В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` (9 марта 2002 года) Назад
Александр Шохин в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы` (9 марта 2002 года)
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Мы говорим о смене руководства ЦБ и о предстоящем рассмотрении в ГД этого вопроса. Каковы "за" и "против"? Александр Николаевич, мне бы очень хотелось получить от Вас ответ на вопрос. Это о причинах.

А. ШОХИН - Причины - это почти плановая замена председателя ЦБ. Я напомню, что в начале сентября у Виктора Владимировича Геращенко кончался четырехлетний период пребывания в должности, четырехлетний контракт. По закону председатель ЦБ не может занимать больше трех сроков подряд эту должность, по четыре года каждый. И формально Виктор Владимирович мог бы быть представлен и на второй срок, но уже давно сложилось в обществе и в официальных кругах мнение, что он, скорее всего, покинет помещение на Неглинке, и передаст свой кабинет представителю новой команды, команды президента.

То, что это произошло не в плановом порядке, не по процедуре, предусмотренной законом, когда за три месяца до истечения полномочий председателя ЦБ президент называет кандидатуру, Дума утверждает, и затем в течение примерно двух месяцев старый председатель сдает дела, новый принимает, на мой взгляд, имеет свои преимущества эта схема, которая была реализована президентом Путиным. Почему? Потому что в процесс борьбы за пост председателя ЦБ никто не успел включиться: ни олигархи, ни различные группы влияния, ни знатные политики, и т.д. И президент, по сути дела, сам сделал выбор. Понятно, что, скорее всего, он выбирал из достойных кандидатов, и остановился на человеке, который, в свою очередь, так же, как мне кажется, не связан ни с какими группами влияния. Это профессионал высокого класса, который пережил много министров финансов, много премьеров, и ценился именно за свои профессиональные качества, кто бы ни был министром финансов или председателем правительства.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Но Вы отметили еще также, что кандидатура Игнатьева на пост главы ЦБ означает полное взаимодействие ЦБ с правительством.

А. ШОХИН - Безусловно, представитель правительства на посту председателя ЦБ вынужден, особенно в первое время, с двух сторон смотреть на одни и те же проблемы. Он еще не забудет, как он смотрел на те или иные проблемы из кабинета на Ильинке, где находится Минфин, и ему нужно уже влезать в шкуру председателя ЦБ. Хотя эти две улицы, Неглинка и Ильинка, рядом находятся, 5 минут пешком, но, тем не менее, разница в точках зрения, безусловно, может быть. Но в силу этого прошлого опыта, десятилетнего опыта работы в правительственных учреждениях, кстати, год проработал Сергей Игнатьев и в ЦБ в свое время, в 92 году правительство Гайдара его делегировало в качестве своего рода комиссара, присматривать за Виктором Геращенко, правильную ли он денежно-кредитную политику проводит. Но, правда, надо отдать должное Виктору Геращенко, он в течение года сумел отжать обратно Сергея Игнатьева в правительство, не захотел, чтобы кто-то комиссарил в ЦБ. Так вот, действительно, такой опыт работы на разных должностях позволяет Сергею Игнатьеву проводить взвешенную политику. И тот факт, что первые его заявления содержали именно такие заявления, что никаких резких потрясений, ни в кадровой политике, ни изменений обменной политики, политики обменного курса, и денежно-кредитной политики не будет, показывают, что он в некотором смысле соавтор этой политики, этого курса. И он как соавтор отказываться не собирается от нее.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Александр Николаевич, с одной стороны, ссылаясь на Вас, говорят о том, что у правительства и Думы по-прежнему имеются принципиальные разногласия по вопросам изменения закона о ЦБ, с другой стороны, в том числе и вашим комитетом рекомендовано утвердить на посту главы ЦБ Сергея Игнатьева. То есть уже можно сказать, что соответствующие структуры ГД пошли на поводу у правительства?

А. ШОХИН - Нет, мы Сергея Игнатьева знаем очень хорошо. Последние годы мы настолько плотно работали, что в кабинетах друг друга проводили не только дни, но иногда и ночи, работая до 5 утра и разъезжаясь по домам на машинах друг друга. Поэтому нам не нужно специальные вопросы задавать, экспертизу профессионализма проводить кандидата на пост председателя. И более того, мы прекрасно видели, что по вопросу о законе о ЦБ как раз Сергей Игнатьев был в некотором смысле примиряющей стороной. Он был официальным представителем правительства по этому закону, и он часто добивался компромиссов между позицией депутатов и позицией ЦБ. И тот факт, что принципиальные положения депутатской версии поддержаны правительством, это заслуга Сергея Игнатьева. И в некотором смысле сейчас депутаты имеют моральное обязательство поддержать нового председателя ЦБ, который помог, будучи официальным представителем правительства, многие положения закона о ЦБ отбить у старого руководства ЦБ. Поэтому здесь никакого противоречия нет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Сообщение на пейджер. "Мы видели по телевидению пятничное выступление Геращенко. Он в резкой форме критиковал концепцию правительства и делал неблагоприятные прогнозы. Какую же концепцию будет осуществлять новый глава ЦБ?" - спрашивает Наталья.

А. ШОХИН - Виктор Владимирович действительно был достаточно резок. Я думаю, что он прекрасно знал, что это его последнее слово на посту председателя ЦБ, публичное слово, и он позволил себе сказать нелестные слова в адрес и правительства, и Сергея Игнатьева как официального представителя правительства по закону о ЦБ. Правда, думаю, что Виктор Владимирович не знал тогда, что на его место именно Сергей Игнатьев будет представлен президентом через буквально час после этого выступления. Думаю, что Сергей Игнатьев отстоит ту позицию, (будет отстаивать и, скорее всего, отстоит), которую он заявил в качестве официального представителя правительства. Да, национальный банковский совет нужен, но полномочия этого национального банковского совета не надо чрезмерно расширять. И думаю, более того, мы могли бы пойти на некоторую корректировку своей позиции. Я, например, готов подготовить поправку, в соответствии с которой именно председатель ЦБ России должен возглавлять национальный банковский совет.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Но это парламентарии.

А. ШОХИН - Да. И тогда многие разговоры о конфликте между двумя органами управления отойдут в сторону. По ряду причин, мы, кстати, это предлагали сделать и раньше, но не воспринималась эта идея о совмещении двух постов, и не воспринималась вовсе не на Охотном ряду, где расположена Дума, а в других кабинетах. Сейчас, я думаю, вполне возможно, что эта идея пройдет, и тогда мы перестанем спорить о конфликте интересов между двумя органами управления, если оба их будет возглавлять один и тот же человек.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Александр Николаевич, что касается проверки финансово-хозяйственной деятельности ЦБ Счетной палатой, каковы перспективы?

А. ШОХИН - Это один из пунктов наших разногласий. Мы считаем, что Счетная палата должна иметь право проверять хозяйственную деятельность ЦБ, административно-хозяйственную, вовсе не расходы на валютные интервенции, на поддержание курса, ни в коем случае никто не должен вмешиваться в эту политику, никакой орган, ни Дума, ни национально-банковский совет. А хозяйственные расходы - да. Расходы на социальные объекты, расходы на пенсионное обеспечение, на социальное страхование работников, и т.д. И мы считаем, что процедура привлечения Счетной палаты должна быть сложной.

Мы предложили такую схему, что национальный банковский совет обращается в Думу, и только после такого обращения национального банковского совета Дума имеет право привлечь Счетную палату. По закону о Счетной палате только Дума привлекает ее. Эта усложненная процедура привлечения Счетной палаты, с одной стороны, не дает возможностей депутатам под воздействием различного рода лоббистских структур запрашивать непрерывно Счетную палату организовать ту или иную проверку, но, с другой стороны, хозяйственная деятельность ЦБ будет прозрачной. Конечно, понадобятся соответствующие поправки в закон о Счетной палате. И хотелось бы, чтобы эта поправка не потерялась, и чтобы новый председатель ЦБ не демонстрировал нежелание повысить прозрачность хозяйственной деятельности ЦБ.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вопрос на пейджер. "Существуют ли в других странах органы, аналогичные национальному банковскому совету, который предполагается ввести в России?"

А. ШОХИН - Безусловно, существуют, мы изучили опыт большинства стран. Самый ближайший пример, территориально даже, это Франция, где кроме совета директоров банка Франции существует совет по денежной политике, который выполняет те функции, которые мы предлагаем возложить на национальный банковский совет. Единственное отличие между другими странами и тем вариантом закона, который сейчас существует, - это то, что в других странах обычно председатель национального банка возглавляет этот наблюдательный или национальный банковский совет по денежной политике. Я считаю, что и нам тут можно пути ровно по этому же пути.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вопрос на пейджер. "Почему Вы говорите про утверждение Игнатьева на пост председателя ЦБ как о свершившемся факте? Ведь Дума может его и не утвердить".

А. ШОХИН - Теоретически да, безусловно, я опережаю события. Но, судя по настрою двух профильных комитетов, банковского и бюджетного, и судя по настрою лидеров фракций т.н. "четверки" и некоторых других фракций, кстати, сейчас кандидатура Сергея Игнатьева обсуждается во фракциях и депутатских объединениях, и концу дня будет полная картина, безусловно. Но, тем не менее, по моим подсчетам, большинство у этой кандидатуры есть. Безусловно, его будут критиковать многие депутаты (коммунисты, жириновцы) за то, что он был связан 10 лет назад с правительством Гайдара, что он, как и многие члены этого правительства, отвечает за все реформы, их негативные последствия.. То есть элемент демагогии, безусловно, будет, но я думаю, что обсуждение может быть и достаточно бурным, со стороны некоторых депутатов, но все-таки его удастся повернуть в конструктивное профессиональное русло. Думаю, за час мы справимся с обсуждением, и голосование должно быть позитивным.

-

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вопрос, который мы с вами предлагаем обсудить интерактивно, звучит так. Оцените работу Виктора Владимировича Геращенко на собственном посту. Если вы оцениваете его деятельность, скорее, положительно, телефон для голосования 995-81-21. Если же вы оцениваете его деятельность отрицательно, 995-81-22.

Александр Николаевич, а Вы как оцениваете его деятельность?

А. ШОХИН - Я, скорее, положительно оцениваю деятельность Виктора Геращенко. Поскольку после августа 98 года Виктор Геращенко со своей командой действительно достаточно быстро стабилизировал банковскую систему, обменный курс и т.д. И даже только за это можно было ему, если не ставить памятник, то аплодировать. Другое дело, что всегда есть масса конкретных замечаний, к любому руководителю. Они были и к Виктору Геращенко. Его критиковали за медленные темпы банковской реформы, за медленный процесс выхода из капитала кредитных организаций, где ЦБ был акционером, за недостаточное развитие конкуренции на рынке банковских услуг. Кстати сказать, за это же можно и правительство критиковать. Но в целом, я думаю, оценивая эти 3,5 года пребывания в офисе Виктора Геращенко, можно сказать, что он выполнил стабилизирующую функцию, и конкретным показателем является и относительно стабильный в рамках идеологии плавающего курса обменный курс рубля, и высокие золотовалютные резервы, которые последние полгода, несмотря на колебание мировых цен, на другие обстоятельства, не опускаются ниже 36 млрд. долларов.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Телефон прямого эфира 203-19-22.

СЛУШАТЕЛЬ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - Я согласен с Александром Николаевичем. Дело в том, что Геращенко все-таки не дал запустить печатный станок. Несмотря на все потуги и желание правительства увеличить бумажную массу денег, Геращенко все-таки не пошел. Он жестко стоял, плюс к тому, что говорил Александр Николаевич, тем более, он мой депутат.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо. Александр Николаевич, насколько я помню, в конце недели ждали колебания и падения рубля. Сегодня этого не произошло. А дальше это может произойти?

А. ШОХИН - Во-первых, отставка Виктора Геращенко пришлась на вечер пятницы. Два нерабочих дня, когда кандидат на пост председателя ЦБ мог разъяснить свои взгляды, свою позицию, рынок мог сориентироваться. И он сориентировался, было понятно, что преемственность курса будет обеспечена. Это первое.

Второе. На самом деле, не знаю, брал ли президент это в расчет или нет, но на мировых рынках наметилась тенденция к росту цен на нефть. Сегодня фьючерсы на Лондонской бирже заключались на май по 25 долларов за баррель. В этих условиях нет оснований даже для игроков, спекулянтов играть на понижение рубля. Ясно, что приток экспортной выручки, валюты в страну будет достаточным. И если еще раз напомнить о том, что золотовалютные резервы 36 млрд. долларов, и вновь начинается приток валюты в страну, наши ограничения на экспорт явно будут перекрыты более высокими ценами на нефть, нет объективных оснований для игры на понижение. И, кроме того, Виктор Геращенко, видимо, достаточно ответственно подошел к вопросу, связанному со своей отставкой, и он не стал предпринимать никаких действий по принципу "я уйду, посмотрите..."

Н. БОЛТЯНСКАЯ - "После меня хоть потоп".

А. ШОХИН - Да. "Посмотрите, что после меня будет хуже". Видимо, он мобилизовал свою команду. Он сейчас ведь продолжает быть председателем ЦБ.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Исполняет обязанности.

А. ШОХИН - До завтрашнего дня он полноправный председатель, Дума может только освободить. И то, что он предпринимает меры для стабилизации ситуации, делает ему честь.

СЛУШАТЕЛЬ ДЕНИС - Я считаю, что, безусловно, положительно. Я согласен с предыдущим позвонившим, он не дал развалиться системе. Очень жаль, что так получается с его смещением.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Денис, мы Вас поняли, спасибо. Электронная часть нашего голосования завершена. За несколько минут нам позвонило 1706 человек. Но мы можем еще продолжить обсуждение этой темы с помощью телефона прямого эфира.

СЛУШАТЕЛЬ ВИКТОР - Я твердо говорю, что да.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Что Вы оцениваете положительно деятельность Геращенко?

СЛУШАТЕЛЬ - Конечно. Потому что он делал все, что и было необходимо в тот момент. Я далеко не уверен, что настоящая кандидатура, которая будет (если будет) принята ГД, после первого же тяжелого положения будет сохранена. Не исключаю, что вернется Геращенко.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Спасибо. Вопрос на пейджер. "Как Вы считаете, если президент единолично решил проблему со сменой главы ЦБ, а неблагоприятные прогнозы Геращенко оправдаются, кто же, как ни президент, будет отвечать за это своим рейтингом?"

А. ШОХИН - Когда я говорил о единоличном решении, я, прежде всего, имел в виду, что лоббисты и группы влияния не вмешивались в это. Представьте себе, если бы президент выполнял строго нормы закона, и 11 июня назвал бы кандидатуру, ровно за 3 мес. до истечения полномочий Виктора Геращенко. Я представляю себе, что весь май была бы "ярмарка невест". И с одной стороны, "ярмарка невест" выражалась бы в том, что расхваливали бы одних кандидатов, а другие группы влияния использовали пиаровские технология для их очернения, и т.д.. То есть, ничего хорошего бы не было из этого. Более того, назначение председателя ЦБ могло бы затянуться, как это было после отставки Геращенко, когда год не было председателя. 94 год я имею в виду.

Что касается единоличного решения, ответственности за него, на самом деле, конечно, Сергею Игнатьеву будет непросто, при всем том, что он действительно профессиональный финансист, но именно финансист, а банковское дело ему незнакомо. И поэтому ему придется осваивать многие вопросы, связанные с тем же банковским надзором, с другими элементами деятельности ЦБ. Но многое будет зависеть оттого, насколько профессиональную команду он подберет, и насколько быстро сумеет подобрать. Для этого не надо увольнять людей Геращенко. Дело в том, что по целому ряду причин Виктор Геращенко не занял все вакансии членов совета директоров. Из 12 членов занято только 7 вакансий. И мы рекомендовали, обсуждая кандидатуру Сергея Игнатьева, ему на эти 5 мест уже в ближайшее время привлечь специалистов. И нам нужно это, чтобы действительно команда была полноценной. И, кроме того, мы хотели бы посмотреть через команду Сергея Игнатьева, насколько эффективно он может работать в ближайшее время. А к сентябрю он осмотрится, в сентябре те члены совета директоров, которых пригласил Виктор Геращенко в сентябре 98 года, должны уйти. И те, кто эффективно работает, могут быть сохранены, а те, кто неэффективно, заменены.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - Что ж, время открывать карты. Как Вы думаете, как распределились голоса позвонивших?

А. ШОХИН - Думаю, процентов 90 положительно оценили деятельность Виктора Геращенко.

Н. БОЛТЯНСКАЯ - 86% оценили положительно, 14% отрицательно. Из тех, кто звонил по прямому эфирному телефону, по-моему, все оценили положительно. говорит, что выпасть из черного списка Россия сможет теперь не раньше февраля следующего года.



Эхо Москвы
19 марта 2002 года
http://www.shohin.ru/index.htm


Док. 324660
Перв. публик.: 19.02.02
Последн. ред.: 26.07.07
Число обращений: 427

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``