В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин:` Если законопроект затрагивает интересы правительства или президента, лучше согласовать все спорные моменты...` Назад
Александр Шохин:` Если законопроект затрагивает интересы правительства или президента, лучше согласовать все спорные моменты...`
В Государственной думе началась привычная рабочая осень. Еще сохранившие летний загар депутаты уже зарылись в горы бумаг, придумывая для страны новые законы, а в комитетах уже бурлят страсти относительно очередности прохождения тех или иных документов. О том, чем конкретно занимается в данный момент комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, его председатель Александр ШОХИН рассказал корреспонденту Ирине КОРОБКОВОЙ.

- Осень традиционно считается временем "страстей по бюджету". Однако у вас в комитете сейчас оживление не меньшее, чем в бюджетном. С чем это связано?

- Профильные для нашего комитета законопроекты, которые рассматриваются сейчас, в той или иной степени связаны с бюджетом. Прохождение законов в Думе всегда связано с внешними обстоятельствами. Если законопроект затрагивает интересы правительства или президента, лучше согласовать все спорные моменты еще до первого чтения, иначе на него может быть наложено вето, преодолеть которое в нынешних обстоятельствах не так-то просто.
Сейчас российская Дума обладает лояльным правительству парламентским большинством. Казалось бы, правительство должно ухватиться за это и выработать оптимальную схему прохождения законов. Однако, по моим наблюдениям, работа с парламентом часто куда менее результативна, чем в период, когда думское большинство было в явной оппозиции к исполнительной власти. Так, в подвешенном состоянии находится пакет банковских законов, связанных с предложениями МВФ, который можно было рассмотреть во втором чтении еще в мае. Это законы об усилении роли кредиторов, предупреждении банкротства. Впрочем, думаю, что в ближайшие недели мы все-таки сумеем рассмотреть поправки, и эти законы пройдут второе чтение. Главное, чтобы нашли взаимопонимание ЦБ и администрация президента. Схожая ситуация и с законом об инвестиционных фондах, который был принят в феврале в первом чтении. Он наткнулся на отрицательное заключение президента, хотя принимался во многом по инициативе правительства. Все лето было потрачено на согласование точек зрения правительства и президента. В течение нескольких недель, как показывает прогноз, они внесут согласованный текст закона.

- Что из повестки дня вашего комитета может оказаться ключевым?

- Один из самых важных вопросов - закон о Центральном банке. По сути, это новая редакция закона, который был принят в первом чтении еще в июле. Сейчас мы готовим его вместе с бюджетным комитетом ко второму чтению. Думаю, к концу октября новая версия закона будет принята.
Тут надо иметь в виду, что весной в Конституционный суд поступил иск от губернатора Тверской области с просьбой признать неконституционными некоторые положения закона о ЦБ. В нашем комитете существует две позиции, и одна из них в том, что надо успеть до заседания Конституционного суда, намеченного на 10 октября, на уровне комитетов принять закон во втором чтении. И с новой версией идти в суд, чтобы показать: статей, которые вызвали нарекания истца, уже нет. Другая позиция - необходимо дождаться заседания Конституционного суда. И после того, как он даст толкование понятия независимости Центрального банка, инкорпорировать это решение в текст закона. Я сторонник второй точки зрения.

- Закон об инвестиционных фондах отчасти затрагивает проблему контроля над средствами пенсионных фондов и страховых компаний. Что нового в этой области?

- Речь идет об изменении всей парадигмы распределения средств в социальной системе - от бюджетно-обеспечительных схем перейти к накопительным и страховым. Самый первый закон в этой сфере касается владельцев автотранспортных средств. Уже в этом году могут быть внесены на рассмотрение Госдумы законы о страховании опасных объектов, страховании потенциально опасных товаров и услуг, профессиональной ответственности. Ожидается появление целого "законодательного массива" в области ответственности третьих лиц. В медико-страховом блоке мы, видимо, будем переходить от обязательно-налоговых и обеспечительных схем к классическим страховым, связанным с деятельностью частных страховых компаний при регулирующей роли государства. Кроме этого, мы в скором времени ожидаем от правительства внесения новой редакции закона "О страховом надзоре".

- Следует ли понимать, что структура финансового надзора в стране может измениться?

- Трудно сказать, какие изменения будут, но что они назревают - очевидно. Один из вариантов - концентрация надзорных функций за инвестиционной деятельностью различного рода институтов в одних руках. ФКЦБ, например, готова предложить свои услуги, чтобы надзирать за инвестиционной деятельностью во всей стране, включая деятельность страховых компаний и инвестиционных фондов. Есть другая версия - объединить страховой надзор и надзор за деятельностью негосударственных пенсионных фондов, имея в виду, что негосударственные пенсионные фонды - своего рода специализированные страховые компании. Соответствующие законы намечены у нас на конец года. В ноябре будет активная дискуссия с привлечением специалистов в этой области.

- Но насколько серьезна эта нужда, ведь деятельность инвестиционных институтов минимальна?

- Ситуация может быстро измениться, надо быть к этому готовыми. Появление новых государственных облигаций и использование средств институциональных инвесторов - лишь одна из возможностей повышения инвестиционной активности в стране. У нас абсолютно не используются синдицированные займы. Совокупный капитал российской банковской системы в лучшем случае тянет на капитал одного не самого крупного европейского банка. Поэтому есть явная потребность стимулировать "синдикаты". Лучший способ это сделать, кроме нормативного регулирования со стороны ЦБ, - включить в процесс государство. Но не через банки типа Россельхозбанка, Банка развития и других, а за счет субсидирования процентных ставок.
Еще одно направление - облигационные займы компаний. Сейчас они не часто выпускаются, потому что привязаны к уставному капиталу. Но есть много параметров, которые позволяют оценить платежеспособность и надежность компании. Зарегистрированный капитал - не самый лучший показатель.
Разумеется, для институциональных инвесторов необходимы некоторые ограничения. Например, высокорискованные инвестиции должны быть под запретом. Но в то же время государство не должно сильно довлеть над выбором инвесторов.

- Этим летом в рамках вашего комитета был создан подкомитет по электронной коммерции. Что это - дань моде?

- Многие финансовые институты работают на этом поприще, например ММВБ, РТС. Однако работа с использованием электронной коммерции идет в условиях правового вакуума. Финансистов больше всего сейчас интересует закон о так называемой "электронной подписи". Несколько комитетов Госдумы, в том числе наш, работают в этом направлении. Кроме того, до конца сентября мы ждем внесения правительственного варианта закона. У нас есть свой проект, подготовленный по инициативе депутата Медведева. Смысл новых законов - не только обеспечить высокую степень защиты сделок, в частности решить проблему их идентификации, но и добиться того, чтобы в гражданско-правовом обороте электронные технологии шли не по дублирующей схеме, а самостоятельно.
Еще одно направление, связанное с электронными технологиями, - депозитарные системы. Около трех лет существует указ президента о центральном депозитарии. Но до сих пор отсутствует наблюдательный совет, который является органом управления этой системой в соответствии с указом. Это плохо сказывается на процессах привлечения инвестиций, например, можно вспомнить скандал с Бэнк оф Нью-Йорк. Тогда именно из-за проблем с депозитарными технологиями по размещению АДР возникли многие проблемы, в том числе по признанию правомочности крупных кадровых назначений в корпорациях.
Еще одна проблема, связанная с электронными технологиями, - отсутствие единого электронного банка данных о юридических лицах страны, в том числе о потенциальных эмитентах ценных бумаг. Отсутствие прозрачной информации создает непреодолимое препятствие на пути инвесторов. Необходимо, например, унифицировать требования к листингу, которые сейчас каждая биржа устанавливает самостоятельно. И надо приблизить их если не к правилам Нью-Йоркской или Лондонской фондовых бирж, то хотя бы к правилам, которые принимаются вновь создаваемыми торговыми площадками, например венской "Ньюэкс".



ИРИНА КОРОБКОВА
Время МН
19 Сентября 2000
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324693
Перв. публик.: 19.09.00
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 390

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``