В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин. Конверсия вместо списаний Назад
Александр Шохин. Конверсия вместо списаний
На днях Международное радио Словакии сообщило о том, что Словакия может списать 78 проц. российского долга в обмен на немедленное погашение остальной его части.
Однако правительство Словакии пока не смогло выработать единую позицию в отношении плана, предложенного Россией весной этого года - реструктурировать долг по формуле: единовременная выплата 22 проц. долга и списание остальной его части. Долг России перед Словакией составляет 1,2 млрд долл. Насколько выгодно для России списывать внешние долги по чешской схеме? Председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александр Шохин считает, что это не лучший вариант.
"Схема списания чешского долга до конца прозрачна. С одной стороны, бюджет получает ощутимое преимущество, обслуживая вместо 100 проц. долга всего 55. В то же время за последние два года мы не платили Чехии больше 80 млн долл., а теперь выкладываем сразу 1,2 млрд долл. Выходит, что большую выгоду от реструктуризации получил не бюджет, а посредники. Ведь наш долг переуступлен частной структуре. Как могла мелкая частная фирма купить долг? Только рассчитывая, что наше правительство сразу же ей заплатит. Не напрямую, конечно, а поставками электроэнергии.
Итак, работать через посредников не выгодно, но списать долги все же хотелось бы. В этой связи у меня есть предложение. У Парижского клуба довольно длинная очередь из числа желающих получить реструктуризацию долгов. Но сейчас на повестке дня клуба стоит списание долгов по льготной схеме самым бедным странам. Например, Франция уже списала до 100 проц. межправительственных долгов таких стран. И сделала это еще до призыва директора-распорядителя МВФ Хорста Келера списать долги этим странам, чтобы выбраться из рецессии. Инициатив много, но речь идет только о беднейших странах. Вопрос о списании российских долгов в клубе не стоит, да мы и не настаиваем. Но по условиям нашего членства в клубе записано, что Россия обязана работать со своими должниками так же, как Парижский клуб. То есть следовать принятым клубом рекомендациям по списанию долгов.
После вступления России в Парижский клуб в 1997 году уже была проведена оценка финансовых активов. Было четыре дисконта по различным видам наших обязательств разным странам-должникам. В частности, беднейшие страны получили по военным кредитам скидку в 80 проц. по долгам перед бывшим СССР. Относительно платежеспособные страны получили скидку в 30 проц. по гражданским кредитам. В диапазоне от 30 до 80 проц. были скидки по гражданским кредитам слаборазвитым странам, по военным кредитам платежеспособным странам. После всех этих дисконтов наши финансовые активы были оценены в 50 млрд долл. В эту сумму не попали долги Кубы, Индии, Ирака и Ливии. Пока Парижский клуб сам не придумал льготную схему погашения долгов, Россия должна попросить клуб посчитать наши финансовые активы так, чтобы не занижать сумму долга третьих стран перед нами. Затем Россия должна взять на себя обязательство списать часть долга беднейшим странам, а оставшуюся сумму вычесть из наших долгов перед Парижским клубом, добиваясь конверсии вместо списаний. Это, конечно, не бог весть какое уменьшение долга, но таким образом можно было бы выровнять графики платежей, особенно в пиковый период.
В чем плюсы такого подхода? Это вопрос, скорее, политический, а политические вопросы решаются легче, чем просьба о списании советского долга. Кроме того, такой квазирыночный подход к уменьшению задолженности технически решается быстрее. Я разговаривал с финансистами и банкирами многих стран - членов Парижского клуба, они в принципе одобряют предложенную схему. Но правительство не собирается выходить с такими инициативами, поскольку работа с долгами - лакомый кусок для многочисленных посредников.
В этом случае единственным возможным вариантом списания советского долга перед Парижским клубом остается принятие клубом политического решения о том, что Россия заслужила реструктуризацию. К тому же Путин недавно порадовал МВФ решением о досрочном погашении долгов перед Фондом. Это означает, что Россия не нуждается в реструктуризации".


Время МН
23 октября 2001 года
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324664
Перв. публик.: 23.10.01
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 393

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``