В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин предлагает, каким образом выманить наши сбережения из-под подушки Назад
Александр Шохин предлагает, каким образом выманить наши сбережения из-под подушки
Утечка капиталов превращается для России в проблему номер один. Этой теме было посвящено вчерашнее заседание правительственной комиссии по оперативным вопросам. Есть разные оценки объемов "беглого" капитала, первый зампред правительства и министр финансов Михаил Касьянов говорит о 15 млрд долл., которые нелегально покинули страну в прошлом году. Кроме того, миллиарды долларов уходят и вполне легально. А те, что остаются в стране, люди предпочитают держать в чулках, наволочках - где угодно, только не в российских банках. При такой ситуации нельзя рассчитывать на инвестиции в промышленность, да и вести переговоры с мировыми кредиторами становится почти невозможно, коль Россия сама кредитует западную экономику. Словом, остановить утечку капитала - дело престижа российской власти. Однако добиться этого одними только административными мерами, которые только до сих пор и предлагаются, невозможно. Так считает председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, президент Высшей школы экономики АЛЕКСАНДР ШОХИН. С ним беседует корреспондент газеты "Сегодня" СВЕТЛАНА КИЗИЛОВА.

- Александр Николаевич, как оцениваются масштабы утечки капитала из России? Каковы основные пути его оттока?

- Оценки, получаемые по различным методикам, вполне сопоставимы и очень значительны: около 1 млрд долл. в месяц. Речь идет об оттоке, не связанном с выполнением официальных обязательств по выплате внешнего долга российского государства, российских банков или компаний. Я думаю, что абсолютно неверно связывать эти деньги с деятельностью мафии, с криминальным бизнесом, наркотиками, проституцией, торговлей оружием. Основной причиной ухода денег из России является высокая налоговая и таможенная нагрузка, и процесс утечки капитала - это, в некотором смысле, процесс стабилизации налогового режима.
Как же уходят эти деньги? Наверно, ваша газета не собирается давать подробную инструкцию по уводу их из страны, поэтому назову лишь основные варианты: занижение цен на экспортируемые товары; несвоевременное возвращение валютной выручки; завышение цен на импортируемые товары; фальшивые импортные контракты; фиктивные кредитные соглашения; фиктивные соглашения на оказание услуг финансовых консультантов (которых не существует) и т.д. Все это - технологии, которые осуществляются в рамках нормального бизнеса с применением многочисленных мошеннических схем.
Часть вывезенного капитала возвращается в Россию. Когда рынок ГКО был "горячим", российские капиталы возвращались под видом капиталов нерезидентов. Второй путь возврата - участие российских денег в приватизации через оффшорные компании. Сотни миллионов и миллиарды долларов шли этим путем в процесс приватизации. Тем не менее существенная часть вывезенных денег не возвратилась в страну и не инвестирована за ее пределами. Это "живые" деньги, которые лежат и ждут подходящего момента.

- Капитал уходит туда, где лучше экономическая среда и инвестиционный климат. Может быть, именно на их создании должны быть сосредоточены усилия правительства и Госдумы, а не на запретительных мерах, подобных тем двум законопроектам, которые неделю назад приняла в первом чтении Госдума с подачи правительства - о приостановлении валютных операций и о госрегистрации внешнеторговых сделок?

- Создание благоприятного инвестиционного климата - это, конечно, главное. Но он не создается специальными мерами. Его формирует общая ситуация в экономике, политике, законодательстве. Упомянутые вами законы, конечно, никуда не годятся в том виде, в каком они внесены правительством. Их в первом чтении приняли, но с таким количеством оговорок, что ко второму чтению это будут уже другие законы. Правительство и Центробанк согласились с замечаниями. В частности, все основания для приостановления валютных операций будут описываться законом. Будет введено понятие возмещения государством ущерба за упущенную выгоду, если оснований для приостановки внешнеторговой деятельности не было.

- Пожалуй, бизнесмены скорее предпочтут давать взятки, чем вести тяжбы за возмещение ущерба. Запретительная суть этих законов от поправок не изменится. А обойти их всегда смогут: как сказал один предприниматель, кому-то заплатят, кого-то застрелят...

- Любое правило, любая жесткость, введенная административным путем, преодолевается очень легко. Вернуть капитал административным путем нельзя. Как уже сказано, надо создавать стабильную ситуацию. При этом, конечно, необходима прозрачность финансовых потоков, в том числе и по оффшорным зонам. Информация по ним должна раскрываться - хотя бы по запросам правохранительных органов. Весь мир стремится к этому. Считаю, что настало время программ международного сотрудничества по раскрытию информации об оффшорных зонах.
Для возвращения денег в страну имеет смысл реализовать идею, которая обсуждалась недавно на консультативном совете по иностранным инвестициям. Речь идет о проекте "Еврорубль" - выпуске займа, облигации которого будут приобретаться населением за доллары. Повышенная привлекательность этих бумаг будет связана с тем, что эти облигации конвертируются в любую валюту и действительны за пределами России. Доходность по ним может быть низкая, на уровне 3% в год, но это, по сути, доллар, который не лежит под подушкой, а дает хоть небольшой, но надежный доход. Чтобы данный проект реализовать, надо создать за рубежом страховой гарантийный фонд, учредителями которого должны стать крупнейшие банки и международные финансовые организации. Туда-то и могут пойти капиталы, вывезенные за рубеж. Одновременно удастся привлечь средства россиян, которые составляют около 50 млрд долл., а по оценкам Интерпола - 70-80 млрд долл.



22.03.2000
Газета "Сегодня" N062
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324750
Перв. публик.: 22.03.00
Последн. ред.: 26.07.07
Число обращений: 387

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``