В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Шохин: Ползучие перемены в системе возможны Назад
Александр Шохин: Ползучие перемены в системе возможны
Александр Шохин, председатель наблюдательного совета инвестиционной компании "Ренессанс-капитал":

- Хотя российский двуглавый орел смотрит в разные стороны - и на цивилизованный Запад, и на азиатский Восток, я все же думаю, что этот конфликт будет разрешаться цивилизованными методами. И до реального чекистского переворота дело вряд ли дойдет. Правда, есть одно обстоятельство: силовикам нужна легитимность, и ее им может дать прохождение в Думу близких к ним программно и по духу депутатов. Эти лозунги звучат у Народной партии, у "Товарища" имени Глазьева и у других. И если силы национал-большевистской по сути ориентации появятся в парламенте, тогда я не исключаю неких реальных перемен в системе. Они будут носить ползучий характер, и их масштаб будет зависеть от веса, который получат в Думе упомянутые силы, и от мощи поддерживающих их госструктур.

Президент в этой ситуации, видимо, дал себя уговорить, восприняв предъявленные ему аргументы об исправлении ошибок прошлого. Однако он явно не заинтересован во вползании страны в азиатский тип государственности. Ему важно занять сбалансированную позицию, которая может выражаться в том, что массового передела собственности не произойдет, но борьба с нарушителями закона продолжится. Я думаю, что персональные дела конкретных олигархов не будут закрыты, но массового отъема собственности не случится. Власти сейчас важно сохранить достоинство, то есть не пойти на попятную. И в то же время не допустить ничего, что "серые" силы могли бы воспринять как сигнал "фас". Баланс очень важен: президент как ответственный политик борется с отдельными недостатками в системе, но не со всей системой, отстроенной, кстати, человеком, преемником которого он считается.

При этом надо признать, что с точки зрения массового сознания нынешняя позиция президента - это попадание в десятку. Общество натерпелось от социальной несправедливости в период первоначального накопления капитала и будет приветствовать экспроприацию - даже в грубой форме. Но очень важно предупредить волну посягательства на малый и средний бизнес, тем более что эту грань провести трудно. Для этого следует категорически дезавуировать лозунг "Долой олигархов!". Три года назад Путин его провозгласил, придав ему смысл равноудаленности крупных предпринимателей от процесса принятия политических решений. Это как раз то правило игры, которое стороны должны соблюдать: бизнес не должен претендовать на приватизацию парламентских и государственных структур, а власть должна соблюдать принцип равноудаленности, не выбирая себе жертвы по вкусу. Обе стороны должны пройти свою часть пути. Я не считаю, что олигархи белые и пушистые, а власть - исчадие ада: если бы власть не опасалась покушений на свой административный ресурс со стороны олигархов, возможно, ничего и не было бы. Ведь три года назад, с приходом Путина, на олигархической системе был поставлен крест, а сейчас появилась опасность ее возрождения - уже не на уровне прямого влияния на Кремль или правительство, а через формально более демократический институт - через парламент. Но здесь ответственность лежит и на власти, которая так и не создала механизма контроля, скажем, за финансированием политических партий. По-прежнему нет цивилизованного лоббизма - и так далее. Возможно, лучших результатов можно было бы добиться, если бы Генпрокуратура попыталась проконтролировать, как финансируются в предвыборный период партии и отдельные депутаты. И если нарушают все, то делать выводы, а не выбирать себе мальчиков для битья. А все эти общественные договоры, программы защиты собственности - это, в известном смысле, сбоку бантики. Кардинальную роль в нашем обществе продолжает играть позиция первого лица. Будучи ясно проартикулирована, она заменит собой пачку подобных документов.

И еще: в условиях, когда мы признали чрезмерной жесткость налогового бремени в прошлом, жесткость валютного регулирования и принимаем более либеральные законы на сей счет, мы не должны считать правонарушениями деяния, наказуемые в соответствии с прежними законами. Вот здесь необходимо общественное согласие. Скажем, должно стать ненаказуемым невыполнение условий приватизационного конкурса, уже признанного коррупционным в своей основе. Мы должны признать, что эти условия формулировала власть, поощрявшая эксклюзивные схемы, позволявшие ее фаворитам выигрывать эти конкурсы. И если уж искать виноватых, то ими должны оказываться не только выигравшие бизнес-структуры, но правительство, которое этот процесс курировало.


"Эксперт"
08 сентября 2003 года
http://www.shohin.ru/

Док. 324551
Перв. публик.: 08.09.03
Последн. ред.: 25.07.07
Число обращений: 375

  • Шохин Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``