В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Основной источник денег -- это не несколько олигархов Назад
Александр Шохин: Основной источник денег -- это не несколько олигархов
Для привлечения инвесторов на российский фондовый рынок требуется существенно изменить законы. В частности, уменьшить социальные налоги и обеспечить защиту крупных акционеров от мелких. Так считает председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам АЛЕКСАНДР ШОХИН.

Сегодня всем ясно, что устойчивый экономический рост возможен лишь при задействовании глубинных факторов. Которые даже при неблагоприятной внешней ситуации, вроде падения цен на нефть, обеспечат экономике необходимый приток инвестиций. Однако даже те 4-5% экономического роста, которые мы намерены получить к концу этого года, базируются во многом на действии таких факторов, которые в ближайшее время могут потерять свое значение. Благоприятная конъюнктура рынка нефти, значительное сальдо торгового и платежного балансов (несмотря на то что отток капитала по-прежнему высок, продолжающееся действие эффекта девальвации, возросшее в последнее время перекрестное субсидирование через низкие тарифы на энергоносители -- все эти факторы чем дальше, тем больше будут терять значение. В такой ситуации на первое место выходят структурные и институциональные реформы, главная среди которых связана с защитой прав собственности, защитой законных прав инвесторов.

Кроме того, встает вопрос о мобилизации инвестиционных ресурсов, находящихся внутри экономики. Это ресурсы компаний, в том числе работающих в сфере мелкого и среднего бизнеса, и ресурсы граждан, которые нужно перевести из сбережений в инвестиции. Необходимость мобилизации источников накопления, имеющихся внутри российской экономики, и наличие множества институциональных и структурных ограничений экономического роста резко повышает роль законодательства об акционерных обществах, о фондовом рынке, об инвестиционных институтах. В портфеле Госдумы достаточно много законопроектов, которые так или иначе связаны с этими вопросами. В частности, принят в первом чтении закон об инвестфондах. Правда, к этому закону много замечаний, тем не менее один инвестиционный институт в законодательстве сейчас прописывается уже достаточно четко.

Следующие инвестиционные институты -- это негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Традиционно считается, что негосударственные пенсионные фонды -- сфера социальной политики. Но речь идет по сути о новой парадигме социально-экономической политики, в соответствии с которой основная нагрузка ложится на домохозяйства. И чтобы она была реализована, нужно, чтобы доходы были более высокие, налоги на фонды зарплаты и подоходный налог резко снизились. Возросшим доходам населения должна соответствовать другая система институциональных инвесторов -- негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний, через которые население может реализовывать свои потребности в сбережениях.

Это единственный способ мобилизации длинных денег, и опыт развитых и развивающихся стран подтверждает: основной инвестиционный ресурс именно здесь. Тут действует принцип: основной источник денег -- это не несколько олигархов, а миллионы мелких инвесторов, которые свою тысячу долларов вкладывают в экономику посредством надежных инвестиционных институтов. Через ПИФы, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании мы можем мобилизовать десятки миллиардов долларов ежегодно в ближайшие несколько лет. И это деньги, достаточные для реализации самых длинных проектов.

Для запуска этих механизмов нужно, во-первых, создать совершенное законодательство, а во-вторых, отладить практику функционирования инвестиционных институтов. На это уйдет не меньше двух-трех лет, так что рассчитывать на привлечение этих средств в ближайшем будущем не приходится. Зато в перспективе отстраивание всех этих институтов фондового рынка позволяет рассчитывать на мобилизацию действительно больших накоплений. Достаточно привести следующие цифры: наличные накопления граждан составляют $30-50 млрд. Это сопоставимо с объемом внешнего кредитования страны. Почему $30-50 млрд лежит в чулках у населения? Отчасти потому, что существенная часть экономики находится в тени из-за высоких налогов, в том числе социальных -- начислений в пенсионный фонд, фонд соцстраха, медстраха, фонд занятости. Снижение налогов позволит людям самостоятельно и легально реализовывать цели накопления.

Говоря о фондовом рынке, нельзя не упомянуть проблему защиты прав акционеров. Я бы начал с защиты прав обладателей привилегированных акций. Дело в том, что они, как правило, не получают дивидендов. А надо жестко зафиксировать в законе, что владельцы привилегированных акций обязательно получают дивиденды, иначе вместо привилегированных акций лучше выпускать корпоративные долговые бумаги -- облигации. Что же касается голосующих акций, то прежде всего это проблема мелких акционеров, права которых нарушаются путем "разводнения", консолидации, реорганизации, слияния, расслияния, присоединения и т. д. Эффективных законодательно прописанных механизмов по защите прав акционеров у нас пока нет. В ближайшие дни Госдума будет рассматривать поправки к закону об акционерных обществах, где есть ряд новаций такого рода.

Но при этом надо иметь в виду, что мелкие акционеры иногда могут ущемлять права крупных. Мелкий акционер, не являясь стратегическим инвестором, не несет ответственности за судьбу компании, он заинтересован в текущей выгоде. Поэтому можно ставить вопрос о законодательном "принуждении" мелких акционеров консолидировать голоса с тем, чтобы только какой-то процент (скажем, 15%) акций имели право на решения, которые являются принципиальными для акционерного общества. В частности, сейчас можно, обладая 1% акций, не дать через суд акционерному обществу нормально функционировать, а затем "обменивать" этот 1% на сумму, эквивалентную 10% или 20%. Поэтому нужна технология защиты прав крупных акционеров.

Следующий вопрос -- это защита прав акционеров от недобросовестного менеджмента. Надо обеспечить прозрачность российских компаний, ведение аудита и бухучета по международным стандартам, устранить возможность не показывать прибыль. Также необходимо усовершенствовать законодательство о финансовых инструментах, в частности производных бумагах. Речь идет о выпуске деривативов на акции, находящиеся в собственности государства, производных финансовых инструментах, обращающихся на международном рынке, о секьюритизации долгов российских предприятий перед бюджетом.

Следующий сегмент -- национальная депозитарная система. Хотя еще несколько лет назад было принято решение о создании центрального депозитария и было описано, как должна работать депозитарная система, в полном объеме она до сих пор не функционирует. Понятно, что задача депозитарной системы -- не только обеспечение информационной прозрачности фондового рынка, но и унификация стандартов учета прав на бумаги, а также предоставление ряда услуг, прежде всего контрольных (как в случае со спецдепозитариями для инвестфондов). Эта система должна быть развита очень быстро, потому что без прозрачных депозитариев, организующих учетно-операционное пространство на фондовом рынке, он полноценно не работает. Необходимо подключить российскую биржевую торговую систему к международной расчетно-клиринговой системе (Intersettle, Global Custody), что позволит осуществлять фондовую деятельность в соответствии с международными стандартами.

Еще одно направление -- это электронные технологии на фондовом рынке. Интернет-среда для фондового рынка -- одно из самых перспективных направлений развития. Фондовый рынок все равно уйдет в Интернет. И надо принять законы об электронном документе и электронной подписи, внести поправки в законы о рынке ценных бумаг, о банках и банковской деятельности, о простых и двойных складских свидетельствах и, может быть, даже в Гражданский кодекс. Ведь использование интернет-технологий откроет перед российским фондовым рынком новые возможности для привлечения иностранных инвестиций в нашу экономику.


КоммерсантЪ
14 Апреля 2000
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324746
Перв. публик.: 14.04.00
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 422

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``