В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Самый `тяжелый` нацпроект `Жилье` сдвинули с места Назад
Самый `тяжелый` нацпроект `Жилье` сдвинули с места
Выступление на круглом столе, который проводил ИРГОМС.

До сих пор жилищная проблема стоит более чем перед 60% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляет 1,5 млрд квадратных метров, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо увеличить почти вдвое. К 2010 году как минимум треть граждан страны должна иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям. А значит, надо создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищного вопроса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Как известно, государство принято ругать по всем поводам. Ну а по поводу "квартирного вопроса" - особенно. Конечно, есть за что. Но такой ли уж неэффективной всегда была государственная жилищная политика? Если бы не хрущевки, не массовое строительство 60-80-х годов прошлого века, не известно, в каких условиях жили бы большинство граждан сейчас.

В современной России все еще сложнее. Благодаря проведенным в 1991-2005 годах реформам в жилищной сфере мы окончательно ушли от планово-административных методов строительства, и сейчас старые методы и подходы не работают. Поэтому нет нужды вспоминать прошлое - надо думать о будущем и создавать жизнеспособные и эффективные механизмы решения жилищных проблем. Причем изобретать велосипед вовсе не требуется: во многих странах такой механизм давно работает. Это - сформированный рынок жилья.

Важные предпосылки для его создания есть и в современной России. В предыдущие годы в стране была разработана основная правовая база, принят пакет законов, направленных на формирование жилищного рынка. Уже к 2004 году доля помещений, находящихся в частной собственности, увеличилась с 33 до 73,5%. На сегодняшний день более 90% строительных организаций являются частными компаниями; успешно развивается ипотечное жилищное кредитование и появляются новые инструменты для улучшения жилищных условий.

По данным социологических опросов, к началу реализации национального проекта жилищная проблема стояла перед 61% российских семей. Общая потребность населения России в жилье составляла 1570 млн. кв. м, и, чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо было увеличивать на 46,1%.
На сегодняшний день 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств, однако даже ограниченный платежеспособный спрос превышает предложение на рынке жилья, что приводит к постоянному росту цен. Развитию жилищного строительства препятствует сложная процедура выделения земельных участков и слабое развитие инженерной инфраструктуры. Огромной проблемой остается высокий уровень износа коммунальных сетей (53% от общего количества аварий в ЖКХ происходит из-за их ветхости).
Сами собой эти проблемы не решатся.

Например, Первый вице-премьер Дмитрий Медведев считает, что реализации нацпроекта "Жилье" жилищное строительство должно развиваться во всех городах России, а не только в крупных. По его словам, от этого напрямую зависит укрепление российского государства.

Медведев так и заявил: "Самое главное - не просто метры строить, а строить их в правильных местах, нужно строить там, где исторически живут наши люди". По мнению Медведева это является одной из приоритетных государственных задач, рассчитанной на десятилетия.
"Страна у нас огромная, чем больше она будет заселена, тем лучше будет производиться распределение граждан по территории, тем прочнее само государство", - подчеркнул он.
Первый вице-премьер правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что до 2012г. проблемы с ветхим и аварийным жильем удастся решить. При этом он особо подчеркнул, что объем ветхого жилья в России по разным оценкам составляет около 100 млн. кв. м, а аварийного - 11 млн. 250 тыс. кв. м.
"Это колоссальные цифры, за каждой из которых стоят человеческие судьбы", - отметил Д.Медведев.
Он настаивает, что работа по сносу и реконструкции ветхого жилья должна закончиться к 2012г. По его словам , это весьма сжатые сроки, но, как показывает опыт соседей из СНГ, поставленные задачи можно решить за пятилетку.
Дмитрий Медведев также напомнил, что на эти цели выделяется 250 млрд. руб., из них 100 млрд. руб. - на аварийное жилье, а 150 млрд. руб. - на капитальный ремонт ветхого.
При этом он рассчитывает, что закон "О фонде содействия реформированию ЖКХ" будет принят Госдумой до окончания сессии, так как во втором полугодии нужно уже начать конкретную работу. Д. Медведев отметил, что в законопроекте прописаны критерии, в соответствии с которыми будут выделены средства для реформирования ЖКХ. В связи с этим регионы должны принять ряд законодательных актов и быть готовы к реализации законопроекта. Кроме того, важной нормой в законопроекте является положение о контроле над процессом реформирования ЖКХ. Его функции возложены на наблюдательный совет, куда должны войти представители президента, правительства, Федерального Собрания и Общественной палаты.
"Наблюдательный совет - это не только надзор, но и принятие основополагающих решений", - подчеркнул Дмитрий Медведев. По его словам, законопроект является проработанным
"Это законопроект прямого действия, положения законопроекта конкретны, и в этом его достоинство", - отметил он.
Одним из самых сложных, базовых вопросов развития жилищного строительства также является разработка градостроительной документации.
"Такие перспективные планы развития территорий должны иметься и в субъектах Федерации, и в муниципалитетах, и во всех поселениях нашей страны. Во многих регионах, к сожалению, у нас еще остаются в действии прежние планы, подготовленные в советский период, которые совершенно неактуальны и могут только дезориентировать развитие", - отметил первый вице-премьер.
Дмитрий Медведев считает, что градостроительная документация - это "привлекательный актив" и "на это экономить деньги не следует". Он рассказал, что на сегодняшний день более 50 регионов уже выделили бюджетные средства для такой работы.
Что ж, действительно, эта проблема тесно связана с реализацией всех направлений проекта "Доступное жилье". Так, несмотря на принятые в декабре прошлого года поправки в законодательство, предоставляющие муниципальным образованиям права залога земельных участков с целью обеспечения их коммунальной инфраструктурой, пока залог земли не работает. Помимо отсутствия "прозрачных" градостроительных планов, по мнению участников совещания, существует еще несколько причин такой задержки: начиная с того, что данная схема использования земель нова и у многих муниципалитетов пока не сформирована соответствующая градостроительная документация, и заканчивая тем, что в регионах не хватает квалифицированных специалистов, способных заниматься всем спектром вопросов, связанных с земельной ипотекой. А банки на данный момент оценивают подобные кредиты как рискованные.
Успешное продвижение механизма залога земли зависит от своевременного формирования в регионах собственной нормативно-правовой базы, которая должна создать конкретные условия для участия банковского сообщества в работе с землей как с объектом залогового права. "Единственным полноценным активом, под который и сегодня, и в будущем можно привлекать финансирование на строительство и на инженерное обустройство земель, является только залог земли", - подчеркнул первый вице-премьер.
Дмитрий Медведев считает, что для решения вопросов обеспечения автомобильными дорогами и коммунальной инфраструктурой новых территорий под жилье Правительство РФ недавно выпустило ряд постановлений, в которых зафиксированы механизмы предоставления господдержки для комплексных проектов освоения территорий.
"Если бы мы не начали реализацию этого важнейшего нацпроекта - "Доступное и комфортное жилье - гражданам Росси", то сегодня цены на жилье были бы гораздо выше, чем они есть сейчас, поскольку в стране наблюдается устойчивый экономический рост, и рост цен вполне логичен", - заявил недавно помощник Президента РФ Игорь Шувалов.
По его словам, создаваемый по инициативе Владимира Путина Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ позволит создать систему для решения проблемы аварийного жилья и капитального ремонта жилого фонда.
Однако, по моему глубокому мнению, при распределении средств фонда (250 млрд. руб.) необходимо учитывать специфику регионов. Особенно это касается территорий Дальнего Востока и Сибири, где суровые климатические условия и большие объемы ветхого и аварийного жилья.
"Мы рассчитываем на быстрое прохождение законопроекта о Фонде содействия реформированию ЖКХ в Госдуме и Совете Федерации. В этой связи главное - разработать эффективную методику отбора регионов для получения средств", - заявил Дмитрий Медведев.
Что ж, теперь дело за Государственной Думой и инициативой на местах.

Игорь Семенихин.

22 июня 2007 года.
www.nasledie.ru


Док. 324543
Опублик.: 22.06.07
Число обращений: 927


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``