В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов: Москва - не мой аул Назад
Рамазан Абдулатипов: Москва - не мой аул
Москва за нами

"Известия" в рубрике "Интервью с провинциалом" весь прошлый год давали возможность выговориться немосквичам, приехавшим в столицу за успехом и ставшим известными всей стране. В этом году решено устранить социальную несправедливость и подключить к разговору о минусах и плюсах столичной жизни коренных москвичей. Тем более что их (нас, вас) здесь уже меньшинство. В понедельник в новой рубрике "Москва за нами" премьера: столица страны глазами москвича-строителя, с одной стороны, и философа-отшельника, отвергающего столичность, - с другой. Правда, у обоих собеседников есть общее во взаимоотношениях с Москвой - это выразительный кавказский акцент.

Бывший вице-премьер российского правительства, а ныне безработный Рамазан АБДУЛАТИПОВ для многих сотен тысяч кавказцев пример того, как можно стать москвичом и не бояться милиции. Однако у самого политика другая точка зрения:

- Мое первое впечатление о Москве связано с полетом Гагарина и прогнозом погоды. Мальчишкой в дагестанском ауле я заметил, что погода, которая объявляется в Москве, через два дня приходит к нам. И я делал вид, что умею предсказывать погоду. Но в столицу я никогда не стремился. Это не мой аул. Я философ, и мой идеал - небольшой городок. Но жизнь так распорядилась, что в 1988-м позвали сюда на работу из Мурманска.

- Вы не ощущаете себя москвичом?

- Я человек консервативный и привязан к своему аулу, где всего 17 домов. Москва для меня - место работы, которая такова, что я не мыслю себя без Москвы. Было желание пару раз, когда оставался безработным, все бросить и уехать в горы. Но это невозможно. Столица заставляет тебя не выпадать из ее ритма, что изматывает, но дает столько, сколько нигде больше не получишь.

Когда я работал председателем Совета национальностей Верховного Совета, я пытался доказать, что Министерство морского флота должно быть в Петербурге, Министерство лесного хозяйства - где-то ближе к тайге. Министерств и ведомств, которые должны быть в регионах, много. Но в нашем имперском сознании считается, что только централизация укрепляет государство. Я считаю, что законодательные процессы надо централизовать, а исполнительные - децентрализовать. В Москве такого понимания нет. У меня в ауле 65-летний дядя чабанит всю жизнь. После распада колхоза он пасет и чужие отары. Живет зажиточно, но встает в пять утра, а домой приходит к ночи. Другие горцы днями сидят в годеканах, играют в карты и перемывают косточки Ельцину-Путину и Осаме бен Ладену. Дядя говорит: "Слушайте, Ельцин не будет пасти моих овец". Он понимает, что есть вещи, ответственность за которые надо брать "низам". Вот этого у "верхов" при жесткой централизации нет.

- Это следствие централизации, что Москва как магнит?

- Это общий закон. Люди перемещаются туда, куда перетекают деньги и власть. В Москве их чрезмерная концентрация. Кстати, как и кавказцев.

- Почему кавказцы часто едут в чужой монастырь со своим уставом?

- Не всегда лучшие кавказцы доезжают до Москвы. Опять закон: едут или самые наглые и обездоленные, или самые талантливые. Из моего аула человек нежелателен в райцентре, но основная работа там и дальше, вплоть до столиц. В Дагестане были случаи: людей из аулов запрещали хоронить в райцентре. В Махачкале говорят: "Понаехала мафия". Так о москвичах говорят в Нью-Йорке или Лондоне. Это не проблема кавказцев и Москвы, это проблема адаптации. Кого в Риме называли варварами? Это проблема любой столицы.

- Вас притесняла столичная милиция?

- У моего друга наши российские армяне ремонтировали квартиру. Они боялись выйти из дома купить сигарет. До конца ремонта они не выходили на улицу, потом друг посадил бедолаг на поезд, чтобы уберечь их доходы от милиции.

- Откуда у Москвы такие привилегии - ограничение свободы передвижения собственных граждан?

- Это психология столицы, даже если она - райцентр. Я в свое время предлагал дагестанский райцентр - тот, где запрещали хоронить приезжих горцев, - перенести в другое место. Коренные жители из властных структур были против - они потеряли бы свою "столичность". Что будет с Москвой, если часть ее полномочий передать Петербургу, Ростову или двум Новгородам? Тысячи коренных москвичей поедут в эти города за деньгами, карьерой и властью. Москвичи тоже люди.





ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНЕНКО
ИЗВЕСТИЯ     
13 января 2002 года
http://izvestia.ru/capital/article12567

Док. 323785
Перв. публик.: 13.01.02
Последн. ред.: 21.06.07
Число обращений: 411

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``