатель комитета Думы по денежно-кредитной политике АЛЕКСАНДР ШОХИН считает, что правительству крайне сложно найти замену деньгам МВФ. В интервью корреспонденту Ъ ИРИНЕ Ъ-ГРАНИК он прогнозирует смягчение экономического курса.

- Чем Дума может помочь правительству, у которого серьезные проблемы с бюджетом?

- Много возможностей пополнить бюджет есть у самого правительства. В частности, механизм установления экспортных пошлин в зависимости от конъюнктуры мировых цен на нефть -- это компетенция правительства. У Думы сейчас не так много возможностей помочь правительству в краткосрочном периоде найти деньги в рамках исполнения бюджета. Конечно, Дума может внести корректировки в закон о бюджете, чтобы помочь правительству принятием какой-то программы экономии госрасходов и мобилизации дополнительных доходов. Но это возможно не раньше конца апреля, а то и в мае, после того как Дума заслушает отчет правительства об исполнении бюджета за I квартал.

Что касается каких-либо предложений об увеличении налогов, то это вряд ли является тем рычагом, который сейчас будет использован как самим правительством, так и Госдумой. Она еще не остыла от предвыборных обещаний, одним из основных среди которых у большинства партий и одномандатных депутатов было как раз снижение налогов. Поэтому Думе не так просто помочь правительству. Однако весьма существенную помощь может оказать формирование в Думе некой "линии поведения" с целью облегчить правительству переговоры с международными финансовыми организациями. Речь идет не только о тех законах, на принятии поправок к которым настаивает МВФ, но и о формировании общей направленности политики, и не только экономической. Если правые не будут бойкотировать пленарные заседания и голосования, у Кремля останутся рычаги воздействия на ту часть Думы, которая сейчас именуется большинством. В частности, речь может идти о принятии Думой Земельного кодекса в рыночной его редакции. Например, на федеральном уровне принимаются основы земельного законодательства, где регионам предоставляется право самим вводить частную собственность, которая будет зафиксирована в этих федеральных основах. Это будет серьезный шаг вперед и серьезный сигнал для инвесторов, иностранных в том числе.

Второе, что может сделать Дума для облегчения жизни правительства,-- ратифицировать соглашение о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-2). Кремль в этом случае сможет продемонстрировать контроль над думским большинством по содержательным вопросам (меньшинство, например "Яблоко" в лице Лукина, и без того выступало за ратификацию СНВ-2). В этом случае создается благоприятный политический фон для воздействия на США и наших западных партнеров, с тем чтобы они активнее работали на российском направлении в плане восстановления кредитования.

Наконец, Дума может помочь правительству и тем, что не будет вмешиваться в экономическую политику принятием каких-либо своих экзотических или популистских законов, а будет больше заниматься обсуждением законодательных инициатив правительства. Это схема, по сути дела, парламентского большинства, поддерживающего правительство. В предвыборной ситуации, конечно, трудно ожидать, что такое большинство будет. Ведь три фракции меньшинства и коммунисты выдвигают своих кандидатов в президенты. В этих условиях трудно переходить на схему обсуждения только правительственных законопроектов в области экономики и финансов.

Лучше всего было бы ввести своего рода мораторий на популистские инициативы парламента, продиктованные узкопартийными предвыборными интересами. Это было бы большим подспорьем правительству в переговорном процессе с Западом и в процессе мобилизации дополнительных доходов. Но если само правительство будет усердствовать в популистских обещаниях, Дума обязательно попытается догнать его и перегнать.

- А что, уже есть намеки, что правительство или Дума вот-вот начнут выдвигать популистские инициативы?

- Нельзя исключать, что Дума, воодушевленная обещанием правительства повысить на 20% зарплату бюджетникам и пенсию, решит добавить что-то в эту копилку заботы о народе.

- Какие поправки к бюджету может предложить принять правительство Думе для пополнения казны?

- Новых налогов, как я уже сказал, не может быть по определению -- и в предвыборное время, и послевыборное. Быстро мобилизовать в бюджет дополнительные доходы от управления госсобственностью и приватизации также маловероятно. Тем более что Дума не утверждает конкретные объекты. Она может только в рамках бюджетного процесса увеличить задание по приватизации. А увеличивать его в условиях неблагоприятной конъюнктуры было бы неправильно. Нужно продавать объекты и пакеты в момент образования максимальной цены. Конечно, можно представить себе и весьма экзотические предложения по решению бюджетных проблем. Например, Дума выступит с инициативой об отказе обслуживать внешний долг. Но это, кроме вреда, ничего не принесет. Это изоляционистская политика, которая может обернуться потерей доходов от экспорта. В случае такого решения Россию может ожидать введение запретительных пошлин на ее экспорт со стороны, например, того же ЕС. Иными словами, от таких экзотических решений, как отказ платить по долгам, Россия проиграет гораздо больше, чем выиграет. Так что правительство подобные идеи Думе вряд ли предложит. Кстати, возможен постепенный переход к изоляционизму -- по технологии опоры на собственные силы. Но не в контексте отказа от обслуживания внешних долгов. Это дело хорошее с финансовой точки зрения, но трудно осуществимое с точки зрения переговоров с кредиторами. Это инициатива, которую должны нам предложить сами кредиторы. Без продвинутого переговорного процесса здесь никакого выигрыша получить нельзя.

- Тогда правительству остается лишь корректировать свою экономическую политику...

- Может встать вопрос о технологиях другой финансовой и экономической политики. Скажем, денежная эмиссии и умеренная инфляция или умеренная девальвация рубля в качестве технологии оживления отечественной промышленности. Это, конечно, не то, о чем мы многие годы вели переговоры с МВФ, но это может оказаться той альтернативой, которая может вдруг оказаться популярной. К этому может приложиться экономическая политика с многочисленными элементами администрирования. Например, такими, как стопроцентная продажа валютной выручки и мобилизация ее в бюджет, а также переход к советским технологиям обслуживания долга. Когда правительству не нужно будет покупать валюту у ЦБ для обслуживания внешнего долга, а можно будет просто поручить ЦБ его обслуживание, чтобы не увеличивать госдолг, висящий на шее бюджета. Но есть и либеральная альтернатива -- проведение тех структурных реформ, которые не были проведены с 1993 года и которые не дали возможность российскому капитализму стать эффективным.


- Вы будете поддерживать либеральную направленность?

- В общем, да, хотя в чистом виде либеральной и голлистской схемы не существует.

- Будет ли правительство вносить в Думу какие-либо меры по борьбе с бегством капитала за рубеж? Ведь за счет этого также можно пополнить бюджет...

- Думаю, да. Тем более что введение стопроцентной продажи валютной выручки в условиях нестабильного курса стимулирует отток капиталов и невозврат валютной выручки, в том числе через манипуляции с экспортно-импортными ценами. Поэтому такого рода меры могут вводиться только при условии жесткого валютного контроля. Тот факт, что правительство на полгода решило отодвинуть эти меры, означает, что полной уверенности в том, что стопроцентная продажа не приведет к падению валютных поступлений, нет. Тут шаг за шагом нужно и валютный контроль обеспечивать, и иметь гарантии стабильности валютного курса. Тогда компаниям станет безразлично, будут ли они продавать все 100% валютной выручки или же, напротив, сохранять все 100% на своих счетах. Если счета контролируются, то это вопрос вообще второстепенный.

- Остается ли актуальной для правительства помощь Думы в виде срочного принятия законопроектов, согласованных с МВФ? Кстати, поправки к этим законам будут идти через ваш комитет по кредитной политике...

- Если говорить о переговорах с МВФ, то я не исключаю, что сейчас не эти законы будут самыми главными. Теперь на первый план могут выйти вопросы, связанные с реструктуризацией естественных монополий. Это все время так происходит: то, что было актуальным в предыдущем раунде переговоров, оказывается второстепенным в новом. На первый план выходят новые вещи. В этом раунде серьезным пунктом переговоров может оказаться реструктуризация ОАО "Газпром" или РАО "ЕЭС России". Нельзя исключать, что это технология затягивания переговоров. Как только российская сторона высказывает готовность довести до конца ранее обсуждавшуюся тему, возникает новый сюжет. Причем не вдруг появляется -- все эти темы так или иначе находились в переговорном портфеле. Но просто акценты все время меняются и возникают серьезные сложности в достижении окончательных договоренностей. Судя по всему, на Западе ждут президентских выборов, тем более что они будут досрочными, с тем чтобы посмотреть, какой тип экономической политики, внутренней и внешней, будет проводить новый президент. Поэтому мне кажется, что Геращенко абсолютно прав: не следует рассчитывать в I квартале на получение этого транша. Однако переговоры, безусловно, нужно вести, чтобы знать позиции, наши возможности, альтернативные варианты поведения.


КоммерсантЪ
25 Января 2000
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324756
Перв. публик.: 25.01.00
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 423

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``