В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Мединский: Наружной рекламе грозят лимиты Назад
Владимир Мединский: Наружной рекламе грозят лимиты
В конце прошлой недели группа депутатов под руководством Владимира Мединского внесла в Госдуму поправки к закону "О рекламе". Они запрещают уполномоченным органам власти выдавать разрешения на установку рекламных конструкций для операторов, имеющих более 25% разрешений на территории муниципального образования или Российской Федерации. Эксперты считают, что борьба депутатов с монополизмом на рынке наружной рекламы ударит не только по его лидерам, но и по небольшим компаниям. А инициативу депутатов они связывают с борьбой крупнейших группировок рекламного рынка.

Как сообщил Ъ депутат Владимир Мединский, эта инициатива вызвана большим количеством обращений от муниципальных органов власти, "которым кажется, что рынок наружной рекламы находится под угрозой монополизации".

Внесенным в Госдуму законопроектом устанавливается, что одно юридическое лицо не может получить больше 25% разрешений на установку рекламных конструкций, выданных на территории муниципального образования (для Москвы и Петербурга -- субъекта РФ) и 25% разрешений, выданных на всей территории РФ. Депутаты предлагают выдавать разрешения на установку рекламоносителей на конкурсной основе и не допускать к конкурсам лиц, имеющих 25% или более разрешений. Специально оговаривается, что разрешение может быть выдано лицу, которое не обладает 25% и более разрешений. Чтобы операторы наружной рекламы не могли обойти эти ограничения, законопроект запрещает передачу права на установку рекламной конструкции, включая возможность такой передачи через слияние с другим лицом, имеющим разрешения на установку рекламных конструкций. При определении числа разрешений, находящихся у одного лица, учитываются разрешения, полученные аффилированными лицами.

По словам господина Мединского, введение таких ограничений -- превентивная мера: "По имеющимся у нас данным, сейчас ни у одного из операторов рынка наружной рекламы, включая крупнейших, доля не превышает установленной нами нормы. Это касается как показателей в среднем по стране". Генеральный директор "ЭСПАР-Аналитик" Андрей Березкин подтверждает, что даже у крупнейшего оператора -- News Outdoor -- число конструкций далеко до заявленного барьера и составляет 16,2% по России и 21,1% по Москве (см. таблицу).
При этом эксперты отмечают, что оценить фактическую долю операторов-лидеров сложно. Во-первых, из-за того, что у многих из них есть аффилированные компании, связь с которыми не раскрывается. Так, факт того, что "Мосгорреклама" принадлежит собственнику News Outdoor, News Corp., стал для участников рынка неожиданностью. Господин Мединский в пятницу заявил, что информации о долях рынка с учетом фирм, аффилированных с лидерами рынка наружной рекламы, у него нет. В законопроекте предполагается, что муниципальные образования должны предоставить эти данные в контролирующий федеральный орган. Будет ли это один из действующих органов власти (например, ФАС) или вновь созданный, в законопроекте не уточняется.

Во-вторых, эксперты ставят под сомнение возможность измерить доли игроков на рынке по количеству разрешений. "Это ограничение требует большей конкретизации,-- говорит председатель Московского комитета по рекламе Владимир Макаров.-- Компании, владеющие малоформатными конструкциями, могут по количеству полученных разрешений приближаться к основным игрокам, хотя очевидно, что они значительно меньше". Так, в своем мониторинге "ЭСПАР-Аналитик" не учитывает ряд малых форматов -- менее сити-формата (1,2х1,8 м), а также вывески, на которые тоже должны выдаваться разрешения.

Участники рынка отмечают, что если законопроект будет принят, он коснется не только лидеров рынка, но и небольших компаний. "Например, "Вестдиа-медиа", которую купили Gallery и Baring. Или "Никэ": у нее хорошие позиции на Новорижской трассе, проходящей через три муниципальных образования, и в каждом из них у компании слишком большая доля",-- говорит глава компании "Вера&Олимп" Дмитрий Дюмин. Кроме того, отмечает он, это затронет лидеров наружной рекламы в регионах: "На некоторых рынках, таких как Ижевск, Казань, работает очень небольшое количество компаний, а в Барнауле вообще только один оператор". В News Outdoor от комментариев отказались.

Некоторые операторы приветствуют инициативу депутатов. По словам исполнительного директора компании "Реклама-Сервис" Натальи Самойловой, ряд операторов обращались к депутату Владимиру Мединскому летом прошлого года с просьбой внести в закон "О рекламе" норму о 20-процентном ограничении объема рекламных полей на одного оператора. "Внесение депутатами на обсуждение этого вопроса показывает, что тема монополизации рынка наружной рекламы действительно очень важна, особенно когда она происходит в скрытых формах, через аффилированные компании",-- считает госпожа Самойлова. А директор Центра правовой поддержки рекламной деятельности Вадим Нечуй-Ветер добавляет: "Мы разрабатывали аналогичные поправки год назад в целях развития конкуренции, но тогда они не были приняты во внимание депутатом Мединским". То, что авторы закона "О рекламе" изменили свое мнение и вносят соответствующие поправки в уже принятый закон, эксперты связывают с борьбой различных коммерческих интересов. "Лоббистский характер таких поправок, на мой взгляд, очевиден",-- сообщил независимый депутат Госдумы Виктор Похмелкин.

Тимур Ъ-Бордюг, Юлия Ъ-Куликова
КоммерсантЪ Daily
09.10.2006
http://medinskiy.ru/content/view/682/55/
viperson.ru

Док. 324166
Перв. публик.: 09.10.06
Последн. ред.: 21.08.12
Число обращений: 491

  • Мединский Владимир Ростиславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``