В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АКСАКОВ Анатолий Геннадьевич: `Необходимо исключить контроль Банка России над фондовой инфраструктурой`. Назад
АКСАКОВ Анатолий Геннадьевич: `Необходимо исключить контроль Банка России над фондовой инфраструктурой`.
KM.RU

Представитель национального банковского совета, депутат Госдумы Анатолий Аксаков направил сегодня письмо главе Центробанка РФ (Банка России) Сергею Игнатьеву. По информации депутата, в его письме говорится о том, что основным итогом 2006 года стало окончательное формирование российского фондового рынка как крупнейшего среди рынков стран СНГ, Центральной и Восточной Европы, вплотную приблизившегося по своим масштабам к ведущим европейским рынкам (Германия, Франция, Скандинавия) и его превращение в реальный фактор качественного экономического роста и обеспечения международной конкурентоспособности российской экономики.

Наряду с качественным ростом и превращением в серьезный бизнес с ежедневными оборотами в сотни миллиардов рублей, проявились основные проблемы, сдерживающие рост и снижающие конкурентоспособность российского фондового рынка, важнейшей среди которых является неэффективность, раздробленность и дублирование существующей фондовой инфраструктуры. В настоящее время на российском рынке действуют две вертикально интегрированные структуры - группы ММВБ и РТС, каждая из которых включает в себя биржи, депозитарий, клиринговые и расчетные структуры.

Основными следствиями такого дублирования являются: раздробленность ликвидности, снижение инвестиционного потенциала внутреннего рынка капитала; ослабление конкурентоспособности российской инфраструктуры по отношению к глобальным площадкам, где в настоящее время наблюдается острая конкуренция за привлечение российских эмитентов и обращение российских активов; отсутствие центрального депозитария и надежной системы учета прав собственности;
- множественность технических платформ и стандартов, высокий уровень инфраструктурных издержек; невозможность конкурентоспособного противостояния глобальным площадкам в борьбе за рынки стран СНГ, Центральной и Восточной Европы. В настоящее время предпринимаются попытки локального решения отдельных проблем.

Так, в Государственную Думу внесен проект Федерального закона "О Центральном депозитарии". Однако даже этот законопроект предусматривает возможность одновременного существования в течение переходного периода нескольких центральных депозитариев, т.е. сохранение существующего дублирования инфраструктуры (со всеми последствиями) в течение как минимум нескольких лет, после чего будет определен единый центральный депозитарий. Такой подход к образованию единого центрального депозитария, будучи сугубо теоретическим, представляется труднореализуемым на практике, поскольку депозитарии-претенденты входят в биржевые холдинги, которые имеют различающийся состав собственников. Само по себе создание центрального депозитария не решает проблемы повышения эффективности фондовой инфраструктурым в целом, поскольку не затрагивает вопросов биржевой инфраструктуры, лежащей в основе эффективного функционирования национального рынка капитала.

Представляется, что дальнейшее развитие фондового рынка в РФ должно идти по пути консолидации всей его инфраструктуры. Формой такой консолидации, по нашему мнению, могло бы стать создание единой вертикально интегрированной инфраструктурной группы (биржа - клиринговая организация - центральный депозитарий) в результате слияния на рыночной основе существующих групп ММВБ и РТС. Однако в настоящее время такое решение не может быть реализовано по причине особенностей структуры собственности группы ММВБ. Группа ММВБ, являющаяся инфраструктурным ядром российского фондового рынка, на текущий момент контролируется Банком России. При этом в рамках группы ММВБ функционируют не только валютный рынок и рынок государственных ценных бумаг, но и фондовый рынок, причем именно последний является наиболее масштабным бизнесом группы - свыше 95% биржевого оборота российского рынка ценных бумаг (более 150 млрд рублей в день).

Для создания возможности консолидации биржевых холдингов ММВБ и РТС на рыночной основе необходимо исключить контроль Банка России над фондовой инфраструктурой (одновременно, возможно, сохранив его участие в капитале площадки по торговле валютой и государственными ценными бумагами). В этом случае процесс консолидации инфраструктуры российского фондового рынка может быть завершен в течение одного года. России дан исторический шанс стать одним из мировых финансовых центров. Масштабы российской экономики, ее инвестиционный потенциал таковы, что наличие собственной фондовой инфраструктуры не только оправданно, но и необходимо. Принятие своевременных усилий по развитию фондового рынка и его инфраструктуры позволит обеспечить высокую степень независимости России от конъюнктуры на мировых финансовых рынках, стабильный рост и возможность в течение ближайших 5-7 лет превзойти многие европейские и мировые рынки.

В то же время, несмотря на крайнюю важность вопроса реформирования российской фондовой инфраструктуры, эти задачи не отражены в полной мере ни в Стратегии развития финансового рынка РФ на 2006-2008 годы, ни в Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2008 года. В связи с этим Анатолий Аксаков предлагает вынести на очередное заседание Национального банковского совета вопрос о механизмах и плане действий Банка России по модернизации инфраструктуры российского рынка ценных бумаг, основанном на всестороннем анализе целесообразности возможного прекращения участия Центрального банка РФ в капитале инфраструктурных организаций - Национального депозитарного центра (НДЦ) и Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).

02.05.2007 http://www.aksakov.ru/publictext/public/id/725225.html

Док. 324099
Перв. публик.: 02.05.07
Последн. ред.: 22.06.07
Число обращений: 400

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``