В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Президент или премьер? Назад
Президент или премьер?

Президент или премьер?Штрихи к политическому портрету Дмитрия Медведева

На прошлой неделе помощник президента РФ Игорь Шувалов, находясь в Вашингтоне, заявил о том, что на российской политической сцене может появиться неожиданный персонаж, который и станет преемником Владимира Путина. Правда, большинство экспертов уверены: видимость дополнительной интриги нужна Кремлю для того, чтобы на Западе не спешили делать ставку на нового политика. А основными кандидатами в президенты по-прежнему остаются Дмитрий Медведев и Сергей Иванов.

Фаворитом "гонки преемников" до последнего времени считался именно Медведев, "стартовавший" первым, а его коллегу рассматривали как "запасного" игрока. Но в феврале бывший министр обороны сравнялся по статусу с первым вице-премьером Медведевым и даже стал оттеснять его в информационном пространстве (правда, пока ни один не подтвердил свое намерение баллотироваться в президенты).

Если у Сергея Иванова - вслед за Путиным - в публичных выступлениях все больше звучат "геополитические" мотивы, то риторика Дмитрия Медведева оседает в таких вязких материях, как ЖКХ или демографическая проблема. Тем не менее вряд ли корректно говорить о том, что политическая капитализация Дмитрия Медведева снизилась. Возможно, она просто стала оптимальной - как раз такой, как и рассчитывали в Кремле.



Политик от кафедры

Дмитрий Медведев относится к узкому кругу наиболее близких Владимиру Путину политиков. Кроме того, он один из самых молодых деятелей в президентском окружении. Медведев родился в Северной столице в 1965 году. Его отец, Анатолий Афанасьевич, был профессором Ленинградского технологического института им. Ленсовета. Мать, Юлия Вениаминовна, филолог, преподавала в Педагогическом институте им. Герцена.

После школы Дмитрий поступил на престижный юридический факультет ЛГУ им. Жданова. В студенческие годы судьба свела его с Анатолием Собчаком, читавшим лекции на кафедре гражданского права. Весной 1989-го Собчак баллотировался в народные депутаты СССР, и Дмитрий Медведев участвовал в его избирательной кампании.

В июне 1990-го кандидат юридических наук Медведев вошел в группу помощников Анатолия Собчака - председателя Ленсовета. Через год он перешел юридическим экспертом в мэрию Петербурга, а именно - в Комитет по внешним связям, во главе которого стоял Владимир Путин. В книге "От первого лица" президент вспоминает, что кандидатуру Дмитрия Медведева ему порекомендовали именно юрфаковцы. Став впоследствии советником первого вице-мэра Путина, Медведев, по некоторым данным, занимался в основном правовым оформлением экономической деятельности петербургских властей.

О возможной работе Медведева в спецслужбах ничего не известно. Зато, согласно информации, попавшей в СМИ, в 1990-е Дмитрий Медведев занимался частным правовым консультированием, работал директором по юридическим вопросам на российско-швейцарском лесопромышленном предприятии и занимал высокие посты в связанных с ним структурах. Во второй половине 1990-х Медведев порвал с холдингом - "из-за несогласия с методами ведения дел в его руководстве".

В 1996-м, после поражения Анатолия Собчака на выборах, практикующий юрист покинул мэрию и плотнее занялся теорией в стенах родного СПбГУ (имя Медведева можно найти среди соавторов университетского учебника по гражданскому праву).



Из Петербурга в Москву

Перелом в политической биографии Дмитрия Медведева наступил в ноябре 1999 года, когда возглавивший Кабинет министров Владимир Путин пригласил земляка-доцента в Москву - на должность замруководителя аппарата правительства (руководителем был другой юрист из Петербурга - Дмитрий Козак). Этот "большой" старт заметно отличался от пути, по которому пришел в федеральную политику Сергей Иванов. Назначенный тогда же секретарем Совбеза РФ, Иванов в свои сорок шесть лет имел за плечами большой опыт службы во внешней разведке. Медведев к тридцати четырем годам успел попробовать себя на разнообразных поприщах, в том числе и в госслужбе, но амбициозного политического замаха в его активности тогда не просматривалось.

По воспоминаниям главы государства, первоначально место Медведева виделось ему в Федеральной комиссии по ценным бумагам. Однако 31 декабря и.о. президента назначил проверенного соратника по мэрии заместителем Александра Волошина, руководившего администрацией президента. В феврале - марте 2000-го Дмитрий Медведев возглавил официальный предвыборный штаб Владимира Путина. И уже в июне избранный президент повысил Медведева до первого замглавы АП. Безусловно, продвижение Медведева по линии ключевого ведомства Кремля было на сто процентов политическим ходом, хотя в новом кресле Дмитрий Анатольевич занимался во многом формальными вопросами - составлением рабочих графиков, организацией визитов президента. Кроме того, ему было поручено провести систематизацию правовых актов, регламентирующих деятельность чиновников в рамках подготовки административной реформы.

Одной из главных задач, возложенных на Медведева, стало утверждение "государственной длани" в "Газпроме". В июне 2000-го он стал председателем совета директоров компании вместо Виктора Черномырдина. А в мае 2001 года председателя правления "Газпрома" Рема Вяхирева, снискавшего славу "монополиста в монополии", заменили Алексеем Миллером - еще одним выходцем из мэрии. В июне 2002 года Дмитрий Медведев утвердил свои позиции наблюдателя и проводника политики Кремля в важнейшей стратегической компании страны.

Это направление работы, не отличающейся публичностью, сохраняется за ним до сих пор. Структурные изменения компании за последние годы (приобретение контрольного пакета акций государством, либерализация рынка, повышение капитализации в несколько раз), запуск крупных инвестиционных проектов в России и проникновение "Газпрома" на зарубежные рынки, переход на рыночные цены расчета со всеми контрагентами, сопровождавшийся "газовыми войнами", а также увеличение социальной нагрузки монополиста - все это в определенной степени можно записать и на счет Медведева. Учитывая эволюцию "Газпрома", ряд экспертов считают его подвижником госкапитализма в России, с чем сам политик категорически не соглашается.

По версии некоторых политологов, за конкуренцией между "Газпромом" и Роснефтью за энергоактивы стоит личное противостояние Дмитрия Медведева и замглавы администрации президента Игоря Сечина. Впрочем, подобные предположения из области околокремлевских мифов невозможно ни доказать, ни опровергнуть - совершенно в кантовском духе.


Умеренность и аккуратность

В 2002 году Медведев был направлен представителем президента в Национальный банковский совет, через год - введен в Совет безопасности РФ. Волошина, символизировавшего один из последних оплотов ельцинской "Семьи" на новом политическом ландшафте России, Дмитрий Медведев сменил 30 октября 2003-го. Этот переход знаменовал собой окончательное "наступление" путинской команды. Причем - как старалась подчеркнуть власть - наступление мягкое, интеллигентное и деликатное. Вокруг Медведева постепенно начал формироваться ореол умеренного, аккуратного и сдержанного политика.

Примечательно, что буквально через несколько дней после его назначения, 2 ноября, произошло одно из самых громких и знаковых событий первого президентского срока Владимира Путина - был арестован владелец НК "ЮКОС" Михаил Ходорковский. При этом Медведев неожиданно выступил на нескольких федеральных телеканалах, высказав сомнение в юридической эффективности и экономической целесообразности такой меры. Любопытно, что спустя почти четыре года - в своем последнем послании Федеральному собранию - Владимир Путин назовет доходы от продажи активов ЮКОСа дополнительной базой социальных проектов, порученных тому же Медведеву. Но тогда для общественности - и не в последнюю очередь западной - была исполнена либеральная партия, призванная предъявить вполне "цивилизованные" взгляды внутри кремлевских групп влияния.

В то же время фигура Дмитрия Анатольевича отразила появление нового феномена в российской политике, когда персонажи из ближайшего окружения президента не просто выполняют некие задачи, но выражают политическую функцию от той формулы власти, с которой отождествляется сам глава государства. Действующие лица политического процесса трактуются довольно однозначно. Журналисты и эксперты быстро сошлись в том, что Иванов являет собой силовое, государственническое "альтер эго" главы государства, а Медведев - законническое, либеральное, вестернизированное. Ярче всего такое разделение ролей проявилось в начале этого года. В конце января Дмитрий Медведев выступил на международном экономическом форуме в Давосе, рассказав мировой бизнес-элите об инвестиционной привлекательности новой России, которая будет добиваться уважения к себе "не силой, а ответственным поведением и успехами". Сергей Иванов несколькими днями позже напомнил в Мюнхене военно-политической элите Запада о российских стратегических вооружениях.

По новым канонам один из политиков команды президента должен не только максимально разделять взгляды главы государства, но и быть на него типологически предельно похожим. Народное творчество обрисовало эту особую нишу ёмким выражением "такой, как Путин". И Дмитрий Медведев активно примеряет "переходящую харизму" действующего президента - вплоть до совпадений с Владимиром Путиным в интонации, лексических особенностях и мимике. То есть образ Медведева дает зримую надежду на преемственность курса Владимира Путина (вне зависимости от того, кто действительно станет президентом России), а потому повышает "социальный оптимизм" россиян (выражение самого Медведева).

Для бизнес-сообщества России Медведев является консенсусной фигурой не благодаря имиджу, но в силу более практических обстоятельств: Медведев обещает стать гарантом сложившихся условий хозяйствования. Он выступает против пересмотра итогов приватизации, а также за сохранение единой ставки подоходного налога. В социально-экономической сфере Медведев не приветствует излишний патернализм и ратует за умеренное участие государства в экономике (преимущественно - в стратегических отраслях).

Между тем о политических взглядах Медведева известно не так много. Хотя первые "вылазки" в пространство публичной политики и, следовательно, риторики Дмитрий Медведев начал совершать еще в должности главы АП. Однажды политик высказался в пользу партийности президента, правда, оговорившись, что наше общество к этому пока не готово. Кредо Медведева - "сохранение эффективного государства в существующих границах". Новая система избрания губернаторов, по его мнению, обеспечивает "единство исполнительной власти в масштабе России" и ее эффективность. При этом доводы первого вице-премьера порой выходят за пределы чистого права. Так, Медведев утверждает, что конструкция нашей политической жизни стала "более прагматична, ближе к нынешнему российскому государственно-политическому мышлению".

В то же время Медведев не устает признаваться в нелюбви к концепции "суверенной демократии" Владислава Суркова. По мнению Медведева, суверенитет и демократия - категории, лежащие в совершенно различных плоскостях, а "игра в термины" всегда ведет к упрощению: "Если к слову "демократия" приставляются какие-то определения, это создает странный привкус. <...> Особенно в комментариях некоторых наших партнеров". На иностранных партнеров Дмитрий Медведев ориентируется постоянно. Его речь изобилует красивыми понятиями - "технологический креатив", "новые стандарты социального развития", "инвестиции в человеческий капитал". Этот джентльменский набор формул связан с главной идеей Медведева - "приоритетными национальными проектами" (ПНП).


Медведев на хозяйстве

Когда 14 ноября 2005 года Путин перевел Медведева в правительство, была нарушена сложившаяся административная схема. До того премьер-министру полагался всего один заместитель. Эта ставка сохранялась и теперь, но специально под Медведева создавалась особая должность - первый вице-премьер. Ему отводилась особая сфера деятельности и возможность самостоятельно определять направления работы. Под нее сразу выделялись значительные средства (нацпроекты предполагают финансирование в размере 5-10% от бюджетных затрат на соответствующую отрасль). Первый вице-премьер получал в распоряжение и собственный административный ресурс: в марте 2006-го аппарат правительства пополнился 13-м подразделением - Департаментом по приоритетным национальным проектам. Дмитрий Медведев не просто превращался во второго человека в кабинете министров, но фактически становился главой "параллельного" правительства. Сергей Иванов получит в распоряжение аналогичные ресурсы лишь более чем через год.

После этого назначения кабинетный аппаратчик Медведев стремительно вошел в обойму главных политических ньюсмейкеров страны. Правда, в самом начале "гонки преемников" казалось, что - подобно Сергею Иванову на посту министра обороны - он обречен на крайне низкий рейтинг, поскольку получил "в нагрузку" такие депрессивные или, по меньшей мере, проблемные отрасли, как здравоохранение, сельское хозяйство, образование, а также пресловутый "квартирный вопрос". Однако эти прогнозы не оправдались.

Медведев был автоматически выведен "из-под удара". Совет по реализации ПНП, созданный осенью 2005-го, возглавил непосредственно президент, а к первому вице перешли "кураторские" функции. Так что в случае провала на любом из направлений виноватым оказался бы законодатель, федеральный министр, региональный чиновник и лишь в последнюю очередь - сам Медведев.

Куратор нацпроектов предстает прогрессивным чиновником-менеджером, который борется с инертностью устаревших управленческих подходов. Правда, стратегии ПНП вырабатываются в тех же ведомствах, что и обычные федеральные целевые программы (ФЦП). Но Дмитрий Медведев не раз объяснял, что между ФЦП и ПНП существует принципиальная разница. Нацпроекты предполагают концентрированное решение наиболее острых проблем с позиций кризисного менеджмента. Это означает предметное определение локальных проблем и концентрированные денежные вливания в ограниченные сроки. ПНП осуществляются в режиме "ручного управления", с максимальным подключением административного ресурса, ускоренным принятием необходимых правовых актов, непрестанными селекторными совещаниями и поездками первого вице-премьера по регионам, благодаря которым он превратился в "ревизора" национального масштаба. "Вести с полей", ставшие неотъемлемым атрибутом новостных выпусков, призваны подчеркивать стабильность социально-экономической ситуации в стране и работать на тот же "социальный оптимизм".

Совершенно очевидно, что в новой должности многие социальные проблемы стали для Медведева гораздо менее отвлеченными. Он является одним из немногих российских политиков, который знает все про пренатальный скрининг, широкополосный интернет, малоэтажное строительство и фермерские хозяйства. А с недавних пор первый вице-премьер лично отчитывается за демографическую ситуацию в стране, фактически названную пятым нацпроектом.

Подчеркивая многогранность ПНП, Дмитрий Медведев при этом всячески дает понять: нацпроекты - это по своему замыслу лишь "фрагменты работы", которая "не затрагивает сразу же базовые вещи", а является "сигналом, который государство послало в ключевые, самые болезненные сферы нашей жизни". Но тогда ПНП априори не могут быть провальными, потому что не претендуют на качественное, структурное изменение ситуации в выбранных сферах. Та же философия лишает ответственную деятельность Медведева известной амбициозности. В отличие от Сергея Иванова, который позиционировал себя именно как реформатор армии, Дмитрий Медведев отказывается от подобной постановки вопроса, предпочитая говорить всего лишь о "новом направлении развития социальной сферы".

"Целеуказание", "импульсы", благодаря которым общественные инициативы начнут прорастать сами собой, - с помощью этих формул Медведев выводит "дао" новой социально-экономической политики, направляющей граждан на верный путь, но отвергающей чрезмерную государственную опеку и вмешательство в естественные рыночные процессы. Она действительно приносит определенные плоды, что подтверждает статистика нацпроектов. Между тем повышенное внимание к инструментарию и поискам рациональных принципов распределения средств пока оставляют в стороне сущностные вопросы.

Это хорошо видно на примере образовательного проекта, который сосредоточился на массовой интернетизации школ, поощрении частного целевого капитала ("эндаументов") и экспериментах с новыми организационными формами (автономными учреждениями). В то же время он не затрагивает стандарты образования в масштабе всей страны, которые и вызывают у специалистов наибольшую тревогу. Не способствует проект и повышению социального престижа низкооплачиваемой профессии преподавателя. По убеждению Медведева, единовременное повышение зарплат в социальной сфере "бесперспективно" - правильнее выделять гранты "наиболее способным учителям" (так называемая ставка на лидеров).

В феврале этого года Медведева целенаправленно "бросили" на реформирование жилищно-коммунального хозяйства (изначально заботы первого вице-премьера на эту сферу не распространялись). А в апреле Владимир Путин уделил ЖКХ существенное внимание в своем послании и объявил о том, что нацпроект "Доступное и комфортное жилье" разрастается в масштабную госпрограмму, заложив под нее не менее 250 миллиардов рублей. По сути, значительная часть президентского выступления стала "ценными указаниями" для будущего правительства. И, судя по узловым сюжетам, его главным адресатом был именно Дмитрий Медведев.

Получилось, что нацпроекты, с которыми Медведев когда-то выступил как потенциальный преемник президента, со временем "заземлили" его политическое амплуа. На последнем экономическом форуме в Санкт-Петербурге он выступал уже как чистой воды хозяйственник и потенциальный премьер, рассуждая о конвертируемости рубля, перспективах транспортных коридоров и крупных городских агломераций.

Если предположение о его будущем премьерстве верно, то в России после 2008 года может сложиться ситуация, когда и президент, и глава правительства - до того независимые друг от друга политические фигуры - будут ставленниками предыдущего главы государства. Нечто подобное уже было в начале путинского президентства. Тогда конструкция оказалась неустойчивой, хотя и продержалась довольно долго. Теперь оба политика будут выходцами из одной команды, что является предпосылкой для эффективной работы, но не исключает неожиданных поворотов.

Поскольку окончательные карты еще не раскрыты, Дмитрий Медведев все же остается одним из вероятных кандидатов на президентское кресло. Среди его информационных ресурсов - влияние в "Газпром-медиа" и руководство Комиссией по развитию телерадиовещания (с мая 2006 года), которая координирует деятельность федеральных органов власти "по сохранению единого информационного пространства". Кроме того, в последнее время Дмитрий Медведев продвигает идею телеканала "Право ТВ" под эгидой Ассоциации юристов России (где состоит в президиуме и является председателем попечительского совета). Кстати, недавно АЮР утвердила свое право предварительно согласовывать назначения на высшие судебные посты в государстве. А взаимодействие с органами судебной власти и прокуратуры входит в непосредственные обязанности Медведева.

Как бы то ни было, до сих пор Дмитрий Медведев оставался идеальным дублером Владимира Путина, выражая собой стабильность сложившейся социально-политической системы. И если бы Дмитрия Медведева не существовало, его, бесспорно, следовало бы придумать. Не менее очевидно и то, что после 2008 года системе потребуется подобный публичный деятель на уровне высшего госуправления. Так что если Дмитрий Медведев все-таки рассчитывает на кресло президента, ему, несомненно, настало время вплотную заняться поисками собственного преемника.

ДОСЛОВНО

Из выступлений Дмитрия Медведева:

- Являясь частью европейской экономики и, соответственно, мировой экономики, мы должны принимать правила, сложившиеся в Европе и во всем мире.

- Считать, что у России особый путь и собственный набор вызовов, мне кажется, абсолютно наивно.

- Ни одно из основополагающих начал нашей Конституции за последние годы не подверглось никакому ограничению.

- При развитой политической системе, где существует несколько крупных политических партий, президент должен быть партийным. <...> Говорить же сейчас о том, что президент должен обязательно "выйти из шинели" какой-то одной партии, пусть даже очень просторной, преждевременно.

- Ключи к долгосрочному росту российской экономики <...> - это диверсификация, <...> создание современной инфраструктуры, <...> вложения в человеческий капитал.

- Восточное направление развития России критически важно. <...> Пустоты в этой части страны должны решительно заполняться. Иначе на Дальнем Востоке будут царить холод и запустение. Или развивать его будем уже не мы.

- Налоги должны быть настолько низкими, насколько это возможно в текущий момент, причем для всех.

- Государству в одиночку не справиться с бедностью. Кроме того, это закрепляет вредные патерналистские подходы в головах у людей. <...> С подобной психологией мы будет бороться.

- Модель, где одномоментно происходит повышение зарплаты для всех, бесперспективна. <...> Уравниловки больше не будет. Господдержку получит только лучший.

- Национальные проекты - это своеобразная оферта со стороны государства, обращенная к гражданскому обществу. А уже гражданское общество должно определить, акцептует оно ее или игнорирует.

- Благодаря приоритетным национальным проектам, наша большая страна пришла в движение.

- Я за последний год стал значительно большим оптимистом, как это ни парадоксально звучит из уст первого заместителя председателя правительства.

- Я пока способен отличить, когда траву, что называется, покрасили перед моим приездом. Такое, конечно, тоже бывает.

- Я на государственную службу не стремился, жил себе, занимался своими делами, мне это все нравилось, и, по-моему, кое-что даже получалось.

- Президенту Путину удалось не только стабилизировать ситуацию в стране, но и создать основу для ее интенсивного развития. И любой человек, пришедший на смену, как минимум должен эту ситуацию не испортить.

МНЕНИЯ

1. Способен ли Дмитрий Медведев выиграть президентские выборы в сравнении с другими кандидатами?

2. Обладает ли Дмитрий Медведев необходимыми качествами для занятия должности президента?

3. Какие новые краски в институт президентства внесет Дмитрий Медведев, если станет главой государства?

4. Кем скорее может стать Дмитрий Медведев в 2008 году: президентом или премьер-министром?


Сергей Марков, директор Института политических исследований:

1. Способен. Прежде всего Дмитрий Медведев располагает таким ресурсом, как доверие Владимира Путина. Он современный, позитивный политик. Правда, Медведев демонстрирует чрезмерную прозападность и некоторую мягкость, которая не всегда привлекает избирателей.

2. Обладает. Это менеджерские способности, чувство ответственности, большой опыт работы в команде, на государственной службе. В должности первого вице-премьера Медведев хорошо узнал страну, у него появилось больше уверенности.

3. Мягкость. И без сомнения, более прозападный курс. Кроме того, Медведев уже сейчас делает чрезмерный акцент на рынок и деньги, призывает реформировать в этом русле сферу социального вспомоществования.

4. Шансы стать премьером у Медведева даже, наверное, выше. И это назначение с восторгом будет встречено мировыми инвесторами.


Дмитрий Орешкин, руководитель аналитической группы "Меркатор":

1. Маловероятно. Сейчас общественное мнение настраивают на жесткость будущего лидера, его способность дать отпор "врагам". Стратег "с холодной головой и горячим сердцем". Такая повестка с легким уклоном в ретросоветскую милитарность, но не в либерализм, сформирована явно не под Медведева.

2. Дмитрий Медведев - опытный политик, в хорошем возрасте. Нацпроекты ставят перед ним трудные задачи, которые решаются хотя и не блестяще, но уверенно и последовательно. И стране требуется именно квалифицированное, спокойное, мягкое руководство.

3. Медведев не совсем харизматичная личность. Но, возможно, поэтому в его политике будет меньше "подвигов", но больше эффективности и мягкости. Медведев много занимается региональными проблемами и мыслит в пространственном смысле более широко, чем люди "вертикальной власти". Это означало бы уменьшение роли централистских проектов и уклон в федерализм.

4. Пока Медведев не проявляет всеобъемлющего властолюбия, характерного для человека номер один в стране. Правда, умные политики скрывают его, пока не захватят власть. Но не исключено, что из двух "штатных" преемников сформируют тандем, в котором Медведев выступит в качестве премьера (впрочем, все это условные предположения).


Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:

1. В начале реализации нацпроектов электоральный потенциал Дмитрия Медведева был выше. Но эта эффективная пиар-программа стартовала слишком рано. Сегодня фигура Сергея Иванова (из двух предлагаемых кандидатур) кажется предпочтительнее. Если же оценивать шансы Медведева вне связки с Ивановым, а на фоне всех возможных претендентов (включая представителей от демократической и радикальной оппозиции, а также Зюганова и Жириновского), то при определенных условиях Медведев может получить преимущество. Это отсутствие других кандидатов от действующей власти, явно выраженная поддержка со стороны президента и концентрация организационных, технологических и финансовых ресурсов. Кроме того, Медведеву надо избавляться от экспертного имиджа, демонстрировать большую жесткость и решительность.

2. С точки зрения компетентности и опыта работы на различных должностях в сфере федерального госуправления - обладает.

3. Медведев уступал бы Владимиру Путину по популярности, как, впрочем, любой новый лидер. Ему был бы свойственен больший технократизм, но вряд ли от него можно ожидать новых политических красок. Стиль Медведева характеризовался бы высокой предсказуемостью, стабильностью и ясностью в определении внешне- и внутриполитических приоритетов.

4. Должность премьер-министра подходит Медведеву больше. Другое дело, что на нее тоже есть претенденты. Например, Сергей Нарышкин с точки зрения его эффективности как управленца был бы предпочтительнее. Но это уже вопрос конкретных кадровых решений.



Виталий Третьяков, главный редактор "Московских новостей":

1. В этом смысле у него меньше шансов, чем у Сергея Иванова. Например, я не уверен, что в первом туре Дмитрий Медведев наберет больше голосов, чем Геннадий Зюганов. Медведев слишком моложав для достаточно консервативного российского избирателя. И слишком либерален по риторике.

2. У него очень мало опыта во внешней политике - ею он фактически не занимается и сегодня. Медведев не входит в число публично известных на международной арене людей, не имеет давних связей и знакомств в мировой правящей элите. Тут тоже выигрыш на стороне Сергея Иванова, которому должность министра обороны позволила всё это приобрести.

3. Путинская линия будет проводиться и Медведевым, но в более интеллигентной форме. Он не будет обещать "мочить в сортире" или предлагать кому-либо "сделать обрезание". Вообще "интеллигент" во главе России - это трагедия. Сергей Иванов тоже интеллигентен, но он умеет это не демонстрировать, а когда нужно - отбрасывает интеллигентность вовсе. А из Медведева интеллигентность так и прёт. Даже когда он ругает (ни разу этого не слышал), а точнее, критикует подчиненных.

4. Я исхожу из того, что на 90% дело решено: Сергей Иванов президент (кнут, но местами мягкий), Дмитрий Медведев - премьер-министр (пряник, но временами жёсткий).

No24 за 2007 год (22.06.2007)     МН-События Политика
Екатерина Забродина

http://www.mn.ru/issue.php?2007-24-7

Док. 324170
Опублик.: 22.06.07
Число обращений: 1678

  • Медведев Дмитрий Анатольевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``