В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Министры пошли по самому легкому пути Назад
Александр Шохин: Министры пошли по самому легкому пути
-АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ, какие экономические и политические выгоды может извлечь Россия из высоких цен на нефть?

- Экономические выгоды очевидны: это сильный внешнеторговый баланс, возможность без привлечения займов обслуживать внешние долги и решать внутренние, в частности бюджетные, проблемы. В том числе дополнительные доходы позволяют индексировать заработную плату и пенсии.
Правда, дополнительные доходы от экспорта нефти привели к появлению и определенных проблем. Центральный банк вынужден скупать валютную выручку экспортеров, что требует определенных рублевых средств. Хотя пока этот фактор не сильно давит на российскую экономику, поскольку валютный рынок и рынок государственных ценных бумаг работают не в полном объеме.
Если говорить о политических выгодах нынешней конъюнктуры, то, безусловно, Россия стала более независимой и может уже не оглядываться на те или иные условия международных кредитных отношений. Но отсюда следуют и минусы. Сильный платежный баланс является весомым аргументом для Парижского клуба отказать России не только в частичном списании долга, но даже в новой его реструктуризации. И по всей видимости, до периода падения цен на нефть до уровня ниже 20 долларов каких-либо успехов на переговорах с клубом ожидать не стоит. Дай Бог начать переговоры, чтобы получить техническую отсрочку по платежам на 2001 год.
Есть еще один политический аспект. Если Россия включится в политику по стабилизации или даже снижению цен на нефть на стороне Запада, в частности через увеличение объемов продаж нефти и газа на европейские рынки, через переориентацию контрактов на Европу, то, может быть, она что-то выиграет на том же долге Парижскому клубу или на более благоприятном отношении Запада к России, в том числе и по политическим вопросам.

- Какие конкретные политические и экономические решения должны быть приняты на уровне президента, Думы, правительства и нефтяных компаний, чтобы усилить положительный эффект?

- От России мало что зависит по удержанию цен на высоком уровне. Во-первых, доля нашей страны в совокупном экспорте не столь велика, а во-вторых, экспортные мощности ограничены возможностями существующих терминалов, нефте- и газопроводов.
Но если Россия примет правильное политическое решение, то сможет обменять свою готовность к расширению производства и экспорта на инвестиции в нефтяной и газовый секторы и прежде всего в развитие транспортной сети. Напомню, что крупнейшие корпорации Европы - "Газ де Франс" и "Рургаз" - фактически выразили готовность содействовать России в строительстве газопровода с Ямала в Западную Европу, минуя Украину, через Польшу и Словакию.
В равной степени это может касаться и строительства Балтийской трубопроводной системы, нефтеналивных терминалов на Балтийском мореи других проектов.

- Делали ли вы какие-нибудь предварительные расчеты, сколько получит Россия от экспорта нефти в этом году?

- Общую сумму просчитать будет достаточно просто, поскольку цифры известны. Но не вся разница в ценах является дополнительными доходами бюджета. Часть сверхприбылей пошла в доход нефтяных компаний. Дело в том, что государство не очень активно повышало экспортную пошлину на нефть. И было бы правильно задействовать какие-то механизмы, чтобы нефтяные компании, работая на неоперативности государства, не проедали эти деньги, не уводили их в офшоры, а закупали оборудование. Чтобы доходы нефтяных компаний сказывались на росте экономики по цепочке: нефтяная промышленность - нефтедобыча - оборудование для нефтедобычи и так далее - металл, трубы... И, конечно, заказы необходимо размещать в России.
Разумеется, речь идет не об административном механизмах, а о налоговых мерах. И планирующееся сейчас снижение налоговых ставок со следующего года может оказаться этим стимулом.

- Как вы считаете, насколько высока эффективность использования дополнительных доходов правительством в этом году?

- Правительство пошло по самому легкому пути. Во-первых, существенную часть пустила на снижение государственного долга. Напомню, что вступивший в силу с 1 января 2000 года Бюджетный кодекс требует от правительства направлять дополнительные доходы бюджета на погашение задолженности. Хотя в полном объеме эта схема должна быть задействована в бюджете 2001 года, но правительство решило, что предпочтительней самому обслуживать внешний долг, чем занимать деньги у ЦБ.
Но в принципе эта схема оказалась не очень эффективной, в том числе и потому, что проходила антитеррористическая операция, перераспределение доходов осуществлялось между отдельными статьями доходов. Те дебаты, которые сейчас идут в Думе по поводу возможных дополнительных доходов в будущем году, основаны на презумпции недостаточной эффективности распределения дополнительных доходов в этом году. В частности, давно говорится о резервном фонде. Я сторонник того, чтобы законом утвердить технологию формирования резервного фонда от более высоких цен на нефть. Доходы должны направляться не на латание дыр в бюджете, а на стратегические цели. Например, на формирование накопительной части в пенсионной системе. Пока такие идеи только обсуждаются кулуарно, но если сейчас не воспользоваться теми возможностями, которые дает обсуждение проекта бюджета, то и в следующем году Россия может столкнуться с неэффективным использованием дополнительных доходов.



НГ-Политэкономия
10 Октября 2000
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324689
Перв. публик.: 10.10.00
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 443

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``