В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Беседа с депутатом Государственной Думы Анатолием Аксаковым. Назад
Беседа с депутатом Государственной Думы Анатолием Аксаковым.
"Эхо Москвы"

Ведущий Сергей Бунтман: У нас гостях Анатолий Аксаков, депутат ГД.

Экономика и бизнес, экономический рост России. Сейчас все уже крутится который год вокруг нефти, вокруг сырья, на котором Россия может играть и каким-то образом выигрывать. Но необходим экономический рост для того, чтобы Россия себя чувствовала по-человечески и, главное, чтобы граждане России чувствовали себя как можно увереннее. В этом, наверное, состоит смысл.

Сейчас говорят много о малом бизнесе, о среднем, об иностранных инвестициях, внутренних инвестициях в разные сектора. По вашему мнению, как специалиста, и в профильном комитете работаете, и знаете регионы очень хорошо, где сейчас то звено, в котором мы обязаны сейчас начать эту выигрышную для граждан России экономическую политику?

Анатолий Аксаков: Наиболее динамичной частью экономики является малый бизнес, поэтому не зря и президент уделил внимание проблеме развития малого бизнеса, и правительство подтолкнули теперь, чтобы они занимались этой проблемой. Малый бизнес, наверное, ключевое звено для того, чтобы динамика в экономике была иной, чем сегодня.

Ведущий: Малый бизнес. Когда и президент высказался. Эта подготовка шла, и облегчение налогового бремени, и другого малого бизнеса. Уж очень он малый получается. Там есть такая большая загадка, о которой мы достаточно много говорили - численность и доходы предприятия не позволяют динамично развиваться.

Анатолий Аксаков: Та численность, которая обозначена в предложении правительства - 20 человек на малом предприятии и 10 млн. оборот предприятия - это не может устраивать в принципе многие предприятия, которые до сих пор мы называли малыми. Это в промышленности до 100 человек, в строительстве - до 75, в наукоемких направлениях - до 50 человек.

Я считаю, что ограничение 20 работниками и 10 млн. оборот абсолютно неверное, это вычеркнет из тех, кто может получить льготу, предусматривающуюся в новой главе Налогового кодекса, большую часть представителей малого бизнеса.

Ведущий: Малый бизнес. Сейчас считается так: лучше сильно не будет, но вреда не принесет. У меня такое ощущение, что может привести к появлению большого количества бумажных предприятий или измельчению. И снова уйдет в тень очень много.

Анатолий Аксаков: Безусловно. Просто предприятия, где работают 100 человек, разобьют, сделают по 20 человек. Фактически 5 предприятий новых создадут. Это глупость такое предложение. Я думаю, что мы у себя на ГД поправим правительство.

Ведущий: Это будет возможно. Все наши собеседники на эту тему говорят, что еще будет возможно и наверняка можно это будет сделать.

Анатолий Аксаков: Поскольку законопроект должна рассмотреть ГД, она может внести свои поправки. Но не только малый бизнес, но и крупные предприятия могут показывать примеры своего развития. Скажем, компания ЮКОС, которая повысила свою капитализацию за прошлый год в три раза, благодаря хорошей организации работы, благодаря внедрению новых методов корпоративного управления, благодаря повышению прозрачности. То есть и крупные предприятия, и средние, и малые могут нормально развиваться, если дело в законах, нормативных актах, ну и сами компании поставлены так, как надо.

Ведущий: Например, АЗЛК, крупнейший завод. Вроде бы была и попытка московских властей с какой-то федеральной стороны каким-то образом привести в порядок.

Что же делать российской экономике? С одной стороны, есть предприятия, которые нужно было бы реанимировать, а с другой стороны, это может быть даже и убыточно, и вредно. С вашей точки зрения, новая компания, тот же самый ЮКОС, вводит какие-то новые системы, пользуется конъюнктурой для своего развития и делает шаг вперед.

Анатолий Аксаков: Я представляю Чувашию. Есть там приборостроительный завод ЭЛАРА, который выпускает наукоемкую продукцию - приборы, аппараты, в том числе для авиации. Это предприятие уже раза в три превысило объем производства, который был до реформы, то есть который оно осуществляло в 1990 году, еще в советское время.

В чем причина? На этом предприятии вовремя провели реструктуризацию. Вот этот "красный" директор там Ильенко Глеб Андреевич вовремя провел реструктуризацию, вычленил технологически невзаимосвязанные производства и пустил их в свободное плавание. И в результате некоторые производства выжили, и сейчас они здорово работают, а некоторые производства не смогли выдержать конкуренцию, и в результате они ушли в никуда.

Но благодаря такому действию он сумел собрать именно те производства, которые успешно работают на рынке, и сегодня у него везде висят объявления "Требуются", причем требуются люди высококлассные, квалифицированные работники. Это пример современного менеджмента.

Ведущий: С другой стороны, занимался ли он именно социальными проблемами в таком очень распространенном понимании, как вот есть масса работников старого завода, все они должны сохранить свою работу.

Анатолий Аксаков: Он не занимался решением вот таким образом социальных проблем своих работников. Он уволил очень многих, были забастовки, были обращения к руководству республики, с тем чтобы его освободили от занимаемой должности, чтобы государство надавило на этого руководителя. Выдержал, и сегодня он решает социальные проблемы своих людей тем, что выдает очень высокую заработную плату.

И это самое главное. Он освободился от тех балластов, в том числе дома отдыха, пансионатов, которые висели на балансе предприятия. Естественно, увеличивали себестоимость продукции. Но есть очень много предприятий, и их, к сожалению, большинство, которые абсолютно неконкурентоспособны - их процентов 80 в России.

Ведущий: Здесь какой-то порочный круг есть очень во многих вещах. Будут введены льготы, предположим, для малого бизнеса. Могут быть инвестиции в большое производство. При этом нужна реструктуризация. России вроде бы нужно вступать в ВТО или вроде бы не нужно. Здесь постоянно идет неясность. Какое бы сейчас ГД разумное решение ни приняла, все может утонуть мгновенно в недрах бюрократических рогаток.

Анатолий Аксаков: Я думаю, что нам нужно решить одновременно несколько проблем для того, чтобы экономика нормально заработала. Первая проблема - дальнейшая либерализация экономических процессов, снижение налогового бремени для предприятий и одновременно уменьшение расходов государственного бюджета, поскольку это вещи взаимосвязанные.

Если мы снижаем налоговое бремя для предприятия, значит, меньше денег будет поступать в бюджет, и значит бюджет будет иметь меньшие возможности для финансирования социальных и несоциальных программ. Финансировать их будут сами предприятия.

К сожалению, государство, как правило, является неэффективным финансистом этих всех программ. Все деньги безобразно используются, огромное число приписок. И, как правило, те объекты, которые зафиксированы в федеральном бюджете, переходят из года в год, это долгострои, причем ненужные нашей стране. Поскольку дармовые деньги, значит, и проекты не очень хорошие. Строят тяп-ляп, и отношение несерьезное к этим объектам.

Далее, нам нужно, может быть, это главная проблема, кстати, ее и Путин обозначил, это проблема ликвидации административных барьеров. Проблема номер один сегодня для экономики, в том числе для развития малого бизнеса. Сокращение функций контролирующих органов, минимизация выдачи лицензий, упрощение процедуры регистрации предприятий, упрощение процедуры получения разрешения на строительство каких-то объектов, на осуществление определенных видов деятельности - это нам необходимо как можно быстрее осуществить.

Ну и третье - это доступ к кредитным ресурсам, к инвестиционным ресурсам. К сожалению, у нас с этим тоже очень большая проблема.

Ведущий: Кредитные ресурсы. У нас есть вопрос, который задает участница нашего проекта "Одна семья времен Владимира Путина" Ирина Ишханова.

Как оформить кредит? Есть банки, которые дают кредиты для малого бизнеса. Мы встречаемся каждый вторник с таким достаточно тепличным проектом - журнал "Деловая хроника", но который будет очень показателен. Неразвитость кредитной банковской системы. Ее каким-то образом можно преодолеть?

Анатолий Аксаков: С одной стороны, нужно осуществить реструктуризацию банковской системы для того, чтобы все неэффективные банки, которые только занимаются отмыванием денег, таким образом можно было бы отсечь.

Во-вторых, должны работать так называемые банки развития. У нас есть в России Российский банк развития, но никто не знает, чем он занимается, как он работает, ничего не слышно и не видно. Вот этот банк с помощью в том числе бюджетных ресурсов должен активизировать свою деятельность, какую-то квоту определить для малых предприятий и выдавать эти кредиты малому бизнесу.

Тем более рядом есть Европейский банк реконструкции и развития, который показывает успешный опыт работы с малыми предприятиями. Выдает кредиты - там уже цифра приближается к 1 млрд. долларов. И кредиты довольно дорогие, под 15 процентов в валюте. И почти стопроцентная возвращаемость кредитов.

То есть можно работать с получателями кредитов и можно контролировать их работу, можно получать обратно кредиты. Разговоры о том, что высокие риски, они больше как отговорка у наших банков развития.

Ведущий: Как можно отсечь криминалитет? Криминальность организации предприятий малого бизнеса, которая пошла с 90-х годов и очень сильно стала развиваться.

Анатолий Аксаков: В том числе и криминальность малого бизнеса связана с высокими налогами, которые были. Почему возникает проблема взаимоотношений с криминальными элементами? Не платят налоги, оборачиваемость с наличными деньгами. Естественно, поскольку налоги не платят, тут же появляются те, кто начинает собирать дань. Если ты законопослушный хозяйствующий субъект, то с криминалитетом проблем нет. Чтобы эту проблему решить, прежде всего надо снижать налоговое бремя, чтобы было выгодно работать "в белую".

Ведущий: Но тут существует такая опасность: хорошо, я буду платить все налоги, какие бы они ни были, но плюс к этому я все равно буду платить тем людям, которые, что называется, "крыша", темному управлению бизнесом.

Анатолий Аксаков: Это общемировая проблема. Во-первых, порядка в стране не было. Сейчас ситуация в этом отношении меняется. И если уже обращаются к "крыше" малые предприятия, вообще предприятия, то, как правило, идут в наши силовые структуры. Готовы туда платить, нежели криминальным элементам. Я думаю, что ситуация меняется. Если мы еще снизим и налоговое бремя, то ситуация поправиться еще больше.

Ведущий: Вы говорите, что все упирается в налоги. Прежде всего, вы повторили слова "налоговое бремя" много раз за время этой передачи.

Есть еще одна проблема - Россия как Федерация. У меня сложилось такое ощущение, что Россия очень сильно движется к унитарному государству. С одной стороны, говорят, что это анархия всевластия регионов, а с другой стороны, слишком большая страна Россия, чтобы все могло исполняться вертикально. Как вы видите этот вопрос, и как представитель Чувашии?

Анатолий Аксаков: Я считаю, что та унификация, которая сегодня происходит в России, имеет и положительную сторону в смысле унификации законодательства, приведение законов и нормативных актов субъектов Федерации в соответствие с федеральными законами.

Но в то же время все больше функций, все больше вопросов прав забирает на себя федеральный центр, а ответственность все равно несут субъекты Федерации. Ведь губернатор, президент республики или глава местного самоуправления - он именно работает с населением, и естественному ему надо выполнять те обращения, которые к нему идут от населения.

В этом плане нам нужно грамотно распределить эти права и обязанности субъектов Федерации, местного самоуправления и федеральных органов власти и максимально предоставить самостоятельность субъектам Федерации, чтобы у них были и стимулы, кстати, наращивать налоговую базу, чтоб улучшать экономическую ситуацию.

Поэтому не все мне нравится в том, что делается. Эти округа - дополнительные административные барьеры, которые появились в России и ни к чему хорошему не привели. Разве что они проследили унификацию законодательства. Но сейчас эта функция практически выполнена. Что они еще будут делать?

Ведущий: Создается впечатление, что округа создаются во многом для политического маневрирования между регионами и Федерацией.

Анатолий Аксаков: Причем, беда в чем? Скажем, Сбербанк начал тоже по этому же принципу формировать структуры сначала в округах. И те подразделения, которые были в субъектах Федерации, перечисляют теперь деньги в окружные, чтобы содержать аппарат в этих окружных центрах. То же самое "Связьинвест" делает.

То есть мы как бы формируем дополнительные бюрократические прослойки в России. Здесь есть опасность. Мы хотим бороться с административными барьерами, создавая новые барьеры. Это очень опасно.

Ведущий: На любом промежуточном этапе чем больше емкостей, тем больше усушки, утруски, выветривания и финансов.

Анатолий Аксаков: Самостоятельности у того же подразделения Сбербанка, подразделения связи не стало меньше, соответственно, и меньше инициативы. А это также плохо для экономики.

Ведущий: Как вы думаете, можно ли вернуться к какому-то уточнению, пересмотру региональной политики, и с какого этапа можно будет вернуться? В это ли упирается или, как вы говорили, именно в законотворческую деятельность той же самой ГД и введение единых правил для всей страны? Где здесь начало и конец?

Анатолий Аксаков: Мы этот все-таки срок Владимира Владимировича должны пройти, отработать с тем, что создано. А потом, после новых выборов (я полагаю, что у нас будет снова президентом Путин), я думаю будет у нас новый этап повышения самостоятельности субъектов Федерации.

Ведущий: Тут можно будет федеративной политикой заняться.

Анатолий Аксаков: Безусловно. Я думаю, что и Конституцией мы будем заниматься после выборов президента.

Ведущий: Спасибо большое. Успехов вам.

29.04.2002 http://www.aksakov.ru/publictext/public/id/434621.html

Док. 323619
Перв. публик.: 29.04.02
Последн. ред.: 21.06.07
Число обращений: 307

  • Аксаков Анатолий Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``