В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин : `Я захотел больше независимости` Назад
Александр Шохин : `Я захотел больше независимости`
Российские политики редко уходят в бизнес и, как правило, не по своей воле. Поэтому на переход Александра Шохина - бывшего вице-премьера правительства и вице-спикера Госдумы - в инвестиционную группу "Ренессанс Капитал" все обратили внимание. О том, чем он будет заниматься на новом месте и почему считает невозможным оставаться депутатом, Шохин рассказал в интервью "Ведомостям".


- Мы сидим в вашем кабинете в офисе "Ренессанс Капитала", при этом вы являетесь депутатом Госдумы. Каков все же ваш статус?
- В "Ренессанс Капитале" я возглавляю наблюдательный совет на общественных началах. Пока. Когда я принял решение о переходе в бизнес, ко мне обратился председатель Центробанка и министр финансов с просьбой поработать в Думе, пока не будут приняты некоторые законы. В частности, закон о ЦБ. Еще пара законов, над которыми я активно работал. Это поправки к закону о рынке ценных бумаг, которые уже несколько месяцев на третье чтение не могут выйти из-за того, что нам не удается убедить правительственные ведомства согласовать позицию по механизму регулирования срочного рынка. Буквально неделю назад правительство определилось - получен официальный отзыв за подписью Михаила Касьянова. Чтобы учесть эту позицию, придется по нескольким пунктам возвращать законопроект во второе чтение. И, наконец, закон об инвестировании пенсионных резервов. Он сейчас идет неплохо и в ближайшее время может выйти на второе чтение. Нам, правда, пришлось согласиться с правительством, которое изъяло из закона технологии участия НПФ в инвестировании пенсионных денег. Правительство внесло новый закон - это поправки к действующему закону о НПФ, всю технологию участия НПФ в инвестировании предлагается прописать там. Конечно, это отсрочит законодательное оформление инвестиционного аспекта пенсионной реформы, но главное - сохранить его рыночную ориентацию.
Поэтому весеннюю сессию мне придется доработать. Кроме того, я принял предложение от комитета по денежному обращению и финансовым рынкам Совета Федерации возглавить экспертный совет комитета. Так что я остаюсь в сфере деятельности законодательных органов.
- Что-то изменилось в общении с коллегами по Думе, после того как вы ушли в бизнес? Стало ли вам сложнее убеждать их в своей точке зрения?
- Естественно, возможности рядового депутата меньше, чем председателя комитета. Но интересно другое - меня часто спрашивают, зачем я вообще хочу уйти из Думы. Я и раньше догадывался, что многие, придя в Думу из бизнеса, сохранили связь с ним. И не только в форме финансовых источников, формально переведенных на жену/брата/свата, они и официально возглавляют наблюдательные советы, советы директоров компаний. Мои коллеги по Думе могут это делать, потому что их капиталы находятся в доверительном (по крайней мере, юридически) управлении. У меня капиталов никаких, кроме репутации, нет. Переходя в бизнес, я хочу честно зарабатывать деньги на конкретных проектах, а не на закулисном лоббировании в пользу конкретной группы.
- На каких условиях вы пришли в "Ренессанс"? Что за проекты, над которыми вы будете работать, что входит в ваши обязанности?
- В "Ренессанс Капитале" меня привлекло несколько обстоятельств. Во-первых, компания - одна из самых динамичных на российском рынке инвестиционных банковских услуг. Как инвестиционный банк, ориентированный на Россию, в первую двойку входит.
- А второй кто?
- Безусловно, таковым можно считать Brunswick UBS Warburg, российское подразделение UBS. "Ренессанс Капитал" - самостоятельная компания, за спиной никто не стоит. Вот это обстоятельство меня привлекло. Компания на 98,5% принадлежит сотрудникам и менеджменту. Иногда спрашивают: а у Йордана Бориса какая доля? Я тоже спрашивал и по документам выяснял - никакой доли нет. Компания принадлежит сотрудникам, около 20 человек из 150 персонала - акционеры. Более того, здесь действует жесткий принцип: ушел из компании - акции продай обратно в компанию, нельзя быть сторонним акционером. Мне кажется, что эта идеология развития бизнеса очень правильна и позволяет работать со всеми клиентами, не примыкая к тем или иным финансово-промышленным группам. Классический пример, где "Ренессанс" выступил таким посредником, - это выяснение отношений между "Норильским никелем" и НЛМК; "Ренессанс" сумел найти такую схему, когда длительный спор акционеров был к обоюдному удовлетворению разрешен.
Если говорить о проектах, в которые я включаюсь, это прежде всего проекты с крупнейшими "голубыми фишками". Могу назвать проекты с РАО "ЕЭС России", с компаниями "ЮКОС", "Сибнефть", с телекоммуникационными компаниями.
- Но пока эти проекты в основном достаются Brunswick - например, продажа 1% акций "ЮКОСа" и 1,26% "Сибнефти".
- Ну почему же? Ренессансу тоже кое-что достается. Но основными конкурентами являются международные инвестбанки. Здесь есть эффект раскрученного международного брэнда, когда не надо тщательно просчитывать экономику проекта. Кроме того, Brunswick, как российский инвестиционный банк, может воспользоваться инфраструктурой и финансовыми ресурсами UBS. Для некоторых проектов "Ренессансу" нужен западный партнер, и такого рода партнеры есть, готовность к сотрудничеству со стороны многих крупных структур, например Deutsche Bank, Fleming и т. д., уже обозначена.
В нынешних условиях многие крупные инвестиционные банки идут в Россию, потому что бизнес в Штатах и Европе не столь активно развивался в последнее время. И здесь очень важно, чтобы наши клиенты, будь то правительство или крупные компании, не то чтобы проявляли патриотизм, но, проводя отбор, при прочих равных условиях формировали тандемы "российский банк - западный банк". В условиях, когда мы не очень желанны на западных рынках, самый простой способ отбора инвестиционных банков - исходя из раскрученного брэнда - ведет просто к сдаче рынка.
- Вы больше 10 лет в политике. За это время как много у вас было предложений, которые вы всерьез рассматривали?
- Первое предложение у меня было еще в 1994 г., когда я первый раз уходил из правительства. А когда просочилась информация, что я регулярно общаюсь с "Ренессанс Капиталом", мне поступило несколько конкурентных предложений, в которых в большей степени был востребован мой лоббистский потенциал. Предложение со стороны крупнейших структур формулировались примерно так: "В реальном бизнесе ты не работал, ты не знаешь, получится у тебя или нет. Зачем тебе идти на риск? А здесь тебе точно ничего делать не надо нового. Продолжишь работать с Думой, правительством, регионами".
А "Ренессанс" - это динамичный российский инвестиционный банк. Ему действительно с монстрами, международными инвестиционными домами надо конкурировать, чтобы получить хороший проект. Это не то же самое, что лоббировать крупнейшую финансово-промышленную группу, которую возглавляет человек, который значится в списках Forbes. Я пришел к выводу, что мне было бы правильнее поработать в компании, успехи которой будут переноситься на мое имя, и наоборот - я должен использовать свое имя, чтобы что-то дать компании. Я захотел больше независимости и самостоятельности.
- Вы не могли бы привести пример проектов, которые лично ведете?
- Я включился активно в переговоры с РАО ЕЭС по проекту, который "Ренессанс Капитал" реализует с "Кузбассэнерго". "Ренессанс Капитал" консолидировал блокирующий пакет акций и выступил со схемой реструктуризации "Кузбассэнерго", которая, с одной стороны, полностью укладывается в механизм, реализуемый РАО ЕЭС, - разделения генерирующей части, сбытовой части, сетей и т. д. А с другой стороны, мы предложили на базе "Кузбассэнерго" создать две генерирующие компании и одну отдать под контроль миноритарным акционерам, а другую оставить РАО ЕЭС. Менеджмент РАО ЕЭС предлагал создать аж восемь компаний - по одной из каждой станции. Анатолий Чубайс проявил себя мудрым менеджером, предложил не более трех компаний. Это нас вполне удовлетворяет. Даже если будет три компании, мы реализуем свою схему создания частной компании под контролем миноритарных акционеров. Второе. "Ренессанс Капитал" исходил из того, что можно пригласить независимых оценщиков типа ЕБРР, который поможет разделить активы так, чтобы не было ощущения, что кто-то забрал лакомый кусочек. Хотя у вас в газете было написано, что "Ренессанс" хотел забрать лучшие активы себе, а РАО ЕЭС спихнуть что-то залежалое. Анатолий Борисович сказал, что оценивать будем через аукцион. Мы согласились с этим. Если у нас получится реструктуризация "Кузбассэнерго" по этой идеологии, она вполне может использоваться как пилотная схема и в ряде других случаев.
- Вы еще "Сибнефть" и "ЮКОС" упоминали...
- "Ренессанс Капитал" будет претендовать на то, чтобы заниматься консолидацией "ЮКОСа" и ВНК. Это крупный проект, хотелось бы здесь показать свои возможности. "ЮКОС", капитализация которого в последнее время выросла стремительно благодаря и правильному менеджменту, корпоративному управлению, отсутствию скандалов, нуждается в новой кредитной истории для дальнейшего роста капитализации. Если "Ренессанс" будет сопровождать те или иные проекты, то нам предстоит не просто их сопровождать, а подумать, на чем может быть новый сдвиг капитализации.
- Какими вы видите перспективы российской экономики, в частности фондового рынка?
- Сейчас мы видим, что наметился такой неожиданный противоход: в то время как рынки припадают, происходят кризисы и даже дефолты, российский рынок, пусть с какими-то флуктуациями, но растет. Индекс РТС колеблется вокруг 400 пунктов. Президент недавно дал понять, что нужно строить амбициозные планы, повышая темпы экономического роста. Но темпы можно поднять, если жестко надавить, обеспечить концентрацию ресурсов бюджета на инвестиционных проектах, есть и инфляционные технологии и т. д., но вряд ли такого рода технологии президент имеет в виду. Динамика капитализации российского рынка - это универсальный показатель. Капитализация будет расти, если используются действительно рыночные технологии, увеличивается открытость экономики, повышается качество корпоративного управления. Я считаю, что президенту надо подумать над тем, чтобы правительство стало устанавливать задание по приросту капитализации российской экономики ежегодно. Моя экспертная оценка, что Россия в ближайшие лет пять будет оставаться страной привлекательной для инвестиций.
О КОМПАНИИ.
Инвестиционная группа "Ренессанс Капитал" основана в 1995 г. и с тех пор привлекла для российских предприятий свыше $6 млрд инвестиций. Среди самых известных проектов: привлечение $1,875 млрд инвестиций для приватизации пакета акций "Связьинвеста" (1997); организация сделки по приобретению 34% акций НЛМК; соведущий менеджер при размещении АДР 3-го уровня МТС на Нью-Йоркской фондовой бирже; эксклюзивный агент по организации продажи в форме АДР 1,44% акций "Газпрома"; финансовый советник НЛМК в ходе проведения сделки по приобретению завода холодильников "Стинол" компанией Merloni; публичное размещение АДР "ВымпелКома" с листингом на Нью-Йоркской фондовой бирже. "Ренессанс" - единственная из компаний, специализирующихся на российском рынке, которая принята в члены Лондонской фондовой биржи и получила лицензию категории "А" Британской комиссии по регулированию операций с ценными бумагами и фьючерсами. Входящая в группу компания "Ренессанс Брокер" является маркет-мейкером РТС и, по данным ФКЦБ, входит в число 20 крупнейших компаний.


Ведомости
11 июня 2002 года
http://www.shohin.ru/index.htm

Док. 324653
Перв. публик.: 11.06.02
Последн. ред.: 23.06.07
Число обращений: 384

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``