В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
АКСАКОВ Анатолий Геннадьевич: `Проблемы бюджетного федерализма нет`. Назад
АКСАКОВ Анатолий Геннадьевич: `Проблемы бюджетного федерализма нет`.
НТВ

Ведущий: Судя по тону вчерашних немногочисленных газетных публикаций о сибирской поездке президента и бюджетных бедах Красноярского края, проблема перестала быть интересной. Понятно, что получив более чем внятное предложение договориться, город Норильск, очевидно, не будет настаивать на своей полной принадлежности к Таймырскому автономному округу без каких бы то ни было обязательств перед Красноярским краем, а в самом крае наконец будет принят бюджет на этот год, и из острой фазы проблема дефицита денег в регионах плавно вернется в хроническое состояние, а поскольку в этом состоянии она не дает поводов говорить об изменении Конституции и распаде страны, она, естественно, будет менее интересна прессе, но сама по себе не станет от этого менее опасной.

По словам заместителя председателя Комитета ГД по экономической политике Анатолия Аксакова, красноярский инцидент - это следствие того, как выстроена бюджетная политика в целом.

Анатолий Аксаков: Это следствие перераспределения полномочий, которые центр забирает на себя и при распределении финансовых потоков, то есть больший объем налоговых поступлений стал идти в федеральный бюджет и потом, перераспределяясь, начал поступать в регионы-реципиенты.

Скажем, налог на добавленную стоимость в 2000 году на 15 процентов поступал в региональные бюджеты, а начиная с 2001 года, он начал консолидироваться в федеральном бюджете, а потом уже через фонд компенсации начал выделяться регионам. Поэтому налицо политика центра на централизацию финансовых ресурсов в своих руках.

Ведущий: Причем, формально правительство нельзя упрекнуть в том, что не соблюдается зафиксированная в бюджетном процессе норма, в силу которой налоги между центром и регионами должны распределяться в пропорции 50 на 50.

Анатолий Аксаков: Если принять в расчет распределение из фонда финансовой поддержки регионов после перераспределения этих финансовых потоков, то это соотношение 50 на 50, может быть, не полностью, но достаточно близко соблюдается.

Ведущий: В основе такой бюджетной политики лежит очень простое и рациональное соображение. Есть обоснованные стандарты жизни, и они должны соблюдаться для всех граждан России, независимо от того, в каком регионе они живут. Если соблюдение этих стандартов требует увеличения доходов бюджетников, то дополнительные деньги должны тратиться во всех 89 регионах страны, и если часть из них не в состоянии нести дополнительные расходы самостоятельно, они должны получать на это деньги извне. Это одна из причин, в силу которых необходим механизм перераспределения доходов через федеральный бюджет.

Но есть две проблемы. Во-первых, масштабы необходимого перераспределения. Регионы практически не способны платить увеличенную зарплату, около половины регионов-доноров, доходы которых перераспределяются, только 9 из 89. И даже при этом, по словам Анатолия Аксакова, в самом механизме перераспределения ничего порочного нет, потому что производительность труда в стране везде примерно одинаково низка, а доходы регионов-доноров зависят не столько от трудолюбия их населения, сколько от того, что им Бог послал в виде природных ресурсов.

Но чего в такой ситуации нельзя делать, так это перераспределять налоги так, чтобы какие-либо из них полностью уходили в федеральный бюджет, потому что в таком случае ни донорам, ни реципиентам нет никакого смысла стараться их собирать, это чужая проблема, выгоднее ждать поступления денег из федерального центра.

А вторая проблема серьезнее, весь этот механизм перераспределения, основанный на экономическом росте за счет природной ренты, работает до тех пор, пока рента приносит достаточный доход.

Анатолий Аксаков: Рост на 2-3 процента ВВП, который прогнозируется на этот год, на следующий год примерно в таких же объемах, это не рост для России в той ситуации, в которой она находится. Если такими же темпами будет осуществляться экономический рост, то и будут нарастать центробежные силы дезинтеграционного процесса.

Как только рост начинает падать, то возникают социальные проблемы, социальные проблемы решают, как правило, на местах. Естественно, местные руководители сразу же начнут изыскивать различные возможности, чтобы погасить социальную напряженность, в том числе осуществляя шаги, которые противоречат федеральному законодательству.

Это объективно. Это творилось как раз в 90-е годы, когда практически в каждой области, в каждой республике принимались законы, постановления, нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству. И какие бы дубинки в виде федеральных округов или наместников президента ни действовали, ничего не получится, поскольку люди на улицах требуют: дай зарплату, дай детские пособия, дай кушать.

Ведущий: И все возвращается на свои места. Проблемы бюджетного федерализма, по словам Анатолия Аксакова нет, есть проблемы экономической политики, не гарантирующие устойчивый рост за счет производительности, а не ренты.

26.03.2002 http://www.aksakov.ru/publictext/public/id/432401.html

Док. 323627
Перв. публик.: 26.03.02
Последн. ред.: 21.06.07
Число обращений: 297

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``