В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Программное заявление `Единой России` Назад
Программное заявление `Единой России`
Ведущий: Владимир Аверин
Гость: Валерий Рязанский - Депутат Госдумы, член Центрального Политсовета партии "Единая Россия"



2 октября партия "Единая Россия" провела в Москве презентацию проекта своего программного заявления под названием "Россия, которую мы выбираем". Собственно, обнародована предвыборная программа "Единой России". Но это не только предвыборная программа на 2007 год, это довольно выверенная программа на 10 лет, и партия продемонстрировала довольно четкую систему взглядов на пути развития страны. Что это за документ, как он будет претворяться в жизнь - об этом пойдет речь в нашей программе. У нас в гостях Валерий Рязанский, заместитель председателя фракции "Единой России" в Государственной Думе.

- Валерий Владимирович, меня порадовала эта системность и четкость документа, выверенность его. Я цитирую: "Наша партия стала самой влиятельной политической силой в стране, в ее рядах более миллиона человек. И именно поэтому мера нашей политической и моральной ответственности перед каждым гражданином России исключительно высока".

РЯЗАНСКИЙ: Спасибо за то внимание, которое вы оказали этому документу. Он действительно получился очень, на мой взгляд, содержательным, коротким по объему, но достаточно емким по содержанию и по тому, как с ним можно работать. Надо сказать, что завершилась многомесячная работа большого числа участников этой разработки, мы работали с пяти разных векторов и взглядов на этот документ. И вот сейчас мы презентовали стране этот документ "Россия, которую мы выбираем".

Дальше какая предстоит работа над этим документом? Он уходит в региональные отделения партии, он будет, естественно, предложен к обсуждению в каждую фракцию в наших законодательных органах власти, муниципалитетах. Все депутаты Государственной Думы - члены фракции "Единой России" сегодня получили этот документ для того, чтобы работать с ними дальше уже вместе с депутатами других уровней и давать свои предложения. Мы ждем, что в течение октября, максимум к середине ноября мы получим мнения региональных отделений партии, политических деятелей, общественных формирований, с которыми мы работали, получим предложения, их обработаем и, естественно, 2 декабря этот документ будет предложен съезду в Екатеринбурге.

Я хочу обратить ваше внимание, что документ начинается с анализа прошедших пяти лет существования партии "Единая Россия". Нам в этом году пять лет 1 декабря исполняется. И здесь есть достаточно жесткий и, я бы сказал, самокритичный анализ роли и места партии в последних реформах, которые идут в стране. Здесь отмечены и достижения, но есть, на мой взгляд, и я бы на этом прежде всего остановился, критический анализ того, что еще не сделано и что предстоит сделать.

- С моей точки зрения, важно определение трех приоритетных задач, от решения которых зависит все: и демократия, и суверенитет, и прочее. Так вот, первая задача - это создание в России экономики инновационного типа. И если в том, что касается решения демографических проблем, даже борьбы с коррупцией ваши предложения так или иначе перекликаются с предложениями ваших политических конкурентов, то заявление "Единой России" по поводу новой промышленной политики - это, по-моему, действительно такой новый шаг.



РЯЗАНСКИЙ: Я не открою, наверное, большого секрета, сказав, что наши оппоненты наверняка уже подвергли различного рода критике этот документ. Кто-то, наверное, сказал, что этот документ списан с программы другой партии. Мне часто приходится слышать такого рода доводы на встречах с людьми, с нашими оппонентами на теоретических спорах, на круглых столах, в дискуссиях. Я хочу сказать следующее - наверное, я открою небольшой секрет, - что плохих программ ни одна партия никогда не предложит, плохого никто не желает своей стране, своему народу. Поэтому все программы, в общем-то, похожи в том, что они желают своему народу, своей стране хорошего.

- Разница всегда в шагах.


РЯЗАНСКИЙ: Разница в шагах и в конкретном подтверждении того, как реализуются те или иные программные установки. Вот мы предложили программу действий, за которую действительно готовы нести ответственность, потому что предыдущие пять лет мы выполняли то, что обещали. И легковесных обещаний про 6 тысяч минимальной заработной платы мы не давали, понимая прекрасно, что эта цифра неподъемная для нашей экономики, для нашего финансового сектора на сегодняшний день.

Если говорить о главной задаче, те три направления работы, по которым мы строим свою предвыборную программу, то первое - это придание промышленности, всей экономике действительно иннновационного характера. Почему мы считаем, что это главное направление? Потому что возможности сырьевого направления развития не только исчерпаны сегодня, они исчерпали себя уже вчера. И мы замечаем тенденцию на отставание наших промышленных отраслей. У нас есть прорывные направления в промышленности? Есть. Авиационная, космическая, медицинские технологии, приборостроение. У нас есть атомное машиностроение, судостроение, двигателестроение. Поэтому мы должны сосредоточить свое внимание и ресурсно обеспечить вот эти прорывные отрасли таким образом, чтобы они дали нам успешную и конкурентную возможность выходить на передовые позиции.


- В этой студии мы неоднократно обсуждали в том числе и меры государственной поддержки тех или иных отраслей, тех или иных направлений. И когда есть совершенно четко выделенный, ограниченный (опять же подчеркиваю) набор этих отраслей, и когда, например, среди них называется и производство медицинских препаратов (о чем тоже у нас на "Маяке" говорилось, я рад, что это услышано наконец), то действительно появляется надежда, что на этом направлении будет продвижение. Но опять вопрос: каким образом?


РЯЗАНСКИЙ: Здесь мы вступаем в некое противоречие с тем, что говорит экономический и финансовый блок правительства, что нельзя впрямую финансировать эти отрасли и вообще отрасли нельзя впрямую финансировать, мы должны оказывать влияние на их развитие путем создания конкурентной среды, путем регулирования на макроэкономическом уровне. Вот партия в данном случае заняла совершенно иную позицию. Мы считали и будем считать на будущее, что это один из приоритетов партии - прямое участие в развитии этих приоритетных направлений, вплоть до направления государственного бюджетного финансирования, лизинговых компаний авиационных, создания соответствующих венчурных фондов, благодаря которым будут финансироваться рискованные научные исследования, рискованные поиски. Это, может быть, где-то на первых порах кажется не очень экономичным, но с другой стороны, мы часто являемся свидетелями того, что те или иные открытия, те или иные предложения, которые сегодня вроде бы не востребованы, через несколько лет становятся прорывными, и их достают из этого запасного ящика предложений. Так что финансирование должно быть точечным, адресным и именно по этим направлениям: авиация, высокотехнологичная переработка сырья, оборонный комплекс, система связи - там, где у нас есть хорошие наработки. И стесняться об этом говорить и, более того, стесняться это делать ни в коем случае нельзя. Мы не должны здесь слушать какой-то там окрик из мировых банков либо сопредельных государств, что мы там что-то нарушаем. Ничего подобного, надо помогать своим отраслям.

- Я думаю, что будет сопротивление со стороны экономического блока правительства, о котором говорил вчера Борис Грызлов, и по поводу вашей позиции по оборонной промышленности: мол, никакой дальнейшей приватизации оборонной промышленности. Вот это такой принципиальный момент тоже. Почему сегодня вы считаете нужным говорить об этом?

РЯЗАНСКИЙ: Дело в том, что мы вышли на достаточно серьезные рубежи по экспорту военной техники. И главное-то здесь, наверное, не то, что объем экспорта достаточно внушителен и мы становимся реальными конкурентами прежде всего Соединенных Штатов. Важно, что этот сегмент нашей промышленности конкурентоспособен по технологиям. И присутствие высоких технологий в экспорте вооружений - как раз то, что нас в этой части заботит больше всего. Поэтому мы и должны стимулировать и помогать развивать высокие технологии в этом сегменте. А уже выпускать продукцию двойного назначения либо выпускать продукцию военного назначения - это дело другого уровня решений. Главное, что вся технологическая, конструкторская, кадровая политика должна приводить к этим возможностям.

- Еще один важный момент, с моей точки зрения, это то, что "Единая Россия" заявляет о государственном стратегическом планировании, о создании четкой промышленной политики. И промышленная политика будет реализовываться в рамках этого государственного стратегического планирования.

РЯЗАНСКИЙ: Это как раз ответ экономическому блоку правительства, что мы хотим вернуться к теме планирования. Но это не должен быть госплан, это должно быть стратегическое планирование, которое входит в систему государственных программ, расписанных по годам, по объему финансирования, по целям и по тем результатам, которые должны быть достигнуты в результате этих решений. Вот это мы называем стратегическим планированием. Мы должны понимать, на что мы выходим в развитии авиационной техники, что мы ставим в качестве приоритетной задачи. Мы можем поставить задачу закупить суперсовременную авиационную технику для гражданской авиации за рубежом, либо мы должны создать свой авиационный парк. Вот вам и стратегическое планирование.

- А вот здесь у меня вопрос. Вы ведь знаете, что на заседаниях правительства в течение последних лет неоднократно говорилось: вот была такая государственная программа, она не выполнена, результатов нет. Более того, выходит Герман Греф на трибуну и говорит, что надо прикрыть финансирование, потому что результатов нет. Тогда какие должны быть программы, кто должен нести ответственность за то, что они не выполняются, и как они должны функционировать, чтобы не повторять этот печальный опыт?

РЯЗАНСКИЙ: Я думаю, что многие проблемы были все-таки сопряжены с тем, что сама структура правительства, видимо, не всегда соответствовала тем задачам, которые ставит сегодня жизнь. Видимо, решение вот этих стратегических задач потребует, может быть, некой передислокации сил, переоценки их роли и значения в рамках проводимой административной реформы. И это, наверное, послужит как раз стимулом к тому, чтобы мы имели возможность на уровне правительства сосредоточить свое внимание на таких прорывных направлениях, и при этом была ответственная структура в правительстве, которая не только получает задачу и получает финансирование, но и отвечает за результат.

- От экономики мы перешли к решению политических задач, которые стоят перед партией. Меня радует, что именно в такой последовательности - сначала экономика, а потом уже политические вопросы. Давайте на них и сосредоточимся. Если нужно решать такие масштабные задачи в экономике, значит, должен быть инструмент у партии. Вот какой это инструмент, если заявлено, что ни партийный президент, ни даже партийный премьер-министр - не в планах партии?

РЯЗАНСКИЙ: Я хочу обратить ваше внимание, что впервые в программном документе у нас появилась фраза о партийном правительстве в регионах. Я должен заметить, что проблема отношений Центра и регионов также очень серьезно отражена в рамках этого программного документа. И в этой связи впервые мы прописываем такого рода ситуацию, связанную с тем, чтобы партии, победившие на выборах в регионе, имели возможность формировать правительство региона. Шаг непростой, шаг очень серьезный.

- Поскольку еще у вас прописано, что регионы должны выходить на самодостаточность. Партия "Единая Россия" побеждает, например, в регионе, который сегодня поддерживается федеральными траншами из Центра, и, имея в виду эту задачу, обязана сделать его самодостаточным регионом.

РЯЗАНСКИЙ: Если говорить строго по закону, то действительно немножечко странно, когда мы говорим о том, что регион, который полностью дотируется из Центра, из федерального бюджета, дотируется за счет доходов других регионов, является самостоятельным. Конечно, нам еще очень много предстоит поработать для того, чтобы регионы стали самодостаточными. Здесь требуется очень продуманная и выверенная межбюджетная политика, она на сегодняшний день постоянно подвержена такому, что ли, совершенствованию, можно так сказать. Мы очень внимательно следим за тем, как происходят межбюджетные отношения между регионами и Центром. Здесь простых решений не бывает, потому что у каждого региона своя на сегодня специфика, особенно у нефтедобывающих и газодобывающих регионов. И тем не менее мы должны найти формулу, по которой регионы действительно могли бы быть самодостаточными и не рассчитывать только на трансферты из Центра.

- Валерий Владимирович, а чем тогда отличается вот это партийное правительство региональное, которое вы предлагаете создать, от, скажем, правительства города Москвы, где мэр - член "Единой России", его замы - члены "Единой России", и практически уже партийное правительство.

РЯЗАНСКИЙ: Но это получилось потому, что получилось. Потому что лидер в Москве, он одновременно и лидер партии. То есть получается немножко не по той формуле, о которой мы сейчас говорим. Речь идет о том, что мы должны законодательным путем предоставить возможность партии, победившей на выборах, формировать. В Москве ситуация сложилась сама собой, несколько иначе.

- А можно ли тогда называть это правительство партийным?

РЯЗАНСКИЙ: С точки зрения содержания вопроса - можно, а с точки зрения формы, наверное, у нас еще нет такой законодательной нормы, по которой можно было бы именно об этом говорить. Надо такое право партиям предоставить, тогда и выборы будут более активными в регионах, и избиратели будут более активно участвовать в выборных кампаниях, потому что появляется интерес, появляется некая интрига, появляется ответственность региона и появляется, самое главное, возможность у партий самореализовать свои программы, с которыми они идут на выборы. Вот я вижу поступившие вопросы на пейджер, связанные с тем, как "Единая Россия" мониторит ситуацию в регионах. Пожалуйста, мы сейчас будем отвечать на эти вопросы в ходе выборов в девяти регионах нашей страны 8 октября. И это очень серьезный экзамен для любой партии. Острота на тех выборах, поверьте мне, она не менее серьезна, чем на федеральных выборах.

- Если уж говорить о вопросах, которые приходят на эфирный пейджер, то должен заметить, что подавляющее большинство касается борьбы с коррупцией. И вашу партию обвиняют в том, что недостаточно борется, за пять лет не перекрыла кислород коррупционерам. Я думаю, вы знаете, что сегодня подписаны лидерами оппозиционных партий соглашения о совместных действиях по борьбе с коррупцией. И во время этой церемонии заместитель председателя партии "Яблоко" Сергей Митрохин подчеркнул, что именно ваша партия "Единая Россия" сегодня является (я цитирую по агентству "Интерфакс") "крышей для всех кооррупционеров". Что можно ответить?

РЯЗАНСКИЙ: Ну, это пусть останется на совести Митрохина, такого рода определение. Второй по значимости задачей после придания экономике инновационного характера названа задача борьбы с коррупцией. И третья задача - это борьба за демографическое здоровье нашей страны. Вот три крупные задачи. И не случайно в программе партии вторая задача обозначена также как одна из приоритетных. "Единой Россией" разработана комплексная программа действий по преодолению коррупции. Здесь нет простых решений и нет ответа на такой вопрос: одного закона по борьбе с коррупцией достаточно для того, чтобы коррупции в стране не было? Здесь должно быть и антикоррупционное законодательство, и массовая общественная поддержка, в обществе должна быть создана нетерпимость ко взяточничеству. Здесь важно и, наверное, предусмотрение ответственности юридических лиц, которые участвуют в хозяйственной жизни.

Надо сказать, что в программном документе записано черным по белому, что мы не удовлетворены итогами административной реформы, а это тоже то, что способствует развитию коррупции. И мы беремся за решение вопросов, связанных с административной реформой. На сегодняшний день показательно, что только два ведомства крупных в стране - это МЧС и Государственная Дума - провели у себя то сокращение аппарата, которое было запланировано, и было некое плановое задание для этих ведомств по линии административной реформы. Что-то не очень спешат другие ведомства и другие учреждения проводить административную реформу. Не говоря уже о том, что у нас просто избыточное количество управленцев по линии федеральных ведомств на местах в регионах. Вот за эту проблему также берется "Единая Россия" в рамках программного документа.

- Я бы вернулся к коррупции и процитировал документ: "...осуществлять общественную антикоррупционную экспертизу законопроектов и иных государственных актов" предлагает "Единая Россия", помимо ужесточения норм Уголовного кодекса об ответственности юридических и частных лиц. Вот это привлечение общественности каким образом будет происходить? Тоже инструментарий должен быть.

РЯЗАНСКИЙ: Я хочу сказать, что, например, "Единая Россия" заключила 36 соглашений с крупнейшими общественными организациями, с которыми мы сотрудничаем. Вот в рамках работы с этими общественными организациями мы приглашаем на все наши крупнейшие общественно-политические, политические мероприятия, обсуждение тех или иных законопроектов. Ну вот, например, не так давно было заседание фракции, посвященное принятию бюджета в первом чтении. Мы, естественно, на это заседание пригласили представителей ОПОРы, "Деловой России" - тех, кто заинтересован в участии в формировании бюджетной политики страны. Кроме того, мы контактируем с представителями Общественной палаты, это становится все более и более серьезным инструментом общественного влияния на политику партии в том числе. И я считаю, что те партии, которые не будут прислушиваться к голосу общественных организаций, не будут формировать свою политику с учетом мнений общественных организаций, они обречены на провал. Поэтому мы очень серьезное внимание этому вопросу уделяем. И в этой связи я хочу сказать, что по инициативе фракции создана специальная комиссия в Государственной Думе, которая проверяет законы на коррупционность. Практически любой закон коррупционен, поэтому надо найти такие механизмы решения, прописанные в законе, с тем чтобы претензий со стороны комиссии по борьбе с коррупцией не возникало никаких к этим законопроектам. Это очень непростая работа и очень тонкая материя.

- Еще вопрос под финал, от Юрия из Тамбова: "Единая Россия" - партия власти, и такие, как я, им не нужны. Про нас вспоминают только перед выборами, а потом опять забывают". Я думаю, что ответ Юрию должен прозвучать.

РЯЗАНСКИЙ: Хотелось бы понять, кто такой Юрий. Вот наша задача сделать так, чтобы у человека, имеющего желание работать, была работа; у человека, имеющего желание учиться и работать, постоянно повышать свою квалификацию и профессионально расти с тем, чтобы больше зарабатывать, создать большее благополучие для своей семьи, была такая возможность. Мы видим свою задачу в создании таких условий. А социальной защитой мы должны заниматься только тех, кто не в состоянии трудиться. Это пенсионеры, это инвалиды - те, на защите которых должно стоять государство. А вот этот нормальный социальный карьерный лифт, он должен работать. И для этого мы видим один-единственный рецепт: придание образованию тоже нового импульса. Мы на сегодняшний день можем похвалиться шестью миллионами студентов, это количество студентов больше, чем во всем Советском Союзе. Но нас уже количество не радует, потому что мы сейчас должны бороться за качество образования и дать возможность, чтобы этот карьерный профессиональный лифт поднимал людей на высший уровень государственного управления, чтобы люди с высоким профессиональным мастерством могли получать достойную заработную плату и быть оценены в обществе. Вот эта задача тоже прописана. И здесь я тоже не вижу простых решений, это целый комплекс мер и в образовании, и в законодательстве, и в работе местных органов власти. Простого распределительного социализма никто никому не обещает. Нужно трудиться, очень серьезно и напряженно.

- Я думаю, что публикацией этого документа вы так или иначе дали старт предвыборной кампании и поставили себя в уязвимую позицию, потому что критикам теперь можно буквально в каждую строчку вгрызаться и критиковать.

РЯЗАНСКИЙ: Мы открыты для критики, мы открыты для диалога, поэтому мы не боимся в открытую вступать в диалог с любым оппонентом.

03.10.2006 http://ryazansky.ru/news_687.html

Док. 324571
Перв. публик.: 03.10.06
Последн. ред.: 22.06.07
Число обращений: 368

  • Рязанский Валерий Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``