В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Васильев: `Власть и общество должны вести честный диалог` Назад
Владимир Васильев: `Власть и общество должны вести честный диалог`

- Владимир Абдуалиевич, поздравляем вас с избранием Председателем Комитета по безопасности Государственной Думы. В чем вы, как председатель одного из основных комитетов ГД, видите свою главную задачу на 2004 г.?

- Во-первых, безусловно, довести до конца перспективные законопроекты, наработанные депутатами прежней Думы.

Во-вторых, состав новой Думы позволяет вернуться к некоторым законопроектам, которые ранее, в силу невозможности обеспечить большинство при голосовании, не были приняты, но в нынешней ситуации могут оказаться не только полезными, но и стать приоритетными.

Например, сегодня на первый план вышли вопросы защиты общества от терроризма. Мощнейший стресс, который россияне пережили в результате трагических по своим последствиям террористических актов, привел к тому, что общество требует быстрых и решительных действий от государственной власти. Потому остро встал вопрос соответствующего законодательного обеспечения. По согласованному с Президентом РФ поручению Председателя Государственной Думы, профильные комитеты активизировали работу в этой области. Создана рабочая группа из числа руководителей комитетов, которая готовит изменения в законодательстве, в части адекватных, более жестких мер наказания в отношении лиц, совершающих террористические преступления.

- Вы в качестве одной из первоочередных мер предложили включить в план деятельности Госдумы на весеннюю сессию проект закона "О государственной защите судей". Почему именно этот проект?

- Потому что этот закон жизненно необходим. Проект закона достался нам в наследство от коллег из прошлого созыва Думы и мы включили его в план. Осталось доработать, главным образом, вопросы материальной компенсации ущерба, причиненного судьям. Ведь у них тоже угоняют машины, сжигают дома и т.д. Власть, общество обязаны защищать людей, стоящих на страже закона.

- В своем выступлении на первом заседании Комитета по безопасности вы заверили собравшихся, что деятельность комитета будет отличать новый стиль работы. В чем он заключается?

- О новом стиле работы я не говорил. Это версия журналистов. Хотелось бы обратить внимание на другое. Слаженная работа депутатов, пусть и представляющих разные политические силы, позволяет прорабатывать законопроекты более глубоко и всесторонне уже на стадии подготовки, а не утверждения. Привлечение к обсуждению того или иного законопроекта широкого круга государственных и общественных организаций, специалистов дает возможность подготовить более качественный проект закона.

Конечно, мне сейчас явно не хватает "думского" опыта. Но поддержка коллег и ясное понимание тех задач, которые перед нами стоят, позволяют надеяться на конструктивную работу комитета. Нас 30 человек, большая сила. Существуют ведь и оперативные вопросы, на которые мы должны реагировать. Например, недавно заслушивали ответственного представителя военной прокуратуры по поводу массового заболевания призывников во время транспортировки к месту несения службы. И выяснилось, что на вокзалах и в аэропортах у нас нет воинских залов. Поэтому детей держали прямо на летном поле. В месте призыва температура одна, в месте службы - другая. Одеты призывники, как правило, легко. А ведь руководители и сопровождающие команд просто обязаны следить за этим, предупреждать военкоматы и самих новобранцев...Ничего не было сделано. Вот и результат. И проблема эта не только пограничной службы, но и армии в целом. Сейчас тесно работаем с Минобороны, ФПС, МВД, чтобы исключить подобные факты в будущем.

- Чем, с вашей точки зрения, может помочь в законодательной работе ваш опыт работы в должности замминистра внутренних дел РФ?

- Трудно сказать, себя всегда очень сложно оценивать. Скорее поможет очень полезный и удивительный опыт, который я приобрел во время выборов в Тверской области. Очень полезная школа, которая не прошла для меня бесследно. Когда ты общаешься с тысячами людей, видишь как они живут, отвечаешь на их непростые вопросы, невозможно оставаться равнодушным. Чтобы готовить и принимать законы в интересах людей, надо видеть и понимать свой народ.

- В последние годы актуальным для государственной политики и государственной безопасности стало понятие экономической безопасности. "Бегство капиталов" за границу наносит огромный ущерб экономике страны. Многое в этой сфере уже сделано. Но проблема осталась. Что еще необходимо сделать, чтобы снять остроту вопроса?

- Да, в этом направлении сделано уже немало. Но, на мой взгляд, мы прошли только, если так можно выразиться, первый круг. Сейчас начинается другой этап - более глубокий и более сложный. И я, как человек всю жизнь проработавший в системе правопорядка, рад, что наступило время торжества Закона. Вы понимаете, насколько трудно заниматься защитой людей, когда система разваливается. Сейчас мы можем решать такие вопросы, которые в предыдущие годы представляли для нас большую проблему.

И если мы хотим серьезных, качественных изменений в жизни общества, лечение простым быть не может. Президент сказал, что мы не можем позволить себе остаться на обочине исторического процесса. И если для этого потребуются непопулярные меры, их надо проводить в жизнь. Важно, чтобы власть и население вели честный диалог.

Что касается движения денежных средств, то у нас уже есть достаточно эффективные государственные инструменты контроля: службы финансового мониторинга, налоговые службы, Счетная палата и т.д. Главная задача сегодня - наступление на теневой оборот, который не дает развиваться бизнесу и является питательной средой для коррупции.

- Да, коррупция стала одной из острейших проблем сегодняшней жизни. На этом неоднократно акцентировал свое внимание Президент России Владимир Владимирович Путин. Масштабы ее вам известны лучше, чем мне. Понятно, что это отнюдь не укрепляет доверие россиян к органам государственной власти. Что намерен сделать ваш комитет в этом направлении?

- У меня есть определенный и полезный в этом смысле опыт наведения порядка в сфере производства и реализации алкоголя. Думаю, это поможет мне в работе.

В свое время нам в короткий срок удалось не только увеличить доходность бюджета и поднять легальное производство алкоголя, но и резко сократить количество смертей от подделок и суррогатов. При желании административный ресурс может дать большой экономический эффект.

Есть и очень интересный опыт борьбы с коррумпированными рынками в Краснодарском крае, Ярославле. Если губернатор возглавляет группу, в которую входят правоохранительные, фискальные, налоговые органы и эти вопросы повседневно находятся в поле его зрения, то, как правило, увеличиваются и поступления в бюджет. А это те деньги, которые шли на взятки, в том числе и сотрудникам МВД.

Губернатор Краснодарского края пошел еще дальше. В крае участковые получают доплату за честную работу. Самое главное сейчас - развести криминал и структуры власти. Для этого необходимо желание решить проблему и объединение усилий различных ведомств и служб.

Я в этом убедился во время выборов в Тверской области. В течении нескольких месяцев нам удалось увеличить раскрываемость краж и угоны машин в четыре раза. 600 машин удалось изъять из преступного оборота, 200 вернуть владельцам.

- Громкие события 11-го сентября в США, "Норд-Ост" в нашей стране и т.д. показали, что от терроризма практически невозможно защититься. Причем во всех этих случаях в первую очередь страдают и гибнут мирные люди. С вашей точки зрения, есть ли какие-то более эффективные меры защиты от терроризма, чем существующие?

- Меры защиты от терроризма постоянно совершенствуются и у нас, и за рубежом. Вспомним недавнюю трагическую ситуацию - взрыв в московском метро. Если вы обратили внимание, пожара не было, стены не загорелись. Почему? Потому что покрыты специальным, огнеупорным составом. В другой ситуации при той вентиляционной тяге, которая циркулирует в подземке, масштаб трагедии был бы несоизмеримо большим.

Теракт показал, что вагоны необходимо оборудовать камерами видеонаблюдения, оснастить метрополитен газовыми анализаторами, предпринять ряд других мер. Мы с вами знаем немало примеров того, что там, где установлено видеонаблюдение, количество преступлений резко уменьшается. Многие страны, страдающие от терроризма, прошли уже этот путь и накопили ценный опыт, которым мы должны воспользоваться.

Приведу один пример. Израиль. Раннее утро. По улице небольшого провинциального городка в типичной одежде идет местный житель. Пока он шел по улице, в полицию поступило три звонка. Звонившим показалось подозрительным, что он идет с тяжелым рюкзаком. Как выяснилось позднее, в рюкзаке оказалась взрывчатка. Люди там настроены на собственную безопасность. Они понимают, что лучше перестраховаться, чем пожинать плоды собственной беспечности. Представьте аналогичную ситуацию у нас. Я, например, живу в Подмосковье, это наполовину милицейский поселок, все друг друга знают. Там черта в ступе пронесут, никто не обратит внимания, никто не позвонит. В Москве та же картина. Когда я задал этот вопрос себе, то понял, что при всей своей профессиональной настороженности вряд ли обратил бы внимание на подобного прохожего. К сожалению, у нас система безопасности не стала делом каждого. А цена подобного опыта слишком велика.

Хотя, справедливости ради скажу, что и наши охранные структуры в некоторых ситуациях срабатывают в высшей степени оперативно и профессионально. Например, последствия теракта в Тушино были бы намного трагичнее, если бы террористкам удалось прорваться на концерт. Или оперативное задержание террористки на Тверской. Потому считаю, что бороться с терроризмом эффективно можно.

- Из поля зрения государственной власти как - то выпала молодежь, в первую очередь - подростки. Но именно в их среде в последние годы отмечен значительный рост преступности. Какие шаги надо предпринять, чтобы остановить эту негативную тенденцию?

- Меня больше беспокоит количество беспризорных детей. Хотя оно в последнее время несколько сократилось, все равно это огромная питательная среда для будущих преступников. Эти дети понимают, что они уже никому не нужны и ведут себя соответственно. Мы создаем себе большие проблемы на будущее, особенно в условиях нынешней демографической ситуации. В некоторых сельских школах учеников столько же, сколько и учителей. Много малоимущих семей, которые не могут позволить себе учить детей за свой счет. Эту проблему надо решать срочно. Это - наше будущее.

- Еще одна проблема, которую в ближайшие годы придется решать - наркомания. Согласно статистике, в стране около 4 млн. наркоманов. Многие считают, что наказание за распространение наркотиков слишком мягкое. Ваша точка зрения?

- Да, наркомания за последний десяток лет стала одной из самых тяжелых и серьезных проблем нашего общества. Нам надо искать более эффективные способы ее решения. Если мы посмотрим на международный опыт, то сегодня там наказание за распространение наркотиков очень строгое. Думаю, что приняв ряд законодательных актов против терроризма, нам следует по этой же схеме увеличить ответственность за организацию и распространение наркотиков. Есть вещи, которые не лечатся мягкими методами. Может быть я жесткий человек, но считаю, что в отношении терроризма и наркомании необходимы хирургические методы лечения. Другого не дано.

- И последний вопрос. Что вы любите делать в свободное время?

Люблю природу. И когда выдается свободная минута, люблю походить по лесу вместе со своим другом - немецкой овчаркой. Или повозиться с маленькой внучкой. Это лучшая отдушина от повседневной суеты. Но, к сожалению, если в период работы в МВД был какой-то режим, который позволял уединиться на природе, то сейчас об этом остается только мечтать.

"Юридический мир" No 3 2004 г

http://www.vladimirvasilyev.ru/

Док. 324730
Перв. публик.: 05.03.04
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 306

  • Васильев Владимир Абдуалиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``