В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов: `России и Сирии выгодно сотрудничество` Назад
Рамазан Абдулатипов: `России и Сирии выгодно сотрудничество`
Интервью руководителя Российско-арабского межпарламентского союза Рамазана Абдулатипова политическому обозревателю РИА "Новости" Марианне Беленькой



- Как вы оцениваете уровень российско-сирийских отношений?

- Российско-сирийские отношения традиционно носят доброжелательный характер, однако, к сожалению, после развала СССР уровень экономического сотрудничества с Сирией был существенно снижен. Это связано и с внутриполитической ситуацией в России, и с тем, что в российской экономике произошли структурные изменения.

После развала СССР ряд наших проектов были в Сирии приостановлены. Деньги, вложенные в сирийское производство, фактически пропали, так как с российской стороны некому было продолжать начатые проекты. Отдельные краткие визиты российских делегаций в Сирию положения не исправили. И вина за это лежит в основном на российской стороне.

Сегодня Дамаск, сталкиваясь с целым рядом политических угроз в свой адрес, как никогда, заинтересован в обновлении отношений с Россией, в существенной поддержке с ее стороны.

Сирия благожелательно настроена на сотрудничество с Россией, в том числе готова решать вопрос долгов. Еще в 1992 году я встречался по этому вопросу с ныне покойным президентом Хафезом Асадом и он заявил, что сирийская сторона готова решить все проблемы, которые есть в наших взаимоотношениях.

Недавно мы принимали в Совете Федерации делегацию сирийского парламента и считаем, что сотрудничество двух стран представляет взаимный интерес. Хотелось бы подчеркнуть, что российско-сирийское сотрудничество не направлено против кого-то, а направлено на защиту наших интересов, прежде всего, экономических.

Именно для того, чтобы наверстать упущенные возможности сотрудничества с Сирией, Российско-арабский межпарламентский союз Совета Федерации решил подготовить и осуществить визит в Дамаск. Мы рассчитываем, что в ходе этого визита мы сможем на парламентском уровне обсудить все имеющиеся проблемы и обозначить перспективы сотрудничества и таким образом помочь, в том числе и нашему правительству, в качественном обновлении российско-сирийских отношений. Также в ходе визита в Дамаск мы планируем подписать протокол о сотрудничестве с Арабским межпарламентским союзом, штаб-квартира которого находится в сирийской столице.

- Будут ли в ходе визита обсуждаться проекты российско-сирийского сотрудничества в сфере экономики?

- Будут. С нами едут представители ряда предпринимательских структур, которые обсудят с сирийской стороной перспективы сотрудничества, в частности в сфере энергетике. Речь пойдет и о возобновлении ряда проектов, которые осуществлял в Сирии СССР. Сирия нуждается в обновлении объектов, построенных при участии Советского Союза, нуждается в запасных частях, нуждается в наших специалистах, и мы надеемся, что договоренности между российскими бизнесменами и сирийской стороной о сотрудничестве будут достигнуты.

- Будет ли подниматься в ходе вашего визита вопрос о проведении заседания российско-сирийской межправкомиссии /МПК/?

- Этот вопрос будет стоять на повестке дня. Недавно по инициативе комитета Совета Федерации по международным делам проводился круглый стол на тему "Правовые основы деятельности МПК". Некоторые считают, что механизм МПК себя не оправдывает. На мой взгляд, на арабском, восточном направлении без МПК работать сложно. Другой вопрос - как сделать работу межправкомиссии более эффективной? Мы будем обсуждать эту тему в Сирии и по результатам поездки подготовим соответствующую записку правительству.

- Как Вы оцениваете ситуацию вокруг ближневосточного урегулирования?

- Любой конфликт невозможно решать, если посредники начинают действовать в интересах только одной стороны. Эта закономерность не была учтена США после распада СССР. В результате ситуация в регионе только осложнилась. От этого страдают и израильтяне, и арабские страны-соседи Израиля.

В прошлом году в результате сложного согласования "четверкой" посредников - Россией, США, ЕС и ООН была разработана "дорожная карта". Палестинцы и израильтяне ее приняли. Но этот документ так и не стал путеводной нитью к миру. Некоторые стороны воспользовались ситуацией, складывающейся вокруг Ирака, борьбой с международным терроризмом и стали вести в регионе свою игру, не учитывая интересов остальных стран. Это усугубило конфликт.

На Ближнем Востоке должен быть достигнут баланс интересов. Возможности для этого есть. Мне представляется, что в частности, сирийская сторона, готова идти на компромиссы и вести переговоры и с Израилем, и с другими участниками конфликта. Но для того чтобы переговоры были результативными, необходимо усиливать роль в урегулировании и других посредников, кроме США, в частности роль Европы и России. Хотелось бы отметить, что председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов является докладчиком по вопросам ближневосточного урегулирования в Парламентской ассамблее Совета Европы /ПАСЕ/.

- Как Вы оцениваете "Закон об ответственности Сирии", который был недавно принят в США?

- Как я уже сказал, если в регионе чувствуется, что кто-то из посредников в урегулировании начинает склоняться в одну сторону, то от этого страдают все. Мирный процесс стоит на месте. И это не в интересах ни арабских стран, ни Израиля. Посредники - будь то США или Россия должны в одинаковой степени относиться к участникам арабо-израильского конфликта, и призывать их к ответственности, и помогать им в урегулировании тех проблем, которые есть в регионе.

- Будучи главой российско-арабского межпарламентского союза, как Вы в целом оцениваете уровень сотрудничества Москвы с арабскими странами?

- Существенный прогресс в российско-арабских отношениях был достигнут после избрания в 2000 году президента Владимира Путина. Он нашел возможность встретиться с целым рядом руководителей арабских стран. К сожалению, результат, достигнутый на президентском уровне, благодаря работе российского МИДа, не подкреплен конкретными результатами в экономической сфере. Хотя постепенно возможности работы на арабском направлении возрастают, налаживается сотрудничество, к примеру, и с Саудовской Аравией, и с Кувейтом. Недавно делегация Совета Федерации посетила Катар. Национальные интересы России подсказывают, что мы должны активизироваться на этом направлении. Правовая база для активизации отношений с арабскими странами создана, но российские предприниматели еще не начали серьезно осваивать этот регион. Так что пока уровень экономических отношений не отвечает тому потенциалу, которым располагают арабские страны и Россия.

Существует и еще одна проблема. Зачастую в арабских странах не имеют представления о новой России. Так, в ходе визита в Катар местные пограничники спрашивали членов нашей делегации - вы из США или СССР? Они не знали, что Советского Союза больше нет, и не могли понять, что за российские паспорта им предъявляют. В то же время и российские бизнесмены не всегда знают, что их ждет на Ближнем Востоке. И в нашу задачу входит заполнить этот информационный вакуум. Наладить мост между чиновниками, политиками и бизнесменами с обеих сторон. Убедить их в том, что Россия и арабские страны нужны друг другу. В таком ключе пройдет и наш визит в Дамаск.


    

Марианна Беленькая
РИА - Новости
12 января 2004 года
http://www.abdulatipov.ru/Interviev/2004.01.12_RIA_Russia%20-%20Syria.htm

Док. 323712
Перв. публик.: 12.01.04
Последн. ред.: 21.06.07
Число обращений: 393

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``