В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сурков обратился именно к интеллектуальному слою Назад
Сурков обратился именно к интеллектуальному слою
Максим Шевченко, руководитель Центра стратегических исследований религии и политических событий современного мира, комментирует лекцию заместителя главы администрации президента РФ Владислава Суркова "Русская политическая культура. Взгляд из утопии":



- Это доклад одного из самых влиятельных людей в российском государстве. Стало быть, этот текст является в какой-то мере политической декларацией одного из очень влиятельных представителей российской политической элиты.

Как политическая декларация, как декларация определенного стиля политической культуры, отношения к реальности, он интересен. Он насыщен огромным количеством неординарных и важных соображений о характере России, характере русского человека, характере русской природы, духовной и социальной.

С чем-то я бы не согласился, что-то, на мой взгляд, является достаточно схематичным. Но некоторые наблюдения весьма любопытны, и некоторые тезисы можно обсуждать. Например, тезис о том, что на самом деле русский человек не коллективен, а индивидуален, является достаточно значимым.

Мне он кажется спорным, потому что когда господин Сурков говорит о коллективе, в данном случае под коллективом он имеет в виду именно западный тип коллективной организации, и даже приводит пример коммуны, то есть, общежития.

Это западный тип организации, потому что русский тип не коллективный, он общинный. Община строится не по принципу решения инфраструктурной проблемы, община создается на принципе того, о чем говорит Сурков в другой части своей лекции, просто здесь он не договаривает на почве общего мировоззрения, общего мироощущения, общего видения мира. И здесь можно было бы додумать и продолжить эту интересную полемику, которую он начал именно в этом ключе.

В статье Суркова есть очень интересное соображение относительно внешнеполитических рамок того, что мы называем Россией, очень интересное соображение о том, как Запад видит Россию.

Это даже не соображение, а констатация фактов, потому что тут и спорить не с чем. Господин Сурков достаточно ясно доказывает цитатами из газет 90-х годов, из высказываний современных западных политиков и социологов, что Запад видит Россию как негативный полюс. С этим трудно не согласиться всякому, кто хоть немного изучает политическую ментальность современного западного мира.

Но здесь даже не об этом речь, потому что Сурков просто между делом констатирует подобные факты. Гораздо важнее его мысли о ментальности и о природе русской души, о природе русской политической культуры. Он рассуждает о централизме в русской культуре, о понимании политического авторитета, политического центра.

Мне кажется, что, к сожалению, внимание ярких российских политиков, плеяду которых Владислав Сурков продолжает в той или иной степени, недостаточное к нюансам русской жизни. Попытка свести разнообразную и богатую на формы русскую жизнь к каким-то обобщающим конфигурациям является упрощением того, что называется русским.

Конечно, надо ясно понимать, что сейчас, на рубеже XXI века, после террора и после человеческих и культурных потерь ХХ века, мы имеем несколько иной образ Руси и иной образ русского, который отличается от того русского, о котором можно было бы говорить в контексте конца XIX - начала ХХ века.

Уничтожена, как таковая, религиозная община, уничтожены социальные группы в основной своей массе, уничтожен богатейший по своему многообразию старообрядческий мир, который только своим наличием опровергал бы некоторые тезисы Владислава Юрьевича в его дихотомии коллективизм - индивидуализм, которую он выстраивает.

И подтверждал бы в умозрительном апокалиптическом аспекте русской культуры и русского мироощущения, и одновременно диалектически опровергал бы, потому что, как ни странно, именно старообрядцы, люди, объединенные в сектантские группы, люди, жившие или воспитывавшиеся в рамках достаточно ясной и внятной религиозной групповой этики, явили миру феномен русского капитализма конца XIX века. В совокупности с евреями, которые тоже были выходцами из достаточно замкнутых религиозно-социальных групп. Расцвет русского капитализма, русской экономики перед Первой мировой войной произошел именно благодаря этим двум группам.

Тут много о чем можно разговаривать. Доклад Суркова является неким запалом для актуального и важного разговора. К нему нужно относиться не как к директиве, потому что там нет вещей, которые были бы директивными, в нем есть призыв к мыслящему слою России, к интеллектуалам России, независимо от их политической позиции, отношения к власти.

Это призыв к поиску путей, к поиску выходов из той ямы, в которой Россия оказалась тремя историческими отторжениями ХХ века, сначала отторгнув всю свою историю до 1917 года, потом отторгнув тезис о мировой революции и мессианском характере русского коммунизма, русской революции, а потом отторгнув и сталинизм как социализм, справедливое общество в одной взятой стране в 1991 году.

Три отторжения, три последовательных отказа как в сказке сделали русскую политическую культуру и русский народ будто голым, будто совершенно обновленным. Как Иванушка-дурачок, который искупался в трех чанах: выйдет ли он царевичем, или он выйдет злым демоном, или вообще не выйдет, а сварится в одном из чанов, в молоке или кипящей воде - это вопрос.

Именно с этим вопросом Владислав Юрьевич и обращается к нам, подразумевая, что мы должны думать и ставить новые и новые вопросы для развития этой темы.

20 Июнь 2007


Максим Шевченко, Руководитель центра стратегических исследований религии и политических событий современного мира
"Кремль.ORG".

Док. 323831
Опублик.: 21.06.07
Число обращений: 1228

  • Сурков Владислав Юрьевич
  • Шевченко Максим Леонардович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``