В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы`, 05 июня 2002 года Назад
Александр Шохин в прямом эфире радиостанции `Эхо Москвы`, 05 июня 2002 года
О. БЫЧКОВА - "Наш информированный собеседник" это депутат Государственной Думы Александр Шохин, председатель Наблюдательного совета банка "Ренессанс-Капитал", а до недавнего времени глава думского комитета по банкам и финансам. Добрый день, Александр Николаевич.
А. ШОХИН - Добрый день.
О. БЫЧКОВА - Напомню номер нашего эфирного пейджера сразу: 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Мы будем говорить о текущих экономических новостях и начнем с бюджетного послания, которое передано президентом Федеральному собранию. Там много важных позиций, и в том числе президент настаивает на том, что нужно переходить к среднесрочному бюджетному планированию на 3 года. А как должно быть на самом деле? Как далеко может смотреть государство?
А. ШОХИН - Бюджетное послание стало традиционным документом, предшествующим представлению бюджета и у Государственной Думы появляется возможность отслеживать, насколько полно идеи, изложенные в бюджетном послании, затем реализуются в бюджете, который к концу августа должен быть представлен по закону правительством в Государственную Думу. В нынешнем бюджетном послании содержится целый ряд новых идей, среди которых, безусловно, и идея среднесрочного бюджета. Она, кстати, высказывалась и раньше, несколько лет назад, но неустойчивость экономического положения, тот же кризис 98-го года, выход из кризиса, не позволяли делать долгосрочные, даже среднесрочные прогнозы на 3 года. Сейчас ситуация изменилась, у нас достаточно устойчивый экономический рост, и если мы говорим о каких-то проблемах здесь, то о недостаточно амбициозных планах правительства, которые планируют, скажем, рост не намного выше 4%, но разговор о том, 4 или 5%, это, согласитесь, лучше, чем обсуждение темы минус или плюс в экономическом росте. Так что, действительно, предпосылки созрели, и чтобы, в том числе, тратить деньги на те или иные структурные преобразования, - президент об этом говорит в послании, что надо тратить деньги лишь на те новые программы, увеличивать те государственные расходы, которые в будущем приведут к сокращению государственных расходов. Ну, типичный пример: военная реформа. Надо сейчас потратить деньги, в том числе на жилье военнослужащим, на компенсации высвобождающимся военным офицерам, с тем, чтобы затем действительно можно было сэкономить на содержании меньшей по размерам армии, и так далее, и так далее. Вот на такие проекты, такие программы президент предполагает увеличивать расходы, считает их допустимыми. Еще один момент это поиск дополнительных резервов для доходов. Здесь я обращу внимание на жесткое указание президента по выходу государства из многочисленных кредитных и иных организаций. У нас около 400 банков и кредитных организаций, в которых государство, так или иначе, участвует. И большая их часть, 350 примерно, это организации, где доля правительства меньше 25%. Зачем правительству участвовать в них, оно до сих пор не знает. И, конечно, навар, может быть, здесь небольшой, в смысле приватизации этих долей в многочисленных мелких банках, но, тем не менее, дело принципа - государство не должно участвовать там, где его присутствие ничем не обусловлено. Мы в Думе в свое время насчитали, что, пожалуй, в 3-х банках государству в лице правительства можно остаться, это "Банк развития", "Сельскохозяйственный банк" и "Экспортно-импортный банк". "Сбербанк", это банк, в котором Центральный Банк в ближайшие годы будет продолжать участвовать, пока не будет создана система гарантирования вкладов. Вот, пожалуй, 4 кредитных организации, где правительство и Центральный Банк могут сохранить свое присутствие. Из остальных учреждений нужно выходить, и там уже появляется и кое-что и покрупнее. Такой банк, как "Внешторгбанк", например, если будет приватизирован по разумной схеме, то бюджет может получить не один миллиард долларов. Поэтому этот момент тоже очень важен. Не менее важным моментом является улучшение межбюджетных отношений. В последние годы акцент основной в организации межбюджетных отношений делался на перераспределение ресурсов и существенная часть ресурсов оказалась в федеральном центре. Сейчас главное - определить сферу ответственности каждого уровня управления с тем, чтобы и Федерация, и регионы, и местное самоуправление могли выполнять те мандаты, те полномочия, которые им предписаны законом. И президент именно на этот аспект обращает внимание, стало быть, в ближайшее время может что-то и здесь продвинуться таким образом, чтобы регионы не сталкивались с ситуацией, когда федеральный центр повышает зарплату бюджетникам, а регионы не имеют ресурса для выплаты заработной платы бюджетным работникам в полном объеме.
О. БЫЧКОВА - Ну, если все-таки говорить о планировании, то насколько далеко государство может строить свои планы, и что его в этом ограничивает? Вот на человеческом уровне мы понимаем, что при нашей жизни планировать дольше, чем на несколько лет вперед совершенно нереально. Что в государстве?
А. ШОХИН - Я думаю, планировать нужно примерно на 3 года, это разумный горизонт планирования. И среднесрочный бюджет именно на 3 года и будет делаться. Сейчас уже можно предсказать и основные тенденции развития мировой экономики. Мировая экономика потихонечку восстанавливается, можно предсказать, хотя и такой трудный для прогноза показатель, но, тем не менее, прогноз цен на нефть тоже более оптимистичными выглядят. Они уже не будут падать ниже 16-ти долларов за баррель, уже механизм гарантии есть определенный, в том числе и со стороны американцев, которые обязуются закупать нефть в стратегический резерв в случае, если цена будет падать ниже 16-ти долларов. И мне кажется, что это дает основания для разумного прогноза и выстраивания некоторой среднесрочной бюджетной политики, чтобы мы могли точно знать, что те задачи, которые не решены в бюджете текущего года, они будут решены в бюджете следующего года, и то, что мы тратим, скажем, сейчас дополнительно деньги, обернется какой-то экономией в бюджетах последующих лет.
О. БЫЧКОВА - Александр Николаевич, давайте мы сейчас прервемся на несколько минут...
А. ШОХИН - Ну, давайте прервемся. Неужели гол забили еще один?
О. БЫЧКОВА - Пока нет, пока нет, добавочное время, вот я вижу здесь, есть, прервемся на несколько минут, потом вернемся к экономике.
НОВОСТИ.
О. БЫЧКОВА - Поздравляю вас с футбольной победой.
А. ШОХИН - И вас также, надеюсь, что наши сыграют настолько замечательно, что выйдут из группы первыми и не наткнутся на Бразилию.
О. БЫЧКОВА - Вот такая вещь, вы знаете, вот сегодня обозреватель иностранной прессы читал тунисские газеты с утра. И они все очень патриотично писали о том, что весь город Кобе, где проходил этот матч, в Японии, болеет за российских футболистов и там все... я прошу прощения, за тунисских, конечно, футболистов, там все заполонено тунисскими товарами, артистами, художниками, исполнителями, продавцами, торговцами, тунисская деревня с местными ремеслами устроена в каком-то парке. Вот, российской деревни, по-моему, там нету.
А. ШОХИН - Да, российской деревни нет, но насколько я знаю, представительство российских болельщиков на этом чемпионате одно из самых больших. И многие депутаты Госдумы, я знаю, что буквально сегодня-завтра снимаются с насиженных мест и ближайшую пару недель проведут в Японии. Конечно, это не вся Дума, а ее лучшие представители, но я надеюсь, что они внесут свою лепту в победу нашей сборной, не только подбадривая с трибун, но и ведя работу с местным населением.
О. БЫЧКОВА - На нашем эфирном пейджере уже есть вопросы в развитие той темы, которую вы начали несколько минут назад, в частности, Андрей спрашивает по поводу новостей относительно банковской реформы по вопросу допуска иностранных банков и где можно получить информацию об их работе с физическими лицами?
А. ШОХИН - Вы знаете, иностранные банки не имеют ограничений на работу иных, кроме права открывать филиалы. Филиал банка это так называемое трансграничное оказание услуг, когда сам банк находится зарубежом, а его филиал работает здесь, в системе мирового банковского обслуживания. Иностранным банкам разрешается открывать дочерние банки, они могут быть и 100% дочерними, и с участием российского капитала. Так вот, эти дочерние банки являются резидентами Российской Федерации, то есть, подчиняются Центральному Банку с точки зрения банковского надзора, налоговому законодательству и так далее. Филиалы, они подчиняются тому же банковскому контролю той страны, где находится материнский банк, его штаб-квартира. Так вот, что касается работы с физическими лицами, то действительно, некоторые, не многие, некоторые банки уже начали работать, например "Райффайзен-банк", австрийский. Здесь замечены эти банки в том, что они не любят работать с мелкими клиентами, а стараются крупняк, что называется, привлечь, и, привлекая частных клиентов, требуют рекомендации соответствующие и так далее. Ну, тем не менее, шаг за шагом, монополия Сбербанка будет в этом вопросе утрачиваться. Уже сейчас, вот буквально за эти первые месяцы нынешнего года доля Сбербанка на несколько процентов уменьшилась. Коммерческие частные банки начинают увеличивать свою долю, среди них и иностранные. Я думаю, что это нормальная конкуренция. Качество услуг, проценты, выплачиваемые по депозитам, и так далее, все это не может не быть на пользу населению. Если еще будет принят закон о гарантировании вкладов населения в коммерческих банках, а в этом году, я надеюсь, Дума его примет, сейчас как бы активная дискуссия идет внутри правительства. Последнего варианта еще, к сожалению, нет. Так вот, принятие этого закона еще больше повысит конкуренцию за вкладчика и я думаю, что это тоже будет способствовать улучшению положения наших граждан.
О. БЫЧКОВА - Алексей Венедиктов пришел в нашу студию. Добрый день.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Добрый день.
А. ШОХИН - Приветствую, Алексей.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Кстати, по закону, два проекта закона идут, я хотел бы как эксперта услышать ваше мнение. Вот сейчас закон о гарантировании, который вы упомянули, там, насколько я понимаю, в проекте закона гарантируется только возврат 100 тысяч рублей, или там 3 тысячи долларов. Значит, если я хочу положить 10 тысяч долларов в банк, я лучше распылю по трем банкам, чтобы гарантировало государство? При том банки начинают платить государству за гарантии 0,15% вклада, ну и так далее.
А. ШОХИН - Ну, на самом деле, конечно, народ выскальзывает, и ограничил 100 тысячами рублей сумму гарантии. Но действительно никто не мешает рассредоточить по разным банкам и соответствующую компенсацию получать. Но я обратил бы внимание на то, что в последних версиях закона, который правительство пишет, к сожалению, не написало еще окончательно, просматривается очень правильная мысль, что система гарантирования - это первичные выплаты. После того, как эта выплата осуществлена из гарантийного фонда, вкладчик не теряет своих прав на весь вклад, в том числе, на ту часть, которая ему не досталась через компенсацию из гарантийного фонда. И в процессе банкротства банка, осуществляемого государством, корпорацией по гарантированию вкладов, в частности, он может дополучить все остальное - вот это правильная мысль.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Вот, кстати, по банкротству, потому что идет закон о банкротстве, и в новом законе о банкротстве предусмотрена очень интересная клауза о том, что теперь государство может заседать в совете кредиторов, и давать право государству там, где отношения должник и кредитор, давать право государству регулировать этот процесс, на мой взгляд, очень опасно.
А. ШОХИН - Я думаю, что действительно, власть должна быть у кредиторов, и это естественно. Если государство таковым кредитором является, то его присутствие естественно, но если банк-банкрот, например, или предприятие-банкрот ничего не должно бюджету, или в части налогов, или каких-то отношений кредитных, и так далее, то его присутствие здесь, мягко говоря, не обязательно. Другое дело, что должен, может быть, ужесточен порядок, предъявляемый к временным управляющим, к арбитражным управляющим. Можно думать о том, чтобы это были не только физические лица без образования лица, но некоторые специальные фирмы, аудиторские, например, компании, которые могут застраховать свою ответственность за проведение тех или иных процедур банкротства при случае, если они нанесли ущерб кредиторам, то они должны возместить этот ущерб. Вот в этом направлении ужесточать требования к процедуре банкротства, безусловно, нужно.
А. ВЕНЕДИКТОВ - И все-таки, роль государства, я так представляю, что если государство будет заседать в каждом совете кредиторов, проблемы иностранных инвестиций в страну будет стремиться к нулю, потому что во всем мире наоборот, пытаются до прозрачности довести.
А. ШОХИН - Вы знаете, Алексей, я думаю, что не случайно, наверное, что, несмотря на бурный рост российского фондового рынка, который имел место в последние полтора года, он удвоился, рынок, за год, у нас сократился приток прямых иностранных инвестиций, а увеличился приток портфельных инвестиций. То есть, иностранные инвесторы не хотят дело иметь с нашим корпоративным управлением, с нашей судебной системой, с процедурой банкротства.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Это уж точно.
А. ШОХИН - Они хотят играть на рынке, вкладываться в растущие "голубые фишки".
А. ВЕНЕДИКТОВ - То есть, спекулировать, грубо говоря, по-старому, по-советски, спекулировать.
А. ШОХИН - Ну, нет, ну почему? Это спекуляция, но уже в рыночном смысле этого слова.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В рыночном. Но не вкладывать в производство.
А. ШОХИН - И вот эта прозрачность процедур, когда действительно рынок и гражданско-правовые отношения будут на первом плане, но вовсе не государство, которое будет решать, что делать и, может быть, будет корректировать закон своим толкованием, вот это обстоятельство действительно мешает притоку инвестиций. Я думаю, что главное в этой связи для экономического роста, большего, чем планирует иногда правительство, это, действительно, прозрачность процедур корпоративного управления, включая процедуру банкротства и включая судебные процедуры.
А. ВЕНЕДИКТОВ - В споре Илларионов - правительство вы ближе к кому? Я понимаю, что у каждого своя правда, Саша, вы в правительстве тоже работали, все-таки.
А. ШОХИН - Честно говоря, мне кажется, что правительство здесь правее, поскольку действительно нужно ускорять структурные реформы, следствием чего может явиться ускорение темпов экономического роста. Но если поставить задачу ускорить темпы, если бы вдруг правительство взяло под козырек и сказало бы: к концу года повысим до 6%, была бы велика вероятность, что будут использованы либо административные методы концентрации ресурсов на ударных направлениях, что могло бы дать краткосрочный эффект, либо инфляционные технологии подпитки экономики дешевыми деньгами, что через некоторое время обернулось бы спадом. То, что правительство делает ставку на структурные реформы, это правильно. Другое дело, что и здесь правительство недостаточно амбициозно, вот я бы за это его критиковал. Пенсионная реформа вяло идет, и инвестиционный аспект пенсионной реформы пока что не доведен до конца, к концу года только обещают. Скажем, банковская реформа, намечены вроде направления разумные, но реализация еще...
А. ВЕНЕДИКТОВ - После президентских выборов только, я вас уверяю, только после президентских выборов!
А. ШОХИН - Поэтому понятно, что реформы многие перед президентскими выборами, не только в России, даже в Соединенных Штатах.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Конечно, конечно.
А. ШОХИН - За полгода, это точно, все замирает, и более популярные решения принимаются. Но, тем не менее, логика такая должна быть: ускорение структурных реформ, как следствие ускорения темпов экономического роста.
А. ВЕНЕДИКТОВ - Спасибо.
О. БЫЧКОВА - Александр Шохин был в нашем прямом эфире. Спасибо вам.


Эхо Москвы
05 июня 2002 года
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324655
Перв. публик.: 05.06.02
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 402

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``