В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса России Назад
Задачи реформирования жилищно-коммунального комплекса России
Только серьезные структурные преобразования могут сделать жилищно-коммунальное хозяйство преуспевающей отраслью, интересной для инвесторов и отвечающей потребностям и возможностям населения. Первые шаги на этом пути сделаны, и понятно, куда надо двигаться дальше.


Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации остаются важнейшими задачами социально-экономического развития страны. Несмотря на ежегодный рост тарифов, коммунальные предприятия, находящиеся на муниципальном балансе, остаются по большей части убыточными и не обеспечивают должного качества предоставляемых услуг для потребителей. Такое положение обусловлено низкой производительностью труда, сверхвысоким энерго- и ресурсопотреблением, вытекающим из технологической отсталости, недостаточным уровнем эффективности менеджмента.
Пока еще невозможно полностью обойтись без государственных дотаций, которые сегодня составляют до 120 млрд руб. в год. Однако эти деньги нужно использовать с максимальной пользой. Для повышения прозрачности финансовых потоков необходимо зачислять суммы государственной поддержки льготным категориям граждан и жилищных субсидий малообеспеченным семьям на персонифицированные счета. Во многих регионах это уже делается.
В сущности, жилищно-коммунальная сфера всегда являлась убыточной. В советское время предприятия ЖКХ финансировались преимущественно государством, а за счет платежей населения покрывалась лишь незначительная часть реальных расходов на коммунальные услуги и содержание жилья. В последние годы объем государственных дотаций предприятиям жилищнокоммунального комплекса многократно уменьшился, и средний уровень оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг сегодня составляет около 88% от их стоимости. При весьма неплохой собираемости платы (до 93%) количество убыточных предприятий сократилось до 58%, а в двадцати девяти субъектах Российской Федерации предприятия ЖКХ закончили 2006 год с прибылью.
Тем не менее, принципиально проблема экономической неэффективности ЖКХ не решена.
Зарубежная практика показывает, что регулирование тарифов - необходимое, но не достаточное условие для достижения баланса между стоимостью и качеством услуг ЖКХ. Одним из путей снижения расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве, - а следовательно, платежей населения, - является энерго- и ресурсосбережение, которое невозможно без установки приборов учета потребления ресурсов. Сегодня в нашей стране лишь 15% жилья (за исключением учета электроэнергии) оснащено общедомовыми приборами. Для решения этого вопроса нужны региональные программы и финансовые инструменты, позволяющие привлечь средства на оснащение потребителей приборами учета.
Таким инструментом может стать институт биллинговых компаний (устанавливают, владеют и эксплуатируют все виды счетчиков количества ресурсов, готовят счета для оплаты ресурсов или данные для подготовки счетов, возмещают свои затраты через платежи потребителей услуг биллинга). Государственная поддержка перехода к приборному учету при предоставлении услуг должна быть дополнением к рыночным механизмам решения этой проблемы. Без массового внедрения приборов учета стимулирование ресурсосбережения невозможно.
Важнейшая проблема - развитие конкурентных отношений на рынке жилищно-коммунальных услуг. Их уровень совершенно недостаточен даже в потенциально конкурентных секторах отрасли ЖКХ, в частности, в секторе управления жильем и предоставления услуг по содержанию и ремонту жилищного фонда. Необходимо создать условия для привлечения предприятий всех форм собственности на рынок жилищных услуг, который пока находится в руках локальных монополий. Жилищно-коммунальные услуги следует четко разделить на жилищные и коммунальные. Жилищные услуги должны оказываться предприятиями малого бизнеса на основе договорных обязательств, которые будут ясно регулировать взаимоотношения по всем направлениям услуг для конкретного дома.
Очевидно, что частный инвестор придет только в акционированное предприятие, не обремененное долгами, и при достаточных гарантиях возврата инвестиций; понятно также, что большинство предприятий ЖКХ сегодня этим условиям не соответствует. Однако это не единственное препятствие на пути разгосударствления и демонополизации жилищно-коммунального комплекса.


Ельцов Виктор Николаевич

- Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, почетный строитель Российской Федерации

Полностью с материалом можно ознакомиться в печатной версии журнала...

N6 (13)
2007
http://rus-reform.ru/

Док. 323743
Опублик.: 21.06.07
Число обращений: 359

  • Ельцов Виктор Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``