В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов. `ЭТНОГРАФИЯ ЗЕМЛИ РОССИЙСКОЙ` Назад
Рамазан Абдулатипов. `ЭТНОГРАФИЯ ЗЕМЛИ РОССИЙСКОЙ`
Этнография народов России должна быть для Президента второй по значимости книгой после Конституции страны, считает Рамазан Абдулатипов, известный политик и ученый, один из ведущих специалистов России по проблемам федеративных и межнациональных отношений. На днях он побывал в гостях у журналистов "Сельской жизни" и ответил на их вопросы. Первый из них был, естественно, о главном - о земле. А на земле, как известно, живут люди, объединенные в народы.

- Как известно, Саратовская область, которую вы представляете в Совете Федерации, одна из первых в России приняла рыночные законы о земле. Как они реализуются на практике, с какими трудностями приходится при этом сталкиваться?

- 17 ноября исполнилось 5 лет со времени подписания губернатором Саратовской области Дмитрием Аяцковым первого в Российской Федерации закона, реализующего конституционные права граждан на владение, пользование и распоряжение землей. В 2000-2001 годах было перераспределено 920 тысяч гектаров земли. Органами местного самоуправления проведено 453 аукциона по купле-продаже земли. Общая площадь проданных участков для сельскохозяйственного использования составила 23 тысячи гектаров.

Хочу подчеркнуть при этом, что передача земель от нерадивых хозяев эффективным собственникам дает свои положительные результаты: 56 процентов сельхозпредприятий Саратовской области - рентабельны. К сожалению, средняя цена одного гектара не превышает пока 300 рублей. И главная причина здесь в том, что государство в последние годы практически не вкладывало средств в улучшение земли.

Как справедливо отметил один из самых успешно работающих в Саратовской области фермеров Щекин, земля должна стоить столько, сколько в нее вложено. К слову сказать, эффективность использования земель, находящихся в частной собственности, значительно выше, чем у сельхозпредприятий, - имея только 21 процент земель области, крестьянские фермерские и личные подсобные хозяйства производят 65,3 процента валовой продукции сельского хозяйства области.

- Как проходили в Совете Федерации аграрные законопроекты, в частности, законы о земле, о финансовом оздоровлении сельхозпредприятий, не является ли это прерогативой только лишь агропромышленного комитета?

- К вопросам, касающимся развития российского села, сенаторы относятся достаточно активно и внимательно. И не только те из них, кто работает в профильном комитете Ивана Старикова, но и многие другие комитеты непосредственно участвовали в их обсуждении. В частности, когда я работал в Комитете по делам Федерации, мы буквально по всем статьям прошлись, было очень много споров и дискуссий. Я даже провел специальное социологическое исследование среди членов Совета Федерации, чтобы узнать, как будет проходить законопроект "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Полученные данные показали, что он будет одобрен, что и подтвердили результаты голосования.

Одновременно среди сенаторов был распространен большой пакет документов о практике земельных отношений в Саратовской области, в том числе об опыте создания земельных кадастров и оценки земель, как они осваиваются, какие дают урожаи, а также о практикуемых в области формах землепользования. Сам я принял активное участие в работе согласительной комиссии, заседания которой по очереди проводили Геннадий Кулик и Иван Стариков.

Тут следует иметь в виду, что поначалу я был противником свободного оборота земли. Во многом это объяснялось моими представлениями о состоянии земельных отношений в Дагестане, в частности, в его горной части. Колхоз, которым руководил в свое время мой отец, объединял семь небольших сел, и в этих семи селах было всего 34 гектара пахотной земли. И если даже по тысяче долларов за гектар брать, то за 34 тысячи долларов можно купить весь колхоз - и тут не надо быть олигархом. Поэтому меня вопрос о купле-продаже земли очень настораживал. Но когда я оказался в Саратовской области, то увидел, что там достаточно много земли и она часто используется неэффективно. А значит, надо сделать так, чтобы она давала отдачу.

Более того, когда я приехал в Республику Дагестан и, выступая там по телевидению, рассказал о проведении земельной реформы в Саратовской области, то телеведущий так прокомментировал мое выступление: да, для Поволжья, где земли сколько хочешь, оборот ее, может быть, и имеет право на существование, а что продавать в горном Дагестане? Я тогда предложил журналисту: давайте вместе с вами проедем от Дербента до Кизляра, и я вам покажу в безземельном, как вы говорите, Дагестане тысячи гектаров брошенных земель.

Я пришел к выводу, что земельный вопрос чрезмерно политизирован, и мало кто вникает в суть проблемы. У нас любая реформа идет от Москвы до самых до окраин, при этом часто в расчет не берется различие географических, почвенно-климатических, этнографических условий, в которых находятся российские регионы.

Сейчас очень много всякого рода обсуждений о принципах работы местного самоуправления. Я предложил руководителям Саратовской области провести в апреле - мае будущего года всероссийскую научно-практическую конференцию на тему "Местное самоуправление и земельные отношения". Земельные отношения "вырастают" из местного самоуправления, поэтому именно на этом уровне нужно рассматривать весь спектр земельной проблематики.

Если подытожить эту часть нашей беседы, то на примере Саратовской области, где я уже успел побывать вместе с губернатором Дмитрием Аяцковым во многих районах, можно прийти к выводу, что вводить коммерческий оборот земли сельхозназначения необходимо, поскольку нельзя оставлять вне рыночных отношений наше главное национальное богатство, это не по-хозяйски. Но это надо делать грамотно, учитывая специфику каждого района, местные особенности и возможности и многое другое. И само собой разумеется, многие вопросы земельных отношений надо регулировать через государство, в частности, касающиеся соотношения цен на технику, ГСМ и зерно, мясо, молоко и другую продукцию сельского хозяйства.

К примеру, в Лысогорском районе Саратовской области развитие сельскохозяйственного производства стимулируется резким упрощением системы налогообложения производителя. В результате проведенного здесь эксперимента по введению единого налога за три года - с 1998 по 2001 - произошло увеличение валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств в сопоставимых ценах на 73 процента, налоговые поступления при этом увеличились более чем в три раза. А ведь ныне действующие налоговые схемы очень сложные и громоздкие. Допустим, бывший тракторист взял землю, чтобы на ней что-то производить, и он должен по 27 налогам отчитаться в налоговых органах. Так невозможно работать.

- Насколько, на ваш взгляд, в проекте нового закона о местном самоуправлении, подготовленном комиссией Дмитрия Козака и рассмотренном недавно на заседании Госсовета, учитываются особенности регионов Российской Федерации?

- Когда еще в союзном парламенте принимался закон об общих принципах местного самоуправления (я тогда работал в ЦК КПСС), предполагалось, что данный закон даст максимальную самостоятельность, к примеру, Таллину, который в определенной степени будет выступать в качестве сдерживающего фактора по отношению к ЦК Компартии Эстонии. А союзный центр будет играть на этом, извлекая для себя политическую выгоду. И вот этот закон, не беря во внимание все эти хитрости, Верховный Совет РСФСР "перенес" на Россию. Вы знаете, сколько противоречий во взаимоотношениях мэров и губернаторов он породил. Но кому-то на самом верху это очень понравилось. Если не устраивает губернатор, в Москву для решения каких-то вопросов приглашали мэра, если мэр плохой - в столицу вызывали губернатора. В.В. Путин взялся упорядочить эту проблему.

- Старый добрый принцип: разделяй и властвуй!

- Да, этот древнейший постулат неувядаем. Но по сути своей федерализм и местное самоуправление - это одно и то же. Я это доказывал неоднократно, еще когда Алексеев и Шахрай закладывали в Конституцию тезис об отделении местного самоуправления от государства. Я настаивал на том, что от власти оно может отделиться, но от вертикали отношений, которые существуют в данном государстве, самоуправление не может быть отделено, потому что это один из ключевых принципов разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Мы-то заложили его в федеративном договоре, но до местного самоуправления так и не довели.

Ведь что такое федерализм в его классическом понимании? Это максимальное приближение власти к потребностям и возможностям местного сообщества. То есть фактически мы не реализовали стратегическую линию развития федеративного государства, мы ее попросту выбросили из этой вертикали, и она начала болтаться где попало. А эта линия должна быть встроена в систему федеративных отношений, где должны иметь место не только вертикаль власти, но и вертикаль отношений самого общества. Поэтому мне представляется, что Дмитрий Козак в своем проекте закона делает попытку разграничить властные полномочия, в том числе и органов государственной власти, тесно увязывая при этом полномочия и финансы. У кого есть мандат на определенный объем полномочий, у того должен быть соответствующий мандат финансирования. Если этого нет, получается разрыв.

Это касается также вопросов собственности, налоговой политики, землепользования, использования природных богатств и многого другого. Если все эти отношения регулируются только на федеральном и региональном уровне, а у местного самоуправления нет никаких прав, то оно, естественно, ничего сделать не сможет. В Швейцарии, например, где муниципалитеты распоряжаются 30 процентами собственности и налогов, местное самоуправление является весьма действенным и эффективным инструментом управления территорией. (По 30 процентов у них имеют регионы и федеральный центр, а остальные 10 процентов составляют запас государства на случай чрезвычайных ситуаций).

- Нам бы такой расклад.

- Надо честно признать, что многих наших региональных руководителей и глав местных администраций вполне устраивает то, что у них ничего нет - головной боли меньше. И никто никого не спрашивает, а что ты сделал для пополнения своего бюджета. Зато в активе всегда есть политические лозунги и декларации, и человек может просидеть 15 лет на должности губернатора или мэра, ничего не сделав ни для народа, ни для государства, а заботясь лишь о том, как переписать остатки собственности на родственников и друзей. В Саратовской области губернатор не боится ответственности: взялся за земельные отношения, а теперь первым поддержал и законопроект о местном самоуправлении.

Мы много говорим о преимуществах выборности, которая позволяет людям спрашивать с тех, кого они выбирают во власть. Но чем хуже живет народ, тем легче им управлять - таковы, к сожалению, наши традиции. А должно-то быть наоборот. Обеспеченный, а значит, независимый человек не очень удобен с точки зрения психологии власти. И можно издать 10 законов по местному самоуправлению, 110 - по федерализму и 125 - по земельным отношениям - все будет впустую, пока не изменятся в позитивном плане психология и культура самой власти. Каждое выступление Жириновского по укреплению регионов на пять лет расхолаживает государственное обустройство. Надо дать успокоиться стране. Вникать в суть явлений и процессов, а не болтать.

- Нашему государству сегодня не хватает людских и финансовых ресурсов, чтобы экономически осваивать собственную территорию, геополитически закрепиться в регионах Сибири и Дальнего Востока. К мегаполисам подтягиваются огромные миграционные потоки, а отдаленные территории людьми покидаются, что создает предпосылки для внешней экспансии. Растет число прибывающих к нам из ближнего и дальнего зарубежья. Каков же выход из создавшейся ситуации?

- Угроза, о которой вы говорите, вполне реальна. К большому сожалению, мы практически не занимаемся управлением миграционными процессами в нашей родной стране. Если бы мы, к примеру, сказали тому, кто выезжает по необходимости в поисках работы из насиженных мест, что в таком-то месте есть свободная земля и есть возможность заняться своим хозяйством хотя бы с минимумом необходимых условий, он наверняка бы откликнулся на это предложение. Но сегодня таких предложений нет. Человек вынужден сам ехать куда глаза глядят, сталкивается со всякими приключениями, прежде чем где-то обустроиться. Очень много таких людей наберется по всей России. И если бы мы этими вопросами разумно управляли, то можно было бы регулировать и многие последствия миграционных процессов.

У нас есть Министерство труда, но трудовой миграцией по существу мало занимаемся. В лучшем случае нашего безработного могут направить в Грецию на сезонную работу собирать апельсины. И это считается, что они провели работу. Внутри страны не налажена система запросов: где и сколько надо рабочих рук. Мы специалисты по борьбе с последствиями. На Северном Кавказе трудоустройством, например, занимаются корейцы. Они из всех аулов вытягивают безработных, и те с пяти утра и до одиннадцати ночи работают у них на плантациях лука. В конце сезона работникам выдается какое-то количество выращенной продукции и человек до самых холодов стоит у дороги, продавая этот лук, чтобы как-то прокормить семью.

Бывает и так, что в роли "работодателей" выступают бандиты, которые после четырех месяцев каторжной работы на них выгоняют людей вон, не заплатив им ни копейки. И государству как бы и дела нет до всего этого. Я вообще считаю, что решением всех этих вопросов должно заниматься Министерство внутренних дел наряду с национальными делами, конфессиями, местным самоуправлением, трудовой миграцией и безработицей, детской беспризорностью и другими нашими трудными внутренними проблемами. Из МВД вывести функции федеральной полиции и федерального бюро расследований.

Но это, так сказать, к слову. А что касается проблем регулирования миграцией, то сошлюсь на опыт Кувейта, где я недавно побывал. Там два миллиона своего населения и два миллиона мигрантов, которые привлечены для работы в этой стране. В Кувейте очень жесткий механизм получения гражданства. Если человек не соблюдает законы, ведет себя не так, как это принято, он никогда не получит кувейтского гражданства, а значит, и работы. Так должно быть и у нас - право жить в России надо заслужить. За этот вопрос активно взялся в последнее время Андрей Черненко, руководитель миграционной службы.

- Разработана ли в России внятная и продуманная концепция национальной политики, и в чем заключаются ее ключевые аспекты?

- В течение четырех лет, с 1991 по 1995 год, возглавляемая мной организация - сначала она называлась "Сенежский форум", теперь "Ассамблеей народов России" - отрабатывала со всеми ведущими специалистами нашей страны "Программу национального возрождения народов России", названную позднее "Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации". После того как она была готова, мы предложили ее власти. Власть сопротивлялась очень долго, прежде чем принять ее к рассмотрению. И только когда Михайлов стал министром по делам национальностей, а Зорин возглавил профильный комитет в Госдуме, в 1996 году нам удалось, пробив многочисленные преграды, положить наш документ на стол Президенту.

Но и тогда мы услышали возгласы: что вы, его ни в коем случае нельзя принимать. Какая там национальная политика, кому она нужна и так далее. Мне пришлось в период между первым и вторым турами президентских выборов каждую неделю давать телеграммы Ельцину, в которых я писал: "Уважаемый Борис Николаевич, на фоне развала Советского Союза, трагедии в Чечне, неустроенности русского и других народов государству очень важно обозначить приоритеты национальной политики". И наконец 15 июня 1996 года Ельцин подписал нашу концепцию. В бытность мою министром по делам национальностей мы разработали программу правительства по ее реализации.

Впервые тогда удалось ввести в госбюджет статью по финансированию национальной политики. Но сейчас, к сожалению, реализацией этой концепции никто не занимается, хотя на 80 процентов она и сегодня не утратила своей актуальности. Более того, статью по финансированию национальной политики из бюджета убрали - вот вам и подход. Национальная политика - это отношение к людям, их потенциалу. В Саратовской области есть династия дорожников - армян. Кому плохо от хороших дорог, построенных мастерами? Поэтому Аяцков министром дорог области поставил Геворга Джлавяна.

Если бы это от меня зависело, я бы вместо двуглавого орла на гербе страны поместил бы многонациональный портрет российского народа и учебник этнографии народов России положил бы рядом с Конституцией РФ, когда Президент принимает клятву при вступлении в должность. Многонациональность - наше богатство, сказал недавно В.В. Путин в Казани. Таким должно быть отношение к народам единой страны. Государству и его руководителям надо четко представлять себе, с каким сложнейшим конгломератом культур, религий, укладов жизни, с каким социально-этническим многообразием они имеют дело, принимая те или иные решения. И все это наше общее достояние. Как и земля. Не сознавая всего этого, трудно будет добиться реализации намеченных целей.



Валерий ЧЕРНИКОВ
СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ     
21 ноября 2002 года
http://www.abdulatipov.ru/Interviev/2002.11.21_Sel%20Jizn_Etnografia.htm

Док. 323757
Перв. публик.: 21.11.02
Последн. ред.: 21.06.07
Число обращений: 450

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``