В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рамазан Абдулатипов. `Цена бесплатной национальной политики` Назад
Рамазан Абдулатипов. `Цена бесплатной национальной политики`
После трехлетнего отсутствия в России вновь появляется Министерство по национальной политике, которое наверняка поселится в своем старом здании в Трубниковском переулке. Возвращение старого ведомства на старое место будет означать одно: в многонациональной России нельзя без ведомства, которое в постоянном режиме решало бы национальный вопрос.

Народный комиссариат по делам национальностей был создан сразу после революции в 1917 году. Первым министром был Иосиф Сталин, большой специалист по национальному вопросу в большевистской партии. Решил он их быстро, и министерство первый раз было упразднено в 1923 году. Возродилось оно в виде Госкомитета по национальным вопросам только в 1989 году, когда в Советском Союзе эти проблемы обострились до крайней степени. Министерство появилось 10 января 1994 года на базе комитета и Госкомитета по социально-экономическому развитию Севера, тогда его возглавил небезызвестный в то время политик Сергей Шахрай.

И если первоначально министерство задумывалось именно для решения национальных проблем, то затем в его обязанности стали входить вопросы местного самоуправления, а затем и федеративных отношений. В марте 1996 года его даже переименовали в Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям. Если расценивать вес ведомства по количеству исполняемых функций, то это было его "звездное время". Министерство занималось подготовкой и анализом договоров между субъектами Федерации, поддержкой русскоязычной диаспоры в странах СНГ, регулированием деятельности национальных образований в самой России, миграционных потоков, а также разработкой соответствующего законодательства, в частности закона "О национально-культурной автономии", который впоследствии и был принят. Разрабатывались также и программы экономического развития отдельных регионов страны с целью решения там социальных проблем. В частности, министр Александр Блохин еще в 1999 году заявлял, что министерство было создано программы для развития Северного Кавказа, Дальнего Востока, Калининградской области.

Однако осенью 2001года министерство было упразднено. Причины этого были вполне понятны. У президента Владимира Путина возобладал совершенно другой подход: зарубежной диаспорой должно было заняться Министерство иностранных дел, а проблемами Севера и малочисленных народов - Минэкономразвития и Министерство культуры. Национальные конфликты на территории России посчитали улаженными, и министром национальностей без министерства был назначен Владимир Зорин. Понятно, что никаких властных рычагов и аппаратного веса он не имел и потому в СМИ упоминался довольно редко. Его должность была ликвидирована в феврале этого года, когда в отставку было отправлено правительство Михаила Касьянова и проведена административная реформа. Однако, если подвести итог всей этой деятельности, то первое, что бросается в глаза - явная второстепенность министерства в системе исполнительной власти. Да и о чем можно говорить, когда за последние 10 лет там поменялось 12 министров!

Но оказалось, что в стране, где проживает более 150 народов и этнических групп, нельзя пускать национальные вопросы на самотек, поскольку они не решены, в лучшем случае просто притушены. И, как выясняется, в мире существуют довольно влиятельные силы, заинтересованные в новом разжигании этих конфликтов. Так, после террористической атаки на Беслан могла возникнуть вполне реальная опасность войны между осетинами и ингушами, которую удалось предотвратить только путем закрытия границ республик.

Так что благодушие бывшего министра Зорина, который еще год назад заявлял, что общественно политическую обстановку в национальном разрезе можно считать спокойной, и собирался сконцентрироваться на мониторинге национальных процессов, никак нельзя считать адекватным ситуации. Впрочем, реально влиять на национальную политику у него возможностей тоже не было.

"Главная трагедия Миннаца заключалась в том, что слишком много было непрофессионального вмешательства людей в такую тонкую сферу, как национальные отношения. Это министерство как ни одно другое должно быть высокопрофессиональным и иметь под рукою конкретные правовые управленческие механизмы и ресурсы, - заявил Стране.Ru сенатор, бывший руководитель Миннаца, председатель совета Ассамблеи народов России Рамазан Абдулатипов.

Но эффект будет, только если это министерство будет иметь реальные полномочия по координации действия всей исполнительной власти в стране в этой сфере. Если МИД у нас является координатором всей внешней политики, то Миннац должен стать орудием в руках президента по координации внутренней политики и собиранию страны". В сегодняшней ситуации настораживает то обстоятельство, что новое ведомство явно будет не универсальным, а "заточенным" именно под Северный Кавказ.

Очевидно, идея президента состоит в том, чтобы прежде всего поднять экономику этого региона, опираясь на национальные особенности. Но это очень сложно. Северный Кавказ характеризуется очень высоким (даже по сравнению с остальной Россией) уровнем коррупции, клановостью и весьма слабым уважением к федеральных законов. Поднять экономику на основе обычных рыночных отношений в западном понимании в этих условиях просто невозможно. Поэтому учет национальной специфики здесь будет необходим. Но вот сумеют ли наши экономисты выработать адекватную программу, даже при помощи соответствующих специалистов по национальным делам, - этот вопрос остается открытым.

При этом нужно учитывать, что, как справедливо сказал Рамазан Абдулатипов, бесплатная национальная политики слишком дорого обходится государству.


Сергей ПЛЕТНЕВ
13 сентября 2004 года
http://www.abdulatipov.ru/Interviev/2004.09.13_Strana%20RU_Bespl%20Nation%20Polit.htm

Док. 323673
Перв. публик.: 13.09.04
Последн. ред.: 21.06.07
Число обращений: 450

  • Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``