В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Жуков: Доходы россиян будут расти Назад
Александр Жуков: Доходы россиян будут расти
Бюджетный процесс вступает в завершающую стадию: сегодня Госдума рассмотрит в первом чтении первый в истории страны проект трехлетнего бюджета. Россия переходит к среднесрочному бюджетному планированию, предполагающему постепенное устранение нефтегазовой зависимости экономики. Об особенностях главного финансового документа страны на 2008-2010 годы и о перспективах экономического развития России в этот период в интервью "Росбалту" рассказал вице-премьер РФ Александр Жуков.

- Александр Дмитриевич, каковы, на ваш взгляд, основные отличия нынешнего трехлетнего бюджета от бюджетов прошлых лет?

- Главное отличие в том, что это - трехлетний бюджет, принимаемый законом. Таким образом, задается ясная перспектива экономического и социального развития страны на несколько лет вперед. Это даст возможность планировать свою деятельность, заключать долгосрочные контракты не только бюджетным организациям, но и исполнителям госзаказов и инвесторам.

Содержательно, главная отличительная особенность проекта бюджета - разделение его доходов на нефтегазовые и не-нефтегазовые доходы и определение размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета. Использование концепции "не-нефтегазового баланса бюджета" позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

- В чем принципиальный смысл разделения Стабилизационного фонда на Резервный Фонд и Фонд национального благосостояния?

- Разделение Стабфонда позволит решить сразу две задачи. С одной стороны - сохранить долгосрочную макроэкономическую стабильность вне зависимости от мировых цен на энергоресурсы. С другой - качественно улучшить жизнь всех россиян. Резервный фонд, который будет сформирован из части средств Стабфонда в размере 10% ВВП, обеспечит компенсацию выпадающих доходов федерального бюджета в течение предстоящих трех лет при снижении мировых цен на энергоресурсы. Средства же Фонда национального благосостояния и дополнительные нефтегазовые доходы, которые будут поступать в случае, если цены на нефть и газ превысят прогнозный уровень, образуют Фонд национального благосостояния. Этот Фонд и будет расходоваться на решение поставленных в послании президента Федеральному Собранию стратегических задач.

- Каков будет объем Фонда национального благосостояния в абсолютных цифрах, когда он будет сформирован, и как будут расходоваться его средства в ближайшей перспективе?

- Согласно прогнозным расчетам, Фонд национального благосостояния будет сформирован к 1 февраля 2008 года в объеме 470,73 млрд рублей. При этом имеется в виду, что часть нефтегазовых доходов этого года, зачисляемая в Стабфонд в объеме до 300 млрд рублей, будет направлена в уставные капиталы Банка развития (250 млрд рублей) и Российской Венчурной компании (15 млрд рублей), а также в качестве дополнительных к предусмотренным по другим направлениям вложениям в государственной корпорацию в сфере развития нанотехнологий (35 млрд рублей). Через эти институты развития средства пойдут на реализацию стратегических проектов и программ по мере их подготовки и утверждения.

Средства сформированного по состоянию ни 1 февраля 2008 года Фонда национального благосостояния, в части доходов от их размещения, будут использоваться, в частности, для софинансирования добровольных пенсионных накоплений. Объем такого использования будет определен после принятия соответствующего закона. Кроме того, в дальнейшем, по мере пополнения Фонда национального благосостояния, его свободные средства могут служить источником покрытия дефицита пенсионной системы.

- Какими, по вашей оценке, будут темпы экономического роста в предстоящий трехлетний период, и что будет их стимулировать?

- Согласно прогнозом социально-экономического развития страны на 2008 год и на период до 2010 года, темпы роста ВВП составят в 2008 году 6,1%, в 2009 году - 6%, в 2010 году - 6,2%. Таким образом, несмотря на заложенное в прогнозе снижение мировых цен на нефть и металлы, темпы роста экономики сохранятся на достаточно высоком уровне. Причем в отличие от предыдущих лет их достижение, в основном, будет обусловлено внутренними факторами, важнейшим из которых является улучшение инвестиционного климата. Первостепенной задачей для обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста является диверсификация экономики - уход от сырьевой направленности и создание условий для опережающего развития обрабатывающих производств. Существенно увеличится инновационная составляющая роста экономики.

- За счет чего правительство намерено этого добиться?

- Одним из основных направлений решения этой задачи является устранение инфраструктурных ограничений, в том числе в части обеспечения растущей экономики энергетическими ресурсами, современной транспортной системой и связью, а также развитым финансовым сектором. Динамика инвестиций в инновационный сектор экономики определяется инвестиционной активностью частных корпораций и использованием инвестиционных ресурсов финансовых институтов развития, включая создаваемый Банк развития, Российскую венчурную компанию и формирующуюся при ее поддержке систему негосударственных венчурных фондов. Формируется комплекс инновационно-технологических федеральных целевых программ.

Предполагается, что указанные меры позволят преодолеть тенденцию относительного снижения расходов на НИОКР и повысить их уровень с 1,04% ВВП в 2006 году до 1,21% ВВП в 2010 году. Бюджетные средства не является главным источником финансирования модернизации и развития высокотехнологичных промышленных производств. Они должны стать катализатором, прежде всего, для частных инвестиций. Определенный вклад в повышение спроса окажет и более высокий рост доходов населения. За счет этого и других социальных факторов активизации экономического роста будет обеспечено от 0,13 до 0,15 процентных пункта ВВП.

- Удастся ли кабинету министров добиться еще большего прогресса по сдерживанию инфляции в среднесрочной перспективе?

- Снижение темпов инфляции по-прежнему является главной целью денежно-кредитной политики. Этому также будет способствовать сдержанная бюджетная стратегия, ограничивающая использование нефтегазовых доходов на текущие расходы бюджета. Несмотря на то, что темпы роста цен (тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (газ, электроэнергия, железнодорожные перевозки) установлены на более высоком уровне, чем в 2004 - 2007 годах, инфляция будет снижаться в 2008 году до 6%-7%, в 2009 году - до 5,5%-6,5%, в 2010 году - до 5%-6 %.

- Какие меры будут использованы для достижения намеченных показателей?

- Сдерживание темпов инфляции будет обеспечиваться растущим предложением отечественных товаров и развитием конкуренции. В прогнозном периоде ожидается существенное замедление роста цен на продовольственные товары вследствие развития конкуренции в сфере производства и реализации товаров, дальнейшего укрепления реального эффективного курса рубля. В то же время, в структуре инфляции будет увеличиваться доля платных услуг населению вследствие опережающего роста спроса на услуги по мере повышения доходов россиян.

Одним из основных факторов по укрощению инфляции будет также замедление роста денежного предложения в сочетании с замедлением скорости обращения денег. Прогнозируется снижение темпов роста денежной массы (М2) с 48,8% в 2006 году, 32%-34% - в 2007 году до 17%-19% в 2010 году. С учетом указанных тенденций уровень монетизации экономики может повыситься с 28,1% ВВП в 2006 году до 44%-46% в 2010 году.

Беседовал Илья Карлинский

http://www.rosbalt.ru/2007/05/25/297286.html

25.05.2007 г.


Док. 324418
Перв. публик.: 25.05.07
Последн. ред.: 22.06.07
Число обращений: 724

  • Жуков Александр Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``