В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Радио `Маяк`: Быть ли эротике в России? Назад
Радио `Маяк`: Быть ли эротике в России?
В Государственную Думу внесен законопроект, ограничивающий рекламу сексуальных услуг и трансляцию эротических программ в средствах массовой информации. Такое краткое сообщение передало РИА "Новости". У нас в студии - один из инициаторов этого законопроекта Владимир Мединский, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму. И Кирилл Разлогов, директор Российского института культурологии Министерства культуры Российской Федерации. Надеюсь, что мы с вами вдвоем будем оппонировать. В чем суть предлагаемого законопроекта?

МЕДИНСКИЙ: Законопроект очень короткий, буквально на двух страничках. Первое предложение: предлагается внести в только что вступивший в силу "Закон о рекламе" с 1 июля одно маленькое дополнение. Реклама сексуальных услуг осуществляется только в специализированных средствах массовой информации (есть такие специализированные журналы "Клубничка", "Малинка" и так далее), которые у нас по "Закону о СМИ" имеют ограниченное хождение (продаются не везде, их нельзя в школьном ларьке продавать), либо на телеканалах с кодированным доступом. Сейчас у нас на многих развлекательных молодежных телеканалах, чем ближе к вечеру, тем хуже: секс по телефону, мальчик ждет мальчика, мальчик ждет девочку, позвони мне, позвони, какие-то SMS-чаты просто потоком. Все это, в принципе, как везде в мире, и любой профессиональный рекламщик это знает, должно уйти в специализированные СМИ, либо в телеканалы закрытого кодированного доступа. Потому что получается довольно нелепая ситуация, когда у нас проституция в стране как бы запрещена (я говорю как бы, потому что прекрасно понимаю, как и вы, всю ханжескую сущность этого запрета), но при всем при этом реклама интимных услуг разрешена. В то время как во всех европейских странах, я прочитал законодательства от Англии до Австралии, везде реклама сексуальных услуг либо полностью запрещена, либо ограничена. Потому что все-таки это пропаганда порока. Это первый пункт законопроекта. Второй пункт законопроекта, он может быть, несколько спорный, но мы специально его поставили в острой формулировке, чтобы вызвать, по крайней мере, общественную дискуссию на эту тему.

- Уже вызвали, безусловно.

МЕДИНСКИЙ: Второй пункт законопроекта - это поправка к 37 статье "Закона о СМИ" (кстати, замечательный закон, великолепный, демократический, либеральный и править его особо, я считаю, совершенно не нужно; не все, к сожалению, так считают), которая называется "Эротические программы". По закону о СМИ, принятому в декабре 1991 года, вспомните, какие это были времена замечательные, эротические программы у нас на телевидении разрешены с 11 вечера. К сожалению, данной нормой некоторые телеканалы сильно злоупотребляют. Во-первых, у нас страна с 11 часовыми поясами, поэтому где-то это 11 вечера, где-то это не 11 вечера. Проконтролировать это исполнение очень тяжело. Вчера уважаемый коллега, тоже телевизионный критик, рассказывал мне, что он случайно увидел своего ребенка, смотрящего днем телепрограмму "Окна", была такая, не помню на каком канале, в ужасе выключил телевизор, а это день, не 11 вечера. Так что любой запрет относительный во времени, всегда очень плохо соблюдается. Поэтому мы предложили так называемые эротические программы вообще убрать из открытого бесплатного эфира, убрать их в телеканал так называемый с кодированным доступом. Это либо платное телевидение, или надо купить декодер, дешифрователь поставить, кстати, очень недорогое приспособление.

- Когда говорят не дорогое, почти реклама. Люди, не отчаивайтесь, у вас будет способ все это посмотреть!

МЕДИНСКИЙ: Конечно, в данном случае родитель, взрослый, глава семьи должен принять решение поставить этот декодер. Чтобы его дети имели возможность это смотреть. Или поставить декодер, но пульт спрятать, чтобы они могли смотреть любое телевидение кроме этого. А это только с его разрешения. То есть, пусть решение принимает семья. Ведь у нас все-таки разные семьи. Мы не Германия, и не Голландия. И где-то это вызывает возмущение, а где-то вызывает у родителей просто бешенство, что идет по телевидению. У нас мусульман много в стране, и, в общем-то, православные, христианские каноны тоже, мягко говоря, это не приветствуют.

- Когда мы обсуждаем эту тему, исходим из того, что если по телевидению показывают, или это напечатано, то это наносит непоправимый урон нравственному здоровью нации. Если исходить из исследований ученых, которые исследуют культуру, это действительно так? Может быть, в этом месте уже мы не по той дороге идем в своих рассуждениях?

РАЗЛОГОВ: Если исследовать культуру, то легкостью можно обнаружить, что в разных культурах в разные эпохи, в разное время какие-то вещи были допустимыми, какие-то вещи были недопустимыми. Недопустимые, как правило, становились допустимыми. Если мы сравним то, что сейчас в мире принято, с викторианской Англией, мы увидим, что огромное количество вещей, которые сейчас никто не замечает, тогда были абсолютно не реальными. Это не значит, что их не было в жизни. Когда-то я путешествовал по Ферганской долине, и мне рассказывали, что, конечно, мусульманки прикрываются, но что они творят своими шароварами, это вам трудно себе представить. Я завидовал. Есть реальная жизнь, есть образ реальной жизни, который дают кино, телевидение, искусство, средства массовой информации. А есть довольно сложные взаимодействия между тем и другим. Есть реальная психология людей.

Что касается насилия, то есть исследования, которые доказывают, что демонстрация насилия реально воздействует, как руководство к действию на 10 процентов населения, из которых 5 процентов вместо того, чтобы совершать убийства, идут смотреть телевизор, а 5 процентов под воздействием телевизора идут совершать убийство. То есть на больших социальных массивах эти два элемента взаимно уничтожают друг друга. В целом, мы сильно преувеличиваем воздействие средств массовой информации, когда речь не идет о поведении избирателей, а когда речь идет о глубинных социально-психологических процессах, я думаю, все-таки это ни в коей мере не сравнимо с реальной жизнью. Ни в коей мере нельзя сказать, что вот посмотрел, и на тебя подействовало так же, как если бы ты в этом поучаствовал в реальности. Конечно, реальная жизнь тяжела. Нужна какая-то разрядка. Формой этой разрядки в классическую эпоху был в нашей стране алкоголизм. Для старших поколений он таковым и остается. Формой этой разрядки для молодого поколения сегодня - это токсикомания и еще более наркомания, которую очень трудно считать приемлемой в таких крайних формах. Только Нидерланды делают какие-то шаги по легализации этого. Хотя были культуры в истории, которые всякие препараты, выводящие за пределы обыденного сознания не только почитались, как великое благо, но и на их основе объявлялись святые, объявлялись лидеры сообществ, которые владели этим исключительным искусством.

- Но нам-то приходится жить здесь и сейчас. И соответственно депутатам, представителям закона, исходя из той конкретной ситуации, которая складывается сегодня в России.

МЕДИНСКИЙ: И, исходя из той общественной потребности, которая формулируется, которая явствует из многочисленных обращений к депутатам, писем, звонков, требований избирателей и так далее. Я в какой-то степени считаю себя специалистом по рекламе, я вам скажу, что отрицать того, что реклама не просто отражает общество, а в значительной степени формирует общественное поведение, и тем более, не рекламное печатное слово пропагандистское может сформировать общественное поведение, этого отрицать нельзя ни в коей степени.

РАЗЛОГОВ: Я думаю, что печатное слово сегодня не формирует ровным счетом ничего, поскольку процент людей читающих настолько минимален, настолько ни на что не влияет.

- Мы теперь под печатным словом понимаем и картинку на телеэкране.

МЕДИНСКИЙ: Тех, кто слушает, тех, кто смотрит. Вот эти медийные штампы, они, конечно, формируют поведение населения. Опять же, скажу, ведь мы не предлагаем ничего запретить. Все пишут: "Госдума запретит секс по телефону" и так далее. Это, конечно, яркие печатные заголовки, чтобы привлечь читателя на один процент больше, чем читают сейчас, и журналистов здесь понять можно. Но, по сути, мы ничего не запрещаем. Мы просто предлагаем сделать доступ к определенной информации, которая вызывает у 90 процентов населения раздражение и моральный дискомфорт, сделать этот доступ чуть более ограниченным. В первую очередь, ограниченным для детей и подростков. Объясню опять же, почему. Ведь реклама, возьмем одну из так называемых сексуальных услуг - секс по телефону. До той поры, пока в основном она шла через стационарные телефоны, у нас в стране эта услуга не продвигалась. Ну, представьте себе, кто пользователи? Главным образом, пользователи подростки, ну, охранники фирм, которым по ночам делать нечего. Вот подросток позвонит из дома, потом придет вот такой счет, потом папа спросит, а ты куда звонил, гаденыш?

- И разъяснит ему вредность этого деяния.

МЕДИНСКИЙ: Поэтому никто этим не пользовался. А как только мобильные телефоны стали нормальным обиходным инструментом, и у каждого первоклассника, потому что родители беспокоятся о нем, если родители могут позволить этот мобильный телефон, чтобы узнать, когда он пришел из школы домой, вот тут-то все это стало абсолютно бесконтрольным. Потому что понять, за что у тебя счет, невозможно толком, отследить все эти SMS-чаты, эротические тоже невозможно, и "бизнес", в данном случае эротический, моментально на это отреагировал, моментально поперла программа, потому что моментально появился спрос. И сидит подросток в школе и ведет эротический SMS-чат; пусть лучше задачки решает. А если родители это ему разрешат, дадут возможность ему это разрешить... На самом деле, это не нравственность, это деньги на безнравственности. Ничего более.

РАЗЛОГОВ: Вот один маленький пример. Сидит подросток в школе, и глазеет под юбку соседке. Что лучше, что хуже, не знаю. Или сидит девочка в школе и показывает какую-то часть своего тела, которую не положено показывать. Это все в школе широко распространено: Раньше, чтобы этого избежать было раздельное обучение. Я еще учился несколько лет такой школе. Потом почему-то обучение перестало быть раздельным и все это безобразие вылезло на первый план.

- А здесь вот то, о чем только что сказал депутат Мединский. Не эротика, или нравственность, а деньги, помните, как Хазанов сказал, мы тоже были молодые, но чтобы за деньги?! Вот это вызывало возмущение. У меня есть одно сомнение, с которым я никак не могу справиться. Где та грань, которая позволит оставить в эфире общедоступных каналов шедевры мирового кинематографа, в которых есть эротические сцены? Где та грань, которая позволит депутатам или еще каким-то контролирующим органам, например, не привлечь какой-нибудь канал за то, что он показывает эти самые фильмы и убрать его из общедоступного доступа? Хотя помимо этого фильма есть аналитическая программа и где звучит отличное от главного мнение.

МЕДИНСКИЙ: Очень правильный вопрос, он относится ко второй части законопроекта, потому что с первой все понятно. С первой частью запрет рекламы сексуальных услуг, тут даже дискуссии не возникает...

... Во второй части законопроекта, конечно, вопросы есть. Где грани? Во-первых, понятие эротическая программа по закону о СМИ, тому самому либеральному, довольно четкое. Это программа, которая систематически эксплуатирует интересы к сексу. То есть это ни в коем случае не отдельно взятый художественный фильм. Во-вторых, опять же, по этому закону выносились предупреждения неоднократно разного рода телеканалам по тем или иным нарушениям закона о СМИ, и они каким-то образом свой контент, содержание телеканала в зависимости от предупреждений изменяли, но не было ни одного прецедента за 13 лет.

Радио Маяк
04.07.2006
http://medinskiy.ru/content/view/578/55/
viperson.ru

Док. 324180
Перв. публик.: 04.07.06
Последн. ред.: 21.08.12
Число обращений: 414

  • Мединский Владимир Ростиславович
  • Разлогов Кирилл Эмильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``