В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.А.Пискунов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации: О проблемах обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации Назад
А.А.Пискунов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации: О проблемах обеспечения экономической безопасности в условиях глобализации
Выживает не самый умный и не самый сильный, а тот, кто лучше приспосабливается.
Ч. Дарвин


Проблемы экономической безопасности в условиях глобализации имеют особую актуальность и значимость.
При этом с точки зрения практики органов внешнего контроля могут быть выделены стратегический, оперативный и тактический уровни аудита как оценки правильности действий исполнительных органов власти по распоряжению национальными ресурсами.
Стратегический уровень касается оценки эффективности использования ресурсов для реализации национальных целей, определяемых законодательством и высшим политическим руководством, к которым в первую очередь могут быть отнесены меры по обеспечению суверенитета страны.
Суверен (фр.) - правитель эпохи феодализма, претендующий на право принятия любых решений. Применительно к личности, обществу и государству, баланс интересов которых составляет основу концепций национальной безопасности большинства стран, понятие "любые решения" не корректно. Необходимы решения, обеспечивающие целостность страны и независимость национальных интересов.
Экономической основой суверенитета являются права и возможности распоряжения национальными ресурсами, включая недра, движимое и недвижимое имущество, результаты труда и другие активы национальной юрисдикции.
В силу природы и результатов приватизации, проведенной по ликвидационной цене, значительная часть реальных активов страны оказалась либо радикально обесцененной, либо виртуализованной.
В итоге сегодня для власти, общества и национального бизнеса наблюдаема и, как следствие, суверенно управляема лишь часть национальных ресурсов, объективная оценка которых составляет важнейшую задачу стратегического аудита. Решение этой задачи предполагает отражение активов в реестрах и кадастрах, а также рыночную оценку их стоимости с учетом обременений и факта правообладания. На сегодняшний день у нас нет ответов на большинство возникающих при этом вопросов.
В государственных реестрах и кадастрах отражена лишь часть явно недооцененных национальных ресурсов, которая наряду с виртуализоваными активами работает на мировых фондовых рынках в форме ценных бумаг неизвестных собственников. До тех пор, пока прибыли в виртуальной части экономики будут превосходить прибыли в легальной национальной экономике, нельзя быть уверенным в государственном суверенитете и перспективах жизнеспособности нашего народа как исторического этнокультурного образования.
Не наблюдаемая для государства рекапитализация и легализация недооцененных активов России может составить суммы, достаточные для реализации самых амбициозных экономических и политических проектов, в том числе представляющих угрозу ее суверенитету.
Отсутствие законодательных ограничений привлечения внешних инвестиций от нерезидентов России или хотя бы развитых стран не позволяет ответить на вопросы: чьи деньги, откуда и в каких интересах приходят в нашу страну.
При этом объективный стратегический аудит национальных ресурсов должен способствовать их возврату под национальную юрисдикцию, безопасной рекапитализации и росту их стоимости и, как следствие, росту рейтинга и инвестиционной привлекательности экономики России.
Учитывая состояние и перспективы регионализации мировой экономики, масштабы и сложность стратегического аудита национальных ресурсов, решение данной проблемы возможно лишь при кооперации и координации усилий отечественных ученых и практиков.
Оперативный уровень предполагает аудит эффективности использования ресурсов для реализации отраслевых, программных и проектных стратегий. Даже располагая СЯС и огромными золотовалютными запасами, включая стабилизационный фонд, нельзя быть уверенным в суверенном будущем страны без понятных народу и бизнесу стратегий экономического и социального развития.
Западный мир имеет огромную историческую фору в развитии институтов рынка, предлагая нам свою семантику, логику и прагматику общества потребления. В этих условиях нам крайне сложно конкурировать в эффективности архитектуры и мер, принимаемых исполнительными органами власти. Но, по крайней мере, состояние и возможности национальной экономики должны быть наблюдаемы нами лучше, чем "вероятными союзниками".
Реализация управленческих решений исполнительной власти проявляется в финансовых и товарных потоках, что не исключает организованного противодействия конкурентов. При этом контроль, идентификация и диагностика состояния страны могут быть закрытыми для внешних наблюдателей и должны быть гораздо более точными, полными и оперативными, если мы хотим, чтобы наши решения были конкурентоспособными при выборе и достижении целей государственного строительства.
Пока же стратегические, оперативные и тактические цели плохо провязаны между собой, не согласуются с бюджетной классификацией, системами бухгалтерского учета, национальных счетов и начислений, а также с государственной статистикой, показателями и критериями результативности. При этом Запад сегодня вкладывает десятки миллиардов долларов в модернизацию архитектуры и технологий управления за счет внедрения современных информационных технологий проектного управления ресурсами, а также в детальный контроль развития экономических процессов в России.
В результате на тактическом уровне нам необходимы меры по компенсации нарастающего разрыва возможностей по сравнению с западными странами вследствие их решительного перехода от функционального и объектного управления к проектному управлению целями, архитектурой и технологиями как единой социально-экономической системой.
Решение данной проблемы также предполагает интеграцию интеллектуальных и технологических ресурсов, если мы не хотим оказаться в роли статистов при реализации политических сценариев внешних мировых и региональных центров силы.
Фактически перед национальными органами внешнего контроля всех уровней стоит задача формирования современных технологий системного аудита, включая:
финансовый аудит как оценку законности расходов;
аудит эффективности как оценку продуктивности;
стратегический аудит как оценку реализуемости и результативности стратегических целей государств.
Необходим проект, направленный на выработку общей семантики, согласованной логики и общепринятых показателей и критериев внешнего аудита.
При его проведении представляется перспективным использование информационно-аналитических систем, возможности которых соответствуют характеру оцениваемых объектов и процессов.
К их числу относятся информационно-аналитические системы:
    государственного прогнозирования;
    управления проектами (включая моделирование последствий и оптимизацию целевых программ и проектов);
     оценки комплексных показателей объектов и процессов;
    поиска скрытых закономерностей в данных;
    диагностики, анализа и визуализации деятельности сложных социально-экономических объектов на основе методологии анализа среды функционирования;
    многоагентные системы для комплексного активного контроля.
В Счетной палате Российской Федерации выполняется ряд научно-исследовательских работ, направленных на решение вышеназванных проблем, и мы будем благодарны за участие членов РАРАН и их научных коллективов.
Как говорят медики, терапевт все знает, но не все может, хирург все может, но не все знает, патологоанатом все знает и все может, но уже поздно... Поэтому сегодня, как никогда, необходимо иметь знания терапевта и навыки хирурга и применять их при и для жизни населения России как исторического этнокультурного образования.

Опубликовано: Журнал "Вооружение. Политика. Конверсия", No 6, 2006 г.




Док. 323795
Перв. публик.: 21.06.06
Последн. ред.: 21.06.07
Число обращений: 438

  • Пискунов Александр Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``