В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пресс-конференция директора департамента банковского регулирования и надзора банка россии Алексея Симановского и президента ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова Назад
Пресс-конференция директора департамента банковского регулирования и надзора банка россии Алексея Симановского и президента ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова
ВЕДУЩИЙ: Добрый день, уважаемые коллеги. Итак, наша пресс- конференция посвящена сегодня итогам традиционной встречи руководителей коммерческих банков с руководством Банка России, и мы будем обсуждать тематику, связанную с тем, что ожидают банки в этом году. У нас в составе участников произошли некоторые изменения. В
пресс-конференции принимают участие: директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России Алексей Симановский, и президент Ассоциации региональных банков России, заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам и член Национального банковского совета Анатолий Аксаков. У меня традиционная просьба: на время нашего разговора отключить звонки ваших мобильных телефонов. Я с удовольствием передаю слово Анатолию Геннадиевичу. Пожалуйста

АКСАКОВ: Добрый день, уважаемые коллеги. 1-2 февраля прошла традиционная встреча руководства Центрального банка и банкиров. Во встрече приняло участие практически все руководство Центрального банка во главе с Сергеем Михайловичем Игнатьевым. Причем, как правило, на таких встречах председатель открывает ее и говорит приветственное слово, и потом покидает. Так вот Сергей Михайлович весь день провел с банкирами и реагировал практически на каждое замечание, предложение, выступление, вопрос, который следовал из
зала. Вопросов было много.

Разговор был предельно откровенным, предельно заинтересованным. Причем таких победных реляций было мало, конечно же, отмечалось, что банковская система развивается довольно успешно. В прошлом году активы банков возросли на 40 процентов, капитал банков увеличился на
37 процентов, кредитование экономики возросло также на 37 процентов - то есть показатели все достаточно положительные, но, тем не менее, очень много проблем, которые необходимо решать. И красной нитью в процессе разговора проходила линия по поводу того, что необходимо налаживать более глубокий разговор, более такой партнерский разговор между Центральным банком и кредитными организациями.

Причем позиция с обеих сторон, это, была высказана, и поддерживалась, что надзорный блок Центрального банка должен выполнять такую, скорее, наставническую функцию, проводить профилактическую работу с коммерческими банками для того, чтобы уже на ранних этапах возникновения определенных трудностей у банка, можно было предупредить создание предбанкротной ситуации или, тем более, банкротной ситуации для кредитной организации. Звучали, конечно же, и частные вопросы, которые интересуют банки. Прежде всего очень много было дискуссий по поводу потребкредитования, поскольку последнее время в средствах массовой информации, прежде всего в Интернете,
муссируется тема невозврата потребительских кредитов, муссируется тема
того, что неправильно устанавливаются штрафы, комиссии, иные требования коммерческих банков по отношению к заемщикам.

В то же время, вот в процессе этой дискуссии говорилось и о том, что
коммерческие банки должны работать более прозрачно, более ответственно и при выдаче тех же потребительских кредитов должны информировать достоверно заемщика о том, какова реально стоимость того или иного кредита. Мы вот во время этой дискуссии в раздаточных документах передали банкирам также и проект кодекса безупречной банковской практики, который хотим утвердить на общем собрании ассоциации в мае. Сейчас будем собирать замечания, предложения банкиров, и надеемся, что когда этот кодекс будет утвержден, то как раз и будет нормальное движение - с одной стороны, такое партнерское отношение Центрального банка, я надеюсь, что разговор в пансионате "Бор" этому поможет; и с другой стороны, сами банки будут проводить такую, добросовестную работу, работу в соответствии с российским законодательством, работу в соответствии с принятой банковской,
такой вот безупречной или этичной банковской практикой.

Вывод такой, что состоялся очень правильной, необходимый в это время
разговор и он послужит тому, что Центральный банк лучше будет понимать банковское сообщество, проблемы банковского сообщества. Ну, а с другой стороны, банкиры имели возможность получить откровенные ответы, предельно откровенные ответы. И не всегда они, может быть, они нравились банкирам, но это были ответы честные со стороны руководства Центрального банка.

Ну, и хотел бы вас также проинформировать: мы перед вот этим собранием в "Бору" собрали вопросы со стороны банкиров. Их около 300. Эти вопросы мы направили в Центральный банк, во все подразделения Центрального банка и направили в службу финансового мониторинга, в Агентство по страхованию вкладов и договорились, что вот эти все государственные ведомства подготовят ответы на вопросы банкиров, и мы вопросы и ответы обязательно разместим на сайте Ассоциации региональных банков. Спасибо за внимание.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое. Алексей Юрьевич, вы хотели бы добавить?

СИМАНОВСКИЙ: Ну, на самом деле мало, что можно добавить, потому что я так думаю, что одинаково мы смотрели и на ход этой встречи, и на ее результаты с Анатолием Геннадиевичем. Да, и в общем, насколько я знаю, это мнение высказывали и все те, кто вот на этой встрече был - то есть это действительно был открытый, содержательный диалог регулятора и банковского сообщества, или банковского сообщества и регулятора, как угодно. Действительно, говорили на разные темы, те темы, которые реально волнуют банковское сообщество; те темы, которые реально волнуют регулятора. Ну, собственно, говорили профессионалы на профессиональном языке.

Разные были мнения, естественно, по разным вопросам; что-то воспринималось там, положим, банковским сообществом, с точки зрения ответов регулятора, более оптимистично; что-то менее оптимистично. Но в данном случае работа регулятора состоит в том, чтобы стараться проводить ту самую профилактическую работу и заранее предупреждать о возможных рисках, которые есть, естественно, у банков, как у коммерческих институтов. Потому что не брать риски - это значит не работать на рынке. Тем не менее, вопросы управления рисками, вопросы ограничения рисков - это вещь чрезвычайно важная, с точки зрения защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Вот. Ну, а спектр тех тем, которые обсуждались, Анатолий Геннадиевич, собственно, назвал.

Единственное, что я бы, может быть, добавил бы, не столько добавил,
сколько, так сказать, акцент определенный бы сделал на то, что вот это расширение развития диалога между банковским сообществом, банками и регулятором, органом надзора - это наши повседневные задачи, и в моем представлении, вот развитие этого диалога, ну, во всяком случае сколько я себя помню, в этой сфере надзора оно идет постоянно. И, наверное, сейчас мы действительно доросли до, в известном смысле, очередного такого этапа развития этого диалога и такого высокого уровня, достаточно высокого уровня взаимопонимания.

Разумеется, мы и ориентируем свою деятельность - кстати, это и в стратегии развития банковского сектора зафиксировано - на вот такие превентивные меры, на систему раннего предупреждения, на диалог, на обсуждение с банками вопросов состояния дел. Чаще это получается, и это, по-моему, радует обе стороны. Иногда не получается, обе стороны грустят, но каждая в этом случае делает свое дело. То есть регулятор вынужден в каких-то ситуациях принимать непопулярные решения и соответствующие действия предпринимать. А так, повторю, мы достаточно оптимистично смотрим на развитие контактов, на развитие диалога на углубление этого процесса общения. Спасибо.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое. Коллеги, пожалуйста, ваши вопросы? Пожалуйста, ваш вопрос.

ВОПРОС: Информационное агентство "Росбалт". Появилась... есть информация о том, что Центральный банк будет вводить надзирателя в каждом коммерческом банке. Это можно считать продолжением диалога Центрального банка с коммерческими организациями?

АКСАКОВ: Можно я начну отвечать на этот вопрос.

СИМАНОВСКИЙ: Да.

АКСАКОВ: Может быть, вы обратили внимание, примерно месяц назад я в адрес Игнатьева Сергея Михайловича написал письмо по поводу организации взаимодействия коммерческих банков, банковского сообщества и Центрального банка. И одним из пунктов предложений, вот которые мною были включены в это письмо, было развитие института кураторов, который в общем-то имеет успешные примеры использования в зарубежной практике. На наш взгляд, институт кураторов мог бы как раз проводить такую постоянную совместную работу с коммерческими банками для того, чтобы готовить соответствующие аналитические
документы и для того, чтобы на ранних этапах предупреждать возможное создание проблемных ситуаций. И в данном случае я как раз не считаю, что это надзиратель - это помощник, наставник и так далее, понимаете.

Каждый, конечно, думает в меру своей испорченности.

СИМАНОВСКИЙ: Я продолжу ответ на этот вопрос. Ну, на самом деле, так называется то, чем занимается в том числе Центральный банк
- регулирование и надзор. Хотя сотрудники органа надзора нигде в мире, во всяком случае по-русски, не называются надзиратели. Надзиратели - это нечто другое. Это сотрудники органа надзора. Если говорить о кураторах, то они выполняют... должны выполнять определенные функции. Эти функции должны быть закреплены в соответствующем документе - акте Банка России, проект которого на сегодняшний день имеется.

Задача куратора - это более глубокое понимание ситуации в банке, то понимание, которое может быть извлечено в том числе из контактов с
руководством банка, с сотрудниками банка, извлечено в том числе из той
управленческой информации, которая имеется в банке. Теперь, в отношении метода внедрения этих самых кураторов в банковскую среду. На самом деле, вопрос вот обязательности наличия куратора или
добровольности куратора, он обсуждается. Я готов высказать свою точку
зрения на этот вопрос. В моем представлении, кураторов нельзя насаждать. Куратор может быть в банке только при двух обстоятельствах.

Ну, с одной стороны, это некие субъективные моменты, связанные с качеством куратора - то есть профессионализмом, порядочностью, опытом и так далее; но одновременно должны быть и некие объективные обстоятельства, которые позволяют куратору нормально, эффективно работать. Это готовность банка предоставить эту информацию, готовность банка быть открытым. Если банк открыт, и, соответственно, куратор профессионален и добросовестен, то, соответственно,
для него есть возможность эффективно работать. Если банк, ну, не хочет
говорить все о себе органу надзора, потому что, повторяю, что куратор -
это представитель органа надзора, ну, стало быть, в таком банке не будет
куратора.

Повторяю, что это моя точка зрения на проблему.
Ну и, наконец, что необходимо - это контроль, если угодно, надзор за куратором со стороны органа надзора, поскольку, поскольку кураторы,
естественно, это живые люди, и необходима, во-первых, процедура, которая позволит обеспечить эффективную работу куратора и исключит субъективизм не с точки зрения тех оценок, которые дает куратор, а с точки зрения тех решений, которые принимаются в отношении того или иного банка. Ну и, кроме того, предусмотрено, что куратор в общем случае может работать с данным банком не более трех лет подряд. Наконец, еще один момент, который обсуждался в "Бору" и на который я хочу обратить внимание. Значит, куратор не принимает никаких надзорных решений.
Значит, куратор дает оценки, готовит предложения и представляет их органу надзора - то есть территориальным учреждениям Банка России.

Соответственно, и центральный аппарат может знакомиться с этими оценками. А решение принимается в установленном порядке органом банковского надзора, а не личностью, не человеком. Спасибо.

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, ваш вопрос, с последнего ряда.

ВОПРОС: Русская служба новостей. Если позволите, в продолжение: несколько уточнений г-ну Симановскому. Как вы ответите на опасения, уже высказанные в прессе экспертами, что таким образом кураторы будут иметь доступ к банковской тайне и коммерческой тайне банков, и здесь возможны злоупотребления? И как вы ответите на предположение, что расширение института кураторства - это неким образом признание Центробанка, что его инспекторские проверки неэффективные и нерезультативные?

СИМАНОВСКИЙ: Я начну с последней части вашего вопроса. Нет, это абсолютно не означает это. То есть это никак не связано - институт кураторства и инспекционные проверки. Дело в том, что, если сослаться на основополагающие принципы эффективного банковского надзора, новая редакция, новая версия 2006 года, значит, вот там в самом, собственно говоря, принципе, который говорит о технике банковского надзора, говорится о трех как бы компонентах: это оффсайт, онсайт, то есть дистанционный надзор, надзор на месте - это инспекторские проверки, и говорится о контактах, о контактах органа надзора и банков, руководства банка, сотрудников банка на постоянной, регулярной
основе.

Дело в том, что, понятно, инспекторская проверка не может сидеть в банке бесконечно. Инспекторская проверка необходима для того, чтобы проверить ситуацию за определенный период. И мы не располагаем... так сказать, ни одна страна в мире не располагает таким количеством инспекторов, чтобы безвылазно находиться в банке длительное время.

А что касается куратора - это либо человек, либо небольшая группа людей. Это кураторская группа. Ну, соответственно, в зависимости от величины банка. Которая контактирует с банком, обменивается мнениями по вопросам текущей деятельности банка, изучает информацию, которую банк предоставил кураторам кураторской группы. Если банк считает, что что-то не может быть предоставлено в связи с тем, что, положим, он не доверяет куратору. Если он существенно не доверяет куратору, он должен обратиться в орган надзора и сказать, что я этому куратору не доверяю и, пожалуйста, изымите от меня этого куратора или замените мне этого куратора.

Но я повторяю, что проблема эта, в моем понимании, добровольности. Это взаимное согласие органа надзора и банка на вот такую большую открытость по отношению к органу надзора.

АКСАКОВ: Я хотел бы добавить. Вот сегодня только занимался одним
коммерческим банком, который обратился в ассоциацию с просьбой помочь во взаимоотношениях с Центральным банком по поводу предъявленных к нему претензий. И действительно, ну, вот мне пришлось, скажем так, искать концы ситуации, откуда родилось такое решение Центрального банка. Если бы был куратор, который все-таки владеет ситуацией в коммерческом банке, то даже ассоциации было бы проще определить ситуацию и вмешаться, если это необходимо в защиту коммерческого банка. Поэтому мы считаем, что необходимо развивать этот институт.

ВОПРОС: Агентство "Интерфакс". Скажите, пожалуйста, уточните по срокам введения, когда может быть институт кураторства введен, вступит в действие. И у вас сейчас в (...), если вот это будет на добровольной основе, введение куратора, сколько банков сейчас готовы раскрывать информацию о себе, чтобы можно было ввести куратора?

СИМАНОВСКИЙ: Хорошо. Спасибо за вопрос. Значит, я должен сказать, что вот этот институт кураторства, он действует уже на протяжении двух или даже более лет. Действует в экспериментальном порядке. На сегодняшний день, я сказал, что нет пока положения Банка России о кураторе. Тем не менее, те территориальные учреждения - кстати эти и Московский главк - своими внутренними документами определяют вот те права, обязанности, полномочия, ну, так называемых кураторов - то есть сотрудников органа надзора, которые осуществляют функции контакта с соответствующим банком. Делается это, естественно, и сейчас на добровольной основе. Есть банки, которые готовы работать с куратором и предоставлять ему полную информацию о своей деятельности.

Что касается возможного срока, так сказать, введения этого положения - ну, мое понимание - это ну, может быть, 2-3 месяца еще. А, значит, на вопрос, будут ли такие банки, я, наверное, уже ответил - такие банки есть, и их не мало.

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, ваш вопрос.

ВОПРОС: В развитие темы кураторства. Совершенно ясно, что потребуется достаточно большое количество не просто кадров, а очень
высококвалифицированных кадров. Ну, имея в виду, что аппарат Центрального банка (...). Как вы видите эту проблему? Это будет за счет внутренних резервов или это будет все-таки какой-то новый набор?

СИМАНОВСКИЙ: Спасибо за вопрос. Ну, несколько аспектов. Аппарат все-таки Центрального банка сейчас, если мне память не изменяет, где- то порядка 74 тыс. Надзорные подразделения составляют относительно мизерную часть. Значит, это никак не сопоставимо с этой цифрой. Естественно, никакого дополнительного набора кадров не может быть. Аппарат надзора расширяться не должен, не может и не будет.

Кураторы, так сказать, вот это направление деятельности, готовились на
протяжении уже нескольких лет, это есть учебная программа, так она и
называется "Куратор", "Куратор банка", "Куратор кредитной организации", и подготовлен вот по линии этой программы, ну, достаточно большой контингент сотрудников. Все они, на самом деле, я еще раз повторю - это сотрудники надзора, органа надзора. То есть, в общем, базовые как бы знания, способности, умение у них у всех есть, просто они немножко доучиваются, подучиваются. А вообще, на самом деле, еще важна практика, которая, как известно, критерий всего.
И я... Вы знаете, может быть, мы закончим эту тему кураторов, потому что у меня такое ощущение, что, ну, вот какие-то действия там: орган,
предположим, любой, наверное, ну, и в том числе и орган надзора, предпринимает по развитию практики надзора, там, регулирования, и это иногда воспринимается как некая, значит, панацея. Вот там вводим институт куратора, ну вот сейчас орган надзора, наверное, думает, что за счет института куратора все будет изменено и, так сказать, жизнь пойдет совсем по-другому.

А на самом деле это просто элемент - куратор так же, как и все остальные
элементы - это просто элемент системы надзора. Да, вот дополняется эта система еще одним элементом. Сам по себе он не может и не играет решающей роли, так же, как и любой другой элемент. Все должно быть в системе, только система может работать.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, я немножко не понимаю смысл этого
кураторства, да, там, есть аудиторы, да; есть профессионалы, которые занимаются оценкой рисков. Вот чем будет заниматься куратор, тем более, что, насколько я понимаю, с 2004 года основная причина отзыва лицензий - это все-таки непредоставление информации некой по закону об отмывании. Вот объясните мне все-таки так вот, какой в этом смысл?

И вот вы уже сказали, что три года ни один куратор не может работать в банке, а есть еще какие-нибудь моменты, которые бы не позволяли бы развиваться коррупции? Потому что для всех, конечно, это очередной как бы человек, который, от которого будет зависеть банк.

СИМАНОВСКИЙ: Да, безусловно. Значит, я, может быть, вот с этого вопроса и начну, с ответа на этот вопрос. Это целая система, связанная с подготовкой и принятием решений по тому или иному кредитному институту, где есть куратор, или, кстати говоря, где нет куратора. Значит, речь идет о том, что все предложения и все оценки, которые нарабатывает куратор, они обсуждаются в коллективе - то есть не то, что человек пришел, посмотрел, посчитал, и вот решение готово. Нет, он должен в соответствующей среде - то есть среди кураторов, среди сотрудников надзора - отстоять свои, так сказать, знания, свои выводы и, соответственно, привести аргументацию по поводу того, что это именно так, а не иначе.

Разумеется, те люди, которые обладают, ну, примерно таким же уровнем
знаний и таким же уровнем опыта, они будут небезучастны к тем выводам или оценкам, которые он дает; они будут с ним активно дискутировать. Поэтому в данном случае вот эта истина, истина на уровне оценки, будет рождаться в споре.

Далее, есть процедура принятия решения. Она достаточно, ну, длинная, можно сказать, и постольку поскольку тоже это решение, которое принимается, ну, на коллегиальной, как правило, основе, это тоже в нашем представлении сужает очень сильно возможности для каких- то здесь негативных проявлений.

Кроме того, куратор - это уже вот к первой части вашего вопроса - он
общается с банком. Вы сказали, чем будет отличаться куратор от, там,
положим, не куратора, чем он сейчас отличается - это более тесный контакт с банком, более тесный контакт и общение с его руководством и сотрудниками; это получение большего объема, возможного большего объема информации о банке, с учетом той информации, которая может быть получена из управленческой отчетности. Вот.

Соответственно, и банк знает того человека, кому он, ну, если хочет, еще
раз повторяю, в моем понимании - это добровольно должно быть - значит поверять свои вопросы, свои, возможно, какие-то проблемы, которые даже на горизонте могут иметься, в каком-то смысле советоваться с куратором. Хотя, естественно, роль куратора состоит не в том - это не советник банка, с точки зрения его функции, это представитель надзора. Однако высказывать мнение по поводу тех или иных аспектов деятельности банка он вполне может, и в моем понимании, в ситуации, когда он действительно полагает, что может дать дельный совет, он это делать будет.

Точно так же, как и сейчас так называемые кураторы, ну, общаются с
банками, и не только кураторы общаются с банками, и совещания проводятся, и обсуждаются вопросы. И, соответственно, я, не будучи куратором, участвую в совещаниях, и насколько я понимаю, после вот такого рода совещаний, ну, и в банках лучше понимание того, чего требует орган надзора и почему он это требует. И у нас лучше понимание того, с чем связана та или иная ситуация в банке. То есть вообще общение на самом деле - это штука очень неплохая для любой работы, в том числе и для работы по надзору.

АКСАКОВ: У нас еще одно предложение было Центральному банку по поводу того, что решение центральных банков, по крайней мере серьезное решение, связанное с ограничением проведения определенных банковских операций коммерческим банком, либо отзыв лицензии у коммерческого банка, который уже вошел в систему страхования, должны приниматься комитетом банковского надзора.

Сейчас, к сожалению, иногда такие серьезные решения, влияющие на бизнес, очень серьезно влияющие, а то и убивающие бизнес, принимаются подразделениями Центрального банка вплоть до отделения. И насколько я понял Сергея Михайловича, есть понимание необходимости поднять уровень принятия
решений по таким вопросам для того, чтобы не было действительно влияния субъективного фактора на такие серьезные решения.

ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Можно еще дополнительный вопрос? Вы сказали, про добровольное, что это ваше личное мнение. А в проекте содержится какое положение?

СИМАНОВСКИЙ: А в проекте не содержится вопроса о том, каким образом должен вводиться институт куратора. Этот проект положения определяет обязанности куратора, права куратора, полномочия куратора, систему взаимоотношений между куратором и другими сотрудниками Банка России, источники получения информации куратором. В данном случае имеется в виду, что куратор получает всю ту информацию, которой располагает орган надзора. То есть понятно, что к нему или к его группе будет стекаться эта информация. И в этом смысле как бы условия его деятельности должны быть наиболее комфортны. Вопрос о введении института куратора будет специально, видимо, обсуждаться.
Ну, я вот открыто высказываю... Я, кстати, и в "Бору" об этом говорил. ...

Открыто высказываю свою точку зрения на то, как в моем представлении это должно быть, чтобы, с одной стороны, не профанировать вот этот самый институт кураторства, и чтобы действительно избежать ситуации, когда... либо, так сказать, вынуждены будут наши территориальные учреждения насаждать этот институт куратора для того, чтобы просто выполнить некий план по курированию кредитных организаций. И мне кажется, что вот если тут допустить такого рода плановый подход, то вряд ли мы получим эффективный институт, это будет... В общем, когда что-то такое делается вынуждено и вроде как под нажимом, оно не бывает хорошо.

ВЕДУЩИЙ: Так, переходим к другим темам. Пожалуйста.

ВОПРОС: Скажите, пожалуйста, правильно ли мы поняли, что решение об отзыве лицензии принимает территориальное учреждение, а не КБН?

СИМАНОВСКИЙ: Нет-нет, конечно, Комитет банковского надзора.

ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Второй вопрос. На самом деле, не совсем касается института кураторов, но, тем не менее, может затрагивать эту тему. Скажите, пожалуйста, вот некоторое время назад было сообщение о том, что готовится реорганизация надзорного блока и возможно выделение части надзора за банками, крупными банками в отдельное подразделение и возврат к системе ОПЕРУ и так далее. Вы не могли сказать, вообще, на самом деле, это имеет под собой какие-то основания или нет? Спасибо.

СИМАНОВСКИЙ: Спасибо. Ну, разрешите дать такой вот немножко
персонифицированный ответ... А, нет, вы же мне задавали этот вопрос, и я вам официально на него отвечал, и это даже есть соответствующее интервью, где ответ на этот вопрос дан.

ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): (...)

СИМАНОВСКИЙ: На сегодняшний день все так же, как оно и было. Дело в том, что... Ну, я могу повторить свой ответ. Каких-то, значит, определенных идей, которые должны быть обличены в некую организационную форму, на этот счет нет. Вот, собственно говоря, и все.

АКСАКОВ: В "Бору" это не обсуждалось.

СИМАНОВСКИЙ: В "Бору" это не обсуждалось, да это и не обсуждается, на сегодняшний день по крайней мере в Банке России это не обсуждается. Это вопрос вот так вот, в такой постановке конкретной, предметный.

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, вопрос.

ВОПРОС: Алексей Юрьевич, если позволите, сделайте короткое, но программное заявление о целях и задачах надзора на текущий год. Спасибо.

СИМАНОВСКИЙ: Очень короткое, очень программное. А, словами? Так бы сразу и сказали. Значит, ну, дело в том, что моя в этом смысле задача резко облегчается тем, что существует стратегия развития банковского сектора, и в моем представлении - это как раз и есть этот программный документ, которому надзор следует. Ну, есть соответствующие поручения президента, которые были приняты по итогам состоявшегося президиума Госсовета в конце прошлого года. Там соответствующие поручения, в том числе и надзору, даны. Вот мы исходим из этих направлений.

Если обобщать, как бы вот попытаться сфокусировать на, ну, какой-то, так сказать, на одном термине, может быть, да, то это, для нас это риск -
фокусированный надзор, или риск - ориентированный надзор, в первую очередь система раннего предупреждения, система раннего реагирования.
А если говорить о, значит, вопросах взаимоотношений с банковским
сообществом, я бы тоже назвал это развитием диалога, но в моем понимании и риск ориентированный надзора, и система раннего предупреждения - в общем находятся как раз вот в контексте развития контактов, если угодно, и развития взаимопонимания между органом надзора и банковским сообществом, имея в виду, что цель, вообще говоря, одна - это, она для надзора закреплена Законом о Центральном банке, она ... в этом смысле формулировка очень схожа с теми формулировками, которые имеются в законодательстве других стран - это обеспечение системной устойчивости, системной стабильности банковского сектора и, соответственно, защита интересов кредиторов, законных интересов кредиторов и вкладчиков.

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, вопросы, пожалуйста.

ВОПРОС: (...), известны (...), а зачем (...) лицензии отбирались пачками,
насколько я помню, по три за раз. После этого (...), (...) карающая длань
как бы ослабла, и кроме того в последнем сообщении, в пресс-релизе исчезло понимание сакраментального (...). Объясните, пожалуйста, это такая тенденция или просто случайное совпадение.

СИМАНОВСКИЙ: Работа по надзору, в том числе и работа, связанная с решением вопроса об отзыве лицензии, идет в том же ключе, как и шла. Я там не видел каких-то изменений в этом смысле.

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, вопросы?

ВОПРОС: Мамонтов, Московская международная валютная ассоциация. Алексей Юрьевич, вам не кажется, что с 92-го года ситуация существенно изменилась на валютном рынке и с точки зрения курсовых рисков. Почему Центральный банк до сих не принимает решения об увеличении лимита открытой валютной позиции, которая установлена им еще 15 лет назад, совсем в другое время и, по существу, в других условиях? Известно, что лимит открытой валютной позиции в развитых странах либо не существует, либо поднят до потолка там 50-100 процентов. Даже у наших ближайших соседей лимит открытой валютной позиции в банках составляет 20-30 процентов, в наших - 10 процентов. Намерен ли Центральный банк в ближайшее время увеличить лимит открытой валютной позиции? Спасибо.

СИМАНОВСКИЙ: Ну, у нас лимит открытой валютной позиции не 10 процентов, а 20 процентов, и 10 процентов по каждому виду валют.
Я полагаю, что вот на сегодняшний день увеличение лимита отрытой валютной позиции - это не самая актуальная проблема. С точки зрения регулирования полагаю, что, ну... вполне нормален тот уровень, который имеет место на сегодняшний день. А что касается перспективы, я думаю, что... ну, подумаем на эту тему.

ВОПРОС (ПРОДОЛЖЕНИЕ): Нормально с точки зрения Центрального банка, но не нормально с точки зрения коммерческих банков, поскольку мы вот, например, в ассоциации, постоянно сталкиваемся с этими обращениями от лица банков с просьбой все-таки ходатайствовать перед Центральным банком об увеличении лимита. Лично вот я не понимаю, в чем здесь проблема?

АКСАКОВ: Я зафиксирую сейчас на бумаге, мы сделаем обращение в Центральный банк. К сожалению, к нам, кстати, по этому поводу мало обращаются, по лимиту открытой валютной позиции.

СИМАНОВСКИЙ: Ну вот видите, обижаете депутатов.

АКСАКОВ: Не депутатов, президента ассоциации. СИМАНОВСКИЙ: А, президента ассоциации.

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, вопросы? Пожалуйста.

ВОПРОС: Уже разработан документ, который требует от банков раскрытия эффективной ставки по кредитам. А скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, это решит проблему с кредитованием, и рисками по кредитованию и будет ли ЦБ еще какие-то решения принимать?

СИМАНОВСКИЙ: Спасибо. Я еще раз должен обратиться к той же теме, что одна отдельно взятая мера, одна отдельно взятая норма не может решить весь спектр вопросов, которые существуют в той или иной достаточно широкой области, в том числе и в сфере потребительского кредитования. И в этом смысле, конечно, вот это требование по объявлению и указанию эффективной процентной ставки все вопросы решить не может. Это, ну, откровенно говоря, некий паллиатив - мы приняли решение такое требование ввести, имея в виду, ну, на
сегодняшний день отсутствие закона, положим, о потребительском кредитовании, да. Мы исходим из того, кстати, в "Бору" это говорилось, из того, что закон о потребительском кредитовании, видимо, нужен или очевидно нужен, и он должен комплексно решить все те, так сказать, вопросы, которые на сегодняшний день имеются и со стороны кредитора, и со стороны заемщика - то есть это должен быть сбалансированный закон, который должен защищать интересы обоих сторон или обеих сторон, наверное, обеих. Вот. Что касается эффективной процентной ставки, то в нашем понимании, ну, это все-таки некий шаг, некий шаг в сторону открытости банка перед заемщиком. Заемщик должен знать, сколько ему в итоге придется платить за кредит. Соответственно, мы полагаем, что это будет способствовать определенному снижению и рисков, которые принимают на себя и заемщики, и банки. Но, повторяю, это не последний шаг.

АКСАКОВ: Я переговорил с руководителями кредитных организаций, которые являются лидерами по потребительскому кредитованию в России, вы их знаете, я называть не буду. Все они поддерживают указание Центрального банка - то есть считают, что своевременная и необходимая мера.

СИМАНОВСКИЙ: Нет, ну, это на самом деле и на стадии принятия решения обсуждалось с банковским сообществом, и с ассоциациями банковскими, и с банкирами, и на самом деле мнение в этом смысле тут было единодушное, что действительно это делать нужно.

ВОПРОС: Анатолий Геннадиевич, о законе о потребительском кредитовании. Насколько я знаю, что он уже давным-давно готов, и Саватюгин там отчаянно бьется за то, что вообще как-то вот он уже дошел куда-нибудь. Но на самом...

АКСАКОВ: Он в правительстве. В правительстве, то есть согласован со всеми ведомствами. Сейчас находится в правительстве, и они после обсуждения должны внести его на рассмотрение в Госдуму. Информирую - 1 марта у нас парламентские слушания по Закону о потребкредите. Выступает Саватюгин, выступает Попова от МЭРТа. Попова будет выступать по законопроекту о банкротстве физического лица-заемщика. Вот эти два законопроекта будут обсуждаться 1 марта. И мы так договорились, что если правительство будет задерживать, то мы, с учетом вот обсуждения на слушаниях, внесем его сами в Государственную думу.

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, ваш вопрос.

ВОПРОС: Позвольте еще один вопрос господину Симановскому. Скажите, пожалуйста, проходят ли в Центральном банке или, может быть, даже в вашем департаменте надзорном какие-то прокурорские проверки по следам, что называется, письма Френкеля, учитывая, что его прокуратура допросила, какие-то сведения у него взяли и какие дальнейшие действия прокуратуры, проходят ли у вас какие-то проверки?

СИМАНОВСКИЙ: Пока нет. Пока нет. Прокурорская проверка, как известно, в Банке России прошла. Она...

ВОПРОС: Она была не связана с письмом, была другая совсем проверка, а вот именно:

СИМАНОВСКИЙ: Пока нет.

АКСАКОВ: Если по каждому письму каждого гражданина России организовывать проверки Центрального банка, то тогда только этим и будет заниматься Центральный банк.

ВЕДУЩИЙ: Так, ну, осталось два всего вопроса. Пожалуйста, ваш, и ваш будет последний. Пожалуйста.

ВОПРОС: Чем было обусловлено назначение на должность первого зама
Центробанка (...) (...)

СИМАНОВСКИЙ: Это к Сергею Михайловичу вопрос, Игнатьеву. Если, так сказать, вам нужен и мой ответ, ну, мой ответ, я считаю, что Геннадий Георгиевич самый опытный и умудренный из всех нас, и в этом смысле он наилучшим образом подходит на эту должность.

ВЕДУЩИЙ: Пожалуйста, ваш вопрос последний.

ВОПРОС: А можно два вопроса, потому что у меня к обоим выступающим? Алексей Юрьевич, можно вам задать вопрос о прогнозах, собственно, на вот по инфляции, вот на предстоящий месяц.

СИМАНОВСКИЙ: Я полностью поддерживаю тот прогноз, который официальный, который имеется на этот счет у правительства, у банка России. У меня нет своего собственного прогноза.

АКСАКОВ: Алексей Юрьевич представляет Центральный банк, поэтому он так и говорит. Я думаю, что пока что те параметры, которые заданы в проекте основных направлений денежно-кредитной политики Центрального банка, они могут быть выдержаны.

ВОПРОС: А тот уровень инфляции, который вот в январе..?

СИМАНОВСКИЙ (?): Восемь с половиной процента, я думаю, мы можем выйти на этот показатель. В январе был показатель выше, чем в прошлом году, но на это можно отреагировать так, что поскольку слишком сильно депутаты в конце прошлого года увеличили госрасходы на различные цели; поправили бюджет таким образом, что большой объем денежной массы был дополнительно вброшен в экономику. Это сработало на показатели января. Я надеюсь, что депутаты больше так не будут корректировать бюджет, а у Центрального банка хватит опыта и умения справиться с инфляцией и она будет в тех параметрах, которые заложены в основных направлениях денежно-кредитной политики.

ВОПРОС: Анатолий Геннадьевич, тогда вот вам, получается, как бы второй вопрос. По поводу, говорят очень много, что в этом году ожидается IPO банков, именно в банковском секторе. Вот региональные банки, на ваш взгляд, как они собираются принимать участие в этом процессе?

АКСАКОВ: Ну, во-первых, я, поскольку представляю Ассоциацию региональных банков, хотел бы сказать, что мы сейчас готовим такую серию обучающих мероприятий, которые будем проводить с региональными банками, и в том числе одно из направлений - как наиболее эффективно проводить IPO. Мы договорились с одной из организаций, которая, одной ведущей организацией, которая
номинирована на Лондонской бирже, она будет бесплатно также принимать - ну, они, понятно, да, они заинтересованы в том, чтобы наши банки приходили, в том числе и на Лондонскую биржу, со своими акциями - и они будут также, ну, заниматься вот обучением банков для того, чтобы это было, проводилось эффективно.

Одновременно хотел бы сказать, что вот в "Бору" обсуждалась эта тема по
упрощению проведения IPO и Центральный банк сказал, что они готовят
предложения по этом поводу, у нас уже подготовлены законопроекты,
упрощающие этот процесс. Скажем, мы с Резником уже подготовили законопроект, вот не сегодня-завтра будет внесен, он направлен на упрощение слияния, присоединения и поглощения банков. Вот там, вы знаете, есть такие законодательные проблемы, и после принятия этого закона также этот процесс упростится. Вот... То есть IPO будет, конечно, проходить. Прежде всего крупные банки на этот рынок будут выходить, но я полагаю что и средние банки в ближайшее время могут также с помощью этого инструмента увеличить свою капитализацию.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо большое за внимание. Спасибо большое нашим гостям...

РЕПЛИКА: Можно я еще задам?

АКСАКОВ: Она, она, пусть задаст. Она.

ВОПРОС: Вот недавно была опубликована информация о AСВ (?), о том, что они уже выплатили миллиард рублей пострадавшим вкладчикам. И вот на самом деле, по большому счету, о банковском надзоре, да. Проводились проверки, банки были включены в систему страхования вкладов, сейчас это уже (...). Каким-то образом вы собираетесь наказывать тех людей, которые проводили проверку вот этих банков, у которых отозваны лицензии.

СИМАНОВСКИЙ: Вы знаете... Спасибо за вопрос. ...Вы знаете, в международной практике, в том числе аудиторской, есть такой термин, подход такой - ongoing concern- то есть это сомнение, связанное с продолжением бизнеса, продолжением деятельности. Так вот, так сказать, эти оценки, они даются о том, что бизнес устойчиво может работать, на ближайший год, на 12 месяцев.

За пределами года, значит, такого рода оценки, естественно, не даются,
потому что предсказать и оценить... попытаться оценить, что будет с тем
или иным предприятием или, скажем, кредитной организацией на неопределенную перспективу просто невозможно. И в этой смысле в течение года банки, которые были приняты в систему страхования, они... значит, как бы потери вот среди этих банков, они были минимальными абсолютно, там и по деньгам, и по количеству.
Значит, дальше жизнь идет, и жизнь ставит определенные акценты. Может ставить определенные акценты. Хотя мы исходим из того и убеждены в том, что подавляющая часть банков, принятых в систему страхования, конечно, являются и на сегодняшний день устойчивыми, и ничего в данном случае серьезного произойти не может. Так что, в этом смысле у нас достаточно оптимистичный взгляд на события.

Конечно, это не значит, что мы должны расслабляться и снижать качество надзора. Наоборот, речь идет о повышении его уровня и более внимательном отношении к кредитным организациями, в том числе и к тем, которые входят в систему страхования, конечно.

ВЕДУЩИЙ: Спасибо за ваши ответы. Спасибо за интересные вопросы.

СИМАНОВСКИЙ: Спасибо.

FEDERAL NEWS SERVICE (http://www.fednews.ru/)

05.02.2007 http://www.aksakov.ru/publictext/public/id/723585.html

Док. 324465
Перв. публик.: 05.02.07
Последн. ред.: 22.06.07
Число обращений: 354

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``