В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: МВФ считает Россию хорошо воспитанной страной Назад
Александр Шохин: МВФ считает Россию хорошо воспитанной страной
Миссия Международного валютного фонда завершила работу в Москве. По словам руководителя миссии Жерара Беланже, по итогам визита эмиссары должны подготовить "предварительные оценки проекта бюджета 2002 года". Миссия полностью поддержала меры правительства России по проведению жесткой кредитно-денежной политики и контролю за объемом денежной массы. Предполагается, что в следующий раз миссия МВФ приедет в Москву, чтобы обсудить заявление правительства России и Центрального банка об экономической политике, в частности об отказе России от кредитов МВФ. Насколько конструктивны новые отношения МВФ и российского правительства? Об этом корреспонденту "Времени МН" Елене Волковой рассказывает председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам и кредитным организациям Александр ШОХИН

- С февраля этого года отношения России и МВФ рассматриваются в контексте отношений кредитора и должника по старым кредитам. Миссия МВФ будет регулярно приезжать в Россию, поскольку политика фонда предполагает проведение мониторинга экономической политики страны-должника. Россия собирается обслуживать долги в полном объеме в соответствии с графиком платежей. Если мы не сможем самостоятельно рассчитаться по долгам в 2003 году, нам придется вновь начинать официальные переговоры с фондом. Поэтому в ближайшие годы для России лучше поддерживать отношения с МВФ в режиме консультаций и мониторинга, чтобы в случае необходимости оперативно переключиться на переговоры.
В отличие от прошлых лет сегодняшний консультативно-мониторинговый механизм не касается многих позиций, традиционных для соглашений с МВФ: нет необходимости в неукоснительном выполнении требований фонда, отсутствуют унизительные для ЦБ и Минфина пункты контроля, в соответствии с которыми ЦБ должен предоставлять МВФ очень подробную информацию по конкретным операциям, и так далее.
В рамках проводимых консультаций российское правительство стремится показать "товар лицом", доказывая фонду, что программа структурных реформ без соглашения с МВФ развивается более энергично. Ведь если раньше фонд являлся пропагандистом наших достижений, то теперь правительству приходится самому себя хвалить. Политически это очень выигрышный ход: Россия, никем не понукаемая, проводит реформы, которые вызывают аплодисменты Запада.
МВФ также нужны эти консультации: они позволяют продемонстрировать всему миру, что 10 лет сотрудничества с фондом увенчались успехом, и теперь правительство России идет по пути реформ. Тем самым МВФ получает возможность посрамить критиков самого фонда, которых, как известно, предостаточно. Россия - это хороший пример хорошо воспитанной фондом страны.
Что же касается "Проблемы-2003", то мы, скорее всего, сможем самостоятельно выплатить долги. Можно согласиться с советником президента Андреем Илларионовым, который утверждает, что большой объем выплат по внешнему долгу является для экономики страны благоприятным фактором. Выплачивая долги, мы тем самым стерилизуем избыточную денежную массу и на ее основе можем активизировать экономический рост.
Однако МВФ сомневается в том, что в 2003 году Россия сможет расплатиться с кредиторами без посторонней помощи. В этом случае нам снова придется брать в долг. Если российские реформы пойдут удачно, мы повысим кредитный рейтинг и доведем его до инвестиционных значений. Тогда мы сможем занимать деньги на международных рынках на рыночных условиях. Это будет несколько дороже, чем кредиты МВФ, зато нам не придется подчиняться жестким требованиям со стороны фонда.
Не исключен и вариант реструктуризации долгов. Для этого мы должны будем обратиться к МВФ с просьбой оценить наш платежный баланс. Если фонд даст заключение о том, что у нас "дырка" в платежном балансе и существует финансовый разрыв - нехватка средств для покрытия текущих и долговых расходов, - это даст повод для начала переговоров. Схема реструктуризации может быть следующей. В 2003 году мы должны заплатить 20 млрд долл. вместо 14 млрд, как в предшествующие годы. Кредиторы могут отсрочить эти 6 млрд долл., расписав их на пять лет, чтобы сгладить пики платежей. Так можно решить проблему 2003 года.
Мне кажется, Россию больше устроила бы иная схема реструктуризации. Можно договориться с кредиторами о выплатах по долгам, скажем, не более 3 проц. от ВВП, поскольку большие выплаты угнетают экономический рост в стране. Тогда остальную часть долга можно будет перераспределить на несколько лет вперед. И если в последующие годы ВВП в стране вырастет, мы сможем платить не только по графику, но даже с его опережением.
Правда, досрочное погашение не является традиционным для мировой практики. Графики наших платежей учитываются в доходах бюджетов других стран, и эти страны в своих финансовых стратегиях исходят из согласованного графика. Досрочное же погашение может привести к дестабилизации рынка.
Наконец, о возможном списании советских долгов. Недавно представители американской администрации заявили, что, несмотря на протест кредиторов, будут настаивать на полном списании долгов Парижскому клубу. США считают несправедливым то, что Россия платит по долгам уже несуществующего СССР. Здесь явно просматривается желание американцев превратить Россию в союзника, который поддержит стратегическую оборонную инициативу США. Ради этого американцы готовы пойти на любые финансовые жертвы, тем более что эта жертва - из бюджетов других стран, в первую очередь Германии. Несмотря на весь цинизм схемы, она не исключает компромиссов. Полного списания долгов может и не быть, но благодаря стараниям США можно выйти на списание части долга по той схеме, которая была реализована с Лондонским клубом.
Если цена за реструктуризацию будет чрезмерной, я имею в виду Договор по ПРО, Россия на это не пойдет. Сейчас наши партнеры поняли, что если Россия ничего ни у кого не берет, то с ней трудно разговаривать. Поэтому я не исключаю, что нам будут даже навязывать реструктуризацию в обмен, скажем, на принятие закона об отмывании денег. Но Россия не будет просить по мелочам.


Время МН
26 июня 2001 года
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324670
Перв. публик.: 26.06.01
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 379

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``